Натали Корякина
Читаем детям: воспитание сказкой в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Читаем детям : воспитание сказкой в семье
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа»
А. Н. Толстой
Публикация «Читаем детям: воспитание сказкой в семье» размещена в разделах
В современном обществе такая семейная традиция, как чтение сказок детям, постепенно утрачивается. На смену такому досугу приходят просмотр мультфильмов, электронные игры. Безусловно, социально-культурные изменения в современном обществе выдвигают совершенно новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Наши дети растут в условиях технического прогресса. Уже никого не удивишь, рассказав о годовалом малыше, лихо справляющемся с планшетом, телефоном или другим гаджетом. Можно долго спорить о том, хорошо это или плохо. Но это уже свершившийся факт. Современные дети просят у Деда Мороза интерактивные игрушки, выбирают для игр персонажей популярных мультфильмов, катаются на роликах, буквально с рождения «впитывают» несколько языков и многое другое. Несмотря на это, малыши XIX века все также любят кататься на качелях, есть мороженое, играть с друзьями. Они с таким же любопытством кормят голубей в сквере, с задорным смехом играют с кошкой, верят в чудеса и любят слушать сказки. Задача взрослых – в процессе воспитания малыша учитывать актуальные тенденции, при этом сохраняя то неизменное, доброе, вечное. В современном обществе приобретают особую актуальность такие педагогические задачи, как развитие интереса к познанию, формирование положительных нравственных качеств, реализация творческого потенциала ребенка, становление таких качеств личности, как доброта, эмоциональная отзывчивость, сострадание и др. Но на сегодняшний день родители уделяют большее внимание исключительно интеллектуальному развитию своего малыша. Описанные выше задачи приобретают второстепенное значение в воспитательном процессе. Такой подход является в корне неверным. Ведь именно индивидуальные качества личности являются основой для успешной социализации в современном обществе. Кроме того, важно отметить, что сказка – это не просто источник мудрости для воспитания моральных качеств личности, это еще и материал для развития мыслительных процессов ребенка: анализа, синтеза, обобщения, умозаключения и др. Ведь сказка не дает готовых «советов» - она направляет ребенка делать собственные выводы, оценивая поступки персонажей.
Сказки способствуют расширению кругозора детей, развитию воображения, фантазии, коммуникативных навыков, формируют национальные ценности.
Особенности жанра предполагают увлекательное, «фантазийное» повествование, яркие выразительные образы. Сказка отличается аксиологической однозначностью – четким разграничением добра и зла. Эти особенности жанра отвечают психологическим потребностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, мышление ребенка отличается образностью, конкретностью: малыш оперирует наглядными образами и конкретными представлениями. Поэтому ребенку «по силам» верно оценить конфликтную ситуацию, описываемую в сказке, определить собственное отношение к происходящему.
Исследованиями передовых педагогов и психологов было доказано высокое воспитательное значение народных сказок. В частности, В. Г. Белинский отметил, что «в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь…». Педагог К. Д. Ушинский выделил простоту и непосредственность художественного слова народа, которые соответствуют таким же свойствам детской психики. Причиной популярности сказок среди детей К. Маркс считал соответствие между «наивностью ребенка и безыскусственной правдой народного вымысла». Основоположник отечественной этнопедагогики Г. Н. Волков отметил, что «…в сказке – вечность воспитания, которая символизирует движение человечества к духовному и нравственному прогрессу».
Сказка помогает разрешить ряд психологических проблем, которые могут возникать у детей. Например, посредством сказкотерапии корректируют проявление агрессии, неуверенности, застенчивости, страхов и др. В своей практической деятельности данный метод используют такие авторы, как Д. Бретт, Д. Соколов, Д. Миллс и др.
Нельзя не отметить и важность чтения родителями книг своим детям с точки зрения укрепления семейных взаимоотношений, формирования атмосферы доброжелательности, уважения, заботы. Поэтому так важно сохранить традицию семейного чтения.
Как же читать сказку детям? Самым важным условием эффективности такой деятельности является формирование эмоционального отклика у детей. Чтобы достичь поставленной задачи важно правильно организовать чтение. В первую очередь необходимо определить время проведения такой деятельности в режиме дня ребенка: уставший или, наоборот, чрезмерно возбужденный игрой малыш не сможет сосредоточиться на прослушивании сказки. Поэтому лучше предложить такую деятельность малышу до прогулки или после дневного сна. Читая ребенку «сказку на ночь», рекомендуется выбирать произведения с простым сюжетом, который не предполагает сложных размышлений, переживаний. Основная задача такой деятельности заключается не столько в познании или воспитании, сколько в формировании положительного микроклимата между членами семьи : ребенком и родителями.
