Получи документы

Буллинг. Как противостоять буллингу для 7–11 классов

Екатерина Павловна Полякова
Буллинг. Как противостоять буллингу для 7–11 классов

Психологи называют разные причины появления буллинга. Если у ребёнка есть свой личный травматичный опыт детско-родительских отношений, он сталкивается с насилием в семье, не может дать отпор там и вымещает свою агрессию на более слабых. Другая причина - желание самоутвердиться и почувствовать власть либо ощутить принадлежность к сильной «стае». Около ста лет назад известный психолог и психоаналитик Карен Хорни написала книгу «Невротическая личность нашего времени». В ней говорится о том, что постоянная конкуренция, культ лидерства и успеха, массовая недолюбленность приводят к тому, что у людей нарастает враждебность, порождаются конфликты с самим собой и друг другом, провоцируется агрессия ко всему миру. Люди, чувствуя себя изгоями в социальной системе, теряют ценностные ориентиры жизни и находятся в разъедающем их состоянии тревоги. И именно в закрытых сообществах жестко проступает деление на своих и чужих, развиваются такие социальные явления, как ксенофобия, этнофобия и разные формы стигматизации, приводящие к вспышкам агрессии и невротического поведения. Сюда же можно отнести и буллинг.

Публикация «Буллинг, Как противостоять буллингу для 7–11 классов» размещена в разделах

Существует также мнение, что такое поведение биологически обусловлено инстинктами и является ещё одним адаптивным механизмом приспособления к жизни. На бессознательном уровне подростки, начавшие травлю, хотят доказать, что они «альфа», то есть сильнее и привлекательнее для продолжения рода.

- Почему дети не рассказывают о том, что их травят?

- Даже в младших классах тот, кто расскажет о таком взрослым, будет считаться ябедой и предателем. Никто не хочет быть «стукачом». И одна из причин - страх, что вся агрессия «стаи» переключится на тебя. А объект травли не рассказывает часто потому, что боится, что станет ещё хуже.

- Может ли ребёнок самостоятельно справиться с травлей?

- Нет. В младшем и среднем школьном возрасте не может. Есть мнение, что старшие подростки могут попробовать остановить травлю самостоятельно, но только в том случае, если издевательства только начались, а сам подросток достаточно уверен в себе и обладает внутренним ресурсом, чтобы дать отпор. Но если он не справляется в течение недели, то ему нужна помощь взрослых.

От «шутки» до суицида

- Как понять, что ребёнка травят в школе?

- Есть «звоночки», на которые стоит обратить внимание. Первое, если ребенок не хочет идти в школу. При этом у него нет контрольных, не нужно отчитывать доклад или защищать какой-то проект, а он всё равно ищет любой способ, чтобы не пойти. Иногда могут возникнуть реальные физические боли, у которых, казалось бы, нет причин. Второе, если после вопросов о том, как дела в школе, у него резко портится настроение. Он отмалчивается, ничего не хочет рассказывать. У ребёнка может начаться депрессия. Третье, могут быть явные признаки: грязная или порванная одежда, синяки (если мы говорим о буллинге с применением физической силы).

- Что испытывает ребёнок, который стал жертвой буллинга? И как травля может сказаться на его будущем?

- Ребёнок глубоко переживает и страдает. Степень последствий будет зависеть от длительности травли и от того, что конкретно происходило с подростком. В будущем такой человек, вероятнее всего, будет испытывать трудности с установлением доверительных и близких отношений с другими. Может развиться личностная тревожность, множество фобий, человек не будет ощущать себя в безопасности во многих ситуациях. Депрессия. Крайний вариант - суицид. Такой случай совсем недавно произошёл в Воронеже. Девочка обратилась к взрослым за помощью, но они проигнорировали её просьбу о переводе в другой класс, не восприняв всерьёз ситуацию.

- Как же отличить обычные подростковые конфликты от буллинга и не допустить трагедию?

