Папки-передвижки

Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре на материале темы «Город Ишим»

Алехина Елена
Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре на материале темы «Город Ишим»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад № 19» города Ишима

Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой Родины)

Алёхина

Елена Юрьевна,

МА ДОУ ЦРР д. сад

№ 19, воспитатель

Ишим, 2022

Фамилия имя отчество участника: Алехина Елена Юрьевна

Публикация «Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре на материале темы „Город Ишим“» размещена в разделах

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 19» города Ишима Тюменской области.

Занимаемая должность: воспитатель.

Название конкурсной разработки: Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой Родины)

Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно- воспитательном процессе

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание детей.

В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не создана. У нас, педагогов – практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Большинство авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических чувств дошкольников, но нет целостной системы работы в данном направлении.

Как один из аспектов работы Городской экспериментальной площадки по теме «Патриотическое воспитание старших дошкольников на материале краеведения и историко-культурных традиций малой Родины» на базе МА ДОУ ЦРР «Детский сад № 19» города Ишима Тюменской области, нами рассматривался цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой Родины) на кругах в группе.

Круг это особая форма работы в группе. Дети получают и систематизируют знания, делятся своими наблюдениями и знаниями, активно участвуют в обсуждении, опираясь на собственный опыт. На круге дети узнают о Земле, животных, растениях, родном городе, времени, строении человека, профессиях, идет работа с календарём, с доской событий, месте человека в истории и культуре, роли в техническом прогрессе. … Каждая неделя обычно посвящена