Кроме того, необходимо верно определить объем и вид сказки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Педагоги и психологи дают следующие рекомендации:
1. Дети 1-3 лет способны воспринимать народные сказки с простыми предложениями и множественными повторениями. При чтении таких произведений, родителям рекомендуется подражать голосам животных, активно использовать мимику и жесты, изменение силы голоса. Следует выбирать книги с картонными страницами и красочными крупными иллюстрациями. Дети указанного возраста с удовольствием слушают такие сказки, как «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Теремок» и др.
2. Младшим дошкольникам (3-4 года) следует читать сказки с более сложным сюжетом. Предпочтение нужно отдать сказкам о животных и социально-бытовым. Важно, чтобы в произведении четко была сформулирована воспитательная идея, добро побеждало зло. Детям такого возраста подойдут русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «У страха глаза велики», «Гуси-лебеди»; сказки народов мира «Два жадных медвежонка», «Коза-дереза», «Петух и лиса»; авторские сказки К. Чуковского, В. Сутеева, Д. Мамин-Сибиряка, К. Д. Ушинского.
3. Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) сопоставляют себя с персонажами сказок. Малыши начинают анализировать поступки героев на основе собственного опыта. В этом возрасте возникает интерес к волшебным сказкам. Также психологами отмечено, что именно в 4-5 лет у детей нередко появляются различные страхи. Поэтому важно обратить особое внимание на содержание сказки : не следует делать выбор в пользу произведений с элементами жестокости, лжи, обмана, двусмысленности. Приобретая новую книгу, родителям необходимо ознакомиться с ее содержанием перед прочтением малышу. В сказках для детей 4-5 лет мораль не должна «лежать на поверхности» - малыши должны учиться размышлять и делать собственные выводы. Дошкольникам можно предложить такие русские народные сказки, как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье»; сказки народов мира : «Три поросенка», «Красная шапочка», «Заяц и еж»; авторские сказки М. Горького, К. Чуковского, В. Осеевой, Д. Мамин-Сибиряка, В. Бианки, А. Милна и др.
4. Старшие дошкольники увлеченно слушают волшебные сказки. Главными героями могут быть не только люди и животные, но и волшебники, маги, колдуны, рыцари и принцессы. Важно, чтобы сказка имела воспитательную идею, соответствовала возрастным и индивидуальным потребностям старших дошкольников. Так, малышей заинтересуют такие сказки, как «Заяц-хвастун», «Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Златовласка», «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрена, «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Дюймовочка» Х. К. Андерсена, «Бемби» Ф. Зальтена и др.
Сказку лучше рассказывать, подкрепляя красочными иллюстрациями из книги. Эффективной педагогической деятельностью является театрализация произведения. Яркие «ожившие» персонажи сказки вызывают эмоциональный отклик – дети сопереживают герою, помогают найти ему выход из затруднительной ситуации, предупреждают об опасности, искренне радуются успешному разрешению конфликта.
После прочтения сказки важно выяснить эмоциональное отношение ребенка к героям, их поступкам. В ходе такой беседы с малышом возможно не только оценить его отношение к событиям, описанным в произведении, но и при необходимости откорректировать ошибочные, неверные представления и суждения.
Таким образом, сказка является эффективным средством воспитания ребенка в семье. В процессе «сказочного путешествия» малыш познает окружающий мир в доступной для него игровой, воображаемой форме, учится мыслить, делать собственные выводы, анализировать поступки. В процессе слушания сказки развивается речь ребенка, фантазия, раскрываются творческие способности. Чтение в кругу семьи – это не только увлекательный досуг, но и эффективный метод всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
Список литературы:
1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб. : Алетея,1996;
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2006;
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2005;
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб. : Златоуст, 1998;
5. Кабачек О. Л. Сказка в век компьютера : методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста / О. Л. Кабачек. - М. : Либерея, 2001;
6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2003;
Статьи из периодических изданий:
7. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012.- № 7.- С. 19-24;
8. Кабачек О. Терапия в жанре волшебства: психологические предпосылки сказкотерапии / О. Кабачек // Библиотечное дело. - 2003.- № 12.- С. 2-6;
9. Психология детского чтения // Семейное чтение. - 2006. - № 1. - (вкладыш);
10. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. – 1993. - №5. – С. 39-43.
Статьи из интернета:
1. https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2752.html.
2. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=651671