- Я считаю, что взрослым нужно обязательно разбираться с каждой ситуацией. Сейчас такое время, что общение детей и родителей происходит на бегу. Учителя тоже не могут уследить за учениками в течение 24 часов. Но если взрослые что-то заподозрили, а тем более если сам ребенок просит о помощи, то тут нужно потратить столько времени, сколько потребуется. Ни в коем случае не торопиться, не обвинять буллера, не обвинять жертву травли, мол, «сам виноват, сам провоцируешь» и т. д. И тот, и другой - дети. Нужно выяснить, почему буллер выбрал именно такую модель взаимодействия с миром. Тут, конечно, может возникнуть и ещё одна сложность. Родители часто не могут поверить в то, что их чадо способно затравить другого. Я знаю и такие случаи, когда буллер преподносит себя не как подстрекателя и зачинщика, а как жертву издевательств. Взрослым стоит быть внимательнее и не жалеть времени.

- А почему взрослые замалчивают истории, связанные с травлей?

- Часто людям кажется, что если не обращать внимание на проблему, то рано или поздно она сама собой рассосётся. Конечно же, это не так. С точки зрения психологии, такое поведение можно назвать детским. Взрослый подход - разобраться с ситуацией, понять причины и осознать последствия, начать действовать. Замалчивание - в большинстве случаев ещё и нежелание принять свою беспомощность, страх бессилия и ответственности.

Как справиться с травлей?

- Вариантов несколько. Главное - это чёткая позиция взрослого по поводу происходящего. Если родители буллера и родители жертвы приходят к общему мнению, то справиться с ситуацией будет проще. Если же родители буллера и слышать не хотят о том, что их ребёнок способен на агрессию, то тут будет сложнее. Для начала родителям жертвы нужно будет найти доказательства травли. В некоторых случаях дело может дойти и до уголовной ответственности. Родители должны не забывать, что до 14 лет всю юридическую ответственность за действия детей несут они.

Депрессии, повышенной тревожности;

Острому или посттравматическому стрессовому расстройству;

Нарушениям сна, ночным кошмарам;

Бруксизму: бразильские ученые выявили, что повреждения зубов из-за ночного скрежетания выявляются у жертв буллинга почти в 4 раза чаще;

Расстройствам пищевого поведения у подростков;

Низкой самооценке;

Снижению или полной потере интереса к любимым занятиям (и это один из признаков депрессивного расстройства);

Снижению успеваемости в школе, прогулам, отказам учиться;

Саморазрушительному поведению: нанесению себе травм, побегам из дома;

Сахарному диабету 2 типа: по данным скандинавских ученых, у женщин риск повышается на 36%, у мужчин на 61%.

В книге «Предотвращение буллинга» пишут, что агрессора обычно воспринимают в коллективе как авторитетного и уважаемого человека. Но сам он не уверен в себе и собственном месте в коллективе. Агрессор использует насилие, чтобы самоутвердиться за чужой счёт, и внутренне очень боится потерять лидерские позиции.

Свидетели травли — большая часть детского коллектива. Они стоят в стороне и делают вид, что ничего не происходит. Не пытаются остановить насилие, хотя внутри могут понимать, что ситуация неправильная. Петрановская говорит, что «они получают опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решились вступиться и поддерживали травлю из страха самим оказаться жертвой».

Постепенно такие дети и подростки ожесточаются. Постоянно наблюдая буллинг, они перестают жалеть жертву. Насилие становится нормой, отношения в коллективе ухудшаются, атмосфера становится жестокой и отчуждённой.

Публикации по теме:

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Классный час для 1–4 классов, посвященный Дню 8 марта Классный час, посвященный Дню 8 марта для 1 – 4 классов Учитель: Талалай О. Н. Цель: воспитывать уважение к женщине, матери; к труду.

Новогодний концерт-представление для 5–6 классов музыка на вход царя и Василисы. Царь везде смотрит - наведен ли порядок. Остается недовольным. Царь. (Василисе) Так, что за бардак?.

Поделка «Катер» из пеноплекса для 3–4 классовПоделка «Катер» из пеноплекса для 3–4 классов 05.06.2020 Группа №7,8 3-й год обучения (4а, 3а класс) Задание для дистанционного образования Тема занятие: поделка «Катер» из пеноплекса.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Буллинг. Как противостоять буллингу для 7–11 классов
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 19:22
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД