Моника Геворгян
Конспект НОД «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
/ Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений, развивать память.
Задачи:
Образовательные: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. З. Сурикова «Детство» (в сокращении) с опорой на мнемотаблицу, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения.
Развивающие: Развивать у детей поэтический слух. Закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах.
Публикация «Конспект НОД „Чтение стихотворений о зиме, Заучивание стихотворения И, Сурикова „Детство“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи о зиме. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.
ХОД:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нас в группе лежало письмо. Давайте прочитаем его…. «Это письмо от зимы она приглашает, нас в зимний лес…если вы хотите очутиться в зимнем лесу, то повторите волшебные слова»
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в зимний лес.
Звучит музыка С. Прокофьева «Фея зимы» чтение педагогом стихотворения И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Великолепен вид зимней природы! Могучие деревья оделись в белоснежные одеяния. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом. Природа зимой в лесу удивительно красива. Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.
Упражнение «Нарисуем зиму».
Воспитатель: - Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый?
- А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель и дети.)
- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)
- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)
- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)
- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)
Сдуйте с ладошек снежинки
(упражнение на дыхание)
Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.
Воспитатель: Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке. Какими способами? Как об этом могут рассказать поэты? (Стихами)
Один поэт тоже очень любил в детстве кататься на санках. Это Иван Захарович Суриков. (показ портрета).
Иван Захарович родился в деревне. Он очень любил читать книги, Когда поэт был маленький, он очень любил кататься на санках с горы. А когда вырос даже написал об этом стихотворение. Послушайте внимательно, а потом поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении.
(воспитатель читает стихотворение без установки на запоминание)
«Детство»
Вот моя деревня.
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
_ Как назвал стихотворение поэт Иван Суриков?
_ Что вспоминает поэт Иван Суриков?
_ Как поэт пишет про гору? Какая она?
_ Что случилось с санками?
_ Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору в сугроб»?
_ Что делают друзья мальчика?
_ Что случилось с лицом мальчика?
Воспитатель показывает мнемотаблицу стихотворения.
А теперь посмотрите, что же зашифровано на этих картинках? Кто догадался? Верно, это стихотворение «Детство». Давайте рассмотрим все картинки таблицы. (поочередное рассматривание картинок)
Что это изображено (маленькие дома, которые бывают в деревне)
Что здесь? (один дом)
Третья картинка, что здесь? (человечек, санки, горка)
Что делает мальчик? (на санках едет с горы)
А гора какая? (высокая, крутая)
Значит, кто-то катится по горе крутой. Что же дальше? (санки упали, и мальчик тоже упал)
Да, санки свернули с горы, и мальчик на бок – хлоп! Мальчик упал.
А куда он упал? (в сугроб)
Наверно он кубарем скатился в сугроб? Как это (кубарем – это значит «перевертываясь» при движении)
А это что за человечки? (друзья-мальчишки)
Что они делают (смеются над бедой)
Можно сказать смеются, а можно еще как сказать (хохочут)
Что случилось с мальчиком, когда он упал (снег прилип к рукам и лицу)
Можно сказать, что мальчику все лицо и руки залепил снег.
И последняя картинка – что здесь? (мальчик грустный, плачет)
Мальчику немного больно. Но такое случается, и это не так страшно. Мальчику – горе, а мальчишкам - смех. Вот и все картинки.
Установка на запоминание текста стихотворения.
Воспитатель:
Еще раз послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить.
(воспитатель еще раз читает стихотворение с установкой на запоминание, с показом мнемотаблицы. Затем предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы)
Я начинаю строчку, а вы продолжите.
Заключительная.
Воспитатель:
А теперь прочтем стихотворение «Детство» все вместе. (читают)