Получи документы

«Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе

Татьяна Кандалинцева
«Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- расширить представления детей о свойствах воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется);

- уточнить знание о воздухе как необходимом условии жизни на Земле;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа

1. Проведение беседы «Воздух на Земле».

2. Разучивание двух дидактических игр: «Отвечай быстро», «Да – Нет».

Публикация «„Что мы знаем о воздухе?“ Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

3. Проведение занятия – экспериментирования «свойства воздуха».

4. Организация консультации для родителей «Занимательные эксперименты».

Оборудование: карточки с символами, обозначающими методы исследования; листочки в клеточку, ручки; мантия, шапка ученого; книги о нашей планете; сумка – холодильник; воздушные шарики; палка (60 см.); миска, пластиковая бутылка.

* * *

Дети сидят на стульях полукругом, перед ними стоят стол и планшет.

Воспитатель. Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые?

Дети отвечают.

Тогда я открываю заседание ученого совета. (Выбирает помощника)

Помощник занимает место за столом.

Помощник символами будет зарисовывать всю добытую нами информацию. Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка. Слушайте внимательно.

Через нос проходить в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Исследователи, ваша задача – получить как можно больше новых сведений о воздухе, подготовить сообщение, т. е. небольшой доклад. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить ее.

На планшете выставлены методы исследования, изображенные символами:

- подумать самому;

- провести эксперимент;

- взять информацию из компьютера;

- посмотреть в книгах;

- спросить у другого человека.

Обратите внимание на эти методы. С чего мы начнем собирать материал?

Дети. Нужно вспомнить, что мы знаем о воздухе. Воздух не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха. Без воздуха невозможна жизнь на Земле.

Помощник символами фиксирует высказывания.

Воспитатель. Следующий этап – эксперимент. Вы много вспомнили о воздухе, а хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? Давайте подойдем к столу.

Опыт 1. К палке длиной приблизительно 60 см с двух концов привязываются два надутых одинаковых воздушных шарика. На середине палки крепится веревочка. Палку подвешивают за веревочку в горизонтальном положении.

Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно?

Дети. Шары весят одинаково.

Воспитатель. А что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом?

Дети высказывают предложения.

Давайте проверим. (Протыкает один из шаров.)

Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.

Почему изменилось положение весов?

Дети. Шарик без воздуха стал более легким.

Воспитатель. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик?

Дети. Палка выровняется.

Воспитатель проверяет предположение детей на практике. Равновесие снова восстанавливается.

Воспитатель. Что же произошло?

Дети высказывают предположения.

Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.

Помощник символами фиксирует полученную информацию.

А вы знаете, какой воздух легче – теплый или холодный? Почему? Хотите узнать?

Опыт 2. На пустую, охлажденную пластиковую бутылку надевают воздушный шарик. Ставят бутылку в миску с горячей водой. Воздух нагревается, ему становится тесно и он устремляется вверх. Шарик надувается.

Видите, значит, можно сделать вывод: теплый воздух легче, чем холодный.

Помощник символами фиксирует полученную информацию.

Где еще мы можем найти информацию о воздухе?

Дети. В компьютере.

Дети подходят к мультимедийному экрану и смотрят презентацию «Воздух можно услышать» в исполнении духовых инструментов – флейты, кларнета, трубы.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель.

Руки подняли и покачали.

Дети качают поднятыми вверх руками.

Это деревья в лесу.

Плавно опускают руки вниз.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Трясут кистями рук.

Ветер сбивает росу.

Машут руками перед собой.

В стороны руки, плавно помашем –

Руки разводят в стороны.

Это к нам птицы летят.

Поворачивают туловище с раскинутыми в стороны руками.

Как они сядут, тоже покажем.

Приседают.

Крылья сложили назад.

Встают, прячут руки за спину.

Также мы можем посмотреть то, что нас интересует, в книгах. (Зачитывает отрывок.)

«Когда встречаются теплый и холодный воздух, начинаются колебания. Так возникает ветер. Неправда, что от ветра одни только неприятности. Он уносит из города задымленный воздух, а на смену ему их полей и садов приходит чистый и свежий. Ветер переносит семена растений, разгоняет тучи и помогает летать воздушным змеям. У ветра такая сила, что он может делать самую разную работу. Например, крутить мельничные жернова и надувать паруса кораблей».

Куда сейчас мы отправимся за информацией? Правильно, пришла пора обратиться за помощью к другим людям. Много интересного знает Юлия Георгиевна. Может, спросим у нее?

Юлия Георгиевна. Не только человеку, но и всему живому на Земле нужен чистый воздух. Но дым заводских труб, выхлопной газ автомобилей, многочисленные пожары и даже извержения вулканов загрязняют его.

Особенно загрязнен воздух в городах. Поэтому люди создали общество охраны природы. В нем занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.

Воспитатель. Сейчас я попрошу вас занять свои места.

Дети развешивают на планшете свои заметки – пиктограммы так, чтобы их видели все.

Давайте вспомним, что вы узнали, проведя исследование?

Дети расшифровывают пиктограммы. Если забыли обозначение, пиктограмма откладывается в сторону.

Много интересного мы узнали о воздухе. А как вы думаете, что самое главное мы узнали?

Дети. Воздух надо беречь. (Выбирают главные и второстепенные признаки изучаемого объекта.)

Воспитатель. Наступило время научного доклада.

Дети выбирают докладчика сами. Ребенок надевает мантию и головной убор ученого. Опираясь на символы, он рассказывает о воздухе все, что узнали во время исследования.

Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить?

Дети высказываются.

О чем или о ком еще вы хотели бы узнать на следующих занятиях?

Дети отвечают.

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Можно ли обойтись без воздуха?» Цель: Продолжать формировать представления детей о свойствах воздуха: невидим,не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при.

Многофункциональное пособие-макет «Земля — наш общий дом»Многофункциональное пособие-макет «Земля — наш общий дом» Макет «Земля – наш общий дом» Макет «Земля – наш общий дом» является незаменимым помощником во всех видах деятельности с детьми: мы путешествуем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 19:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кандалинцева (УИ 161703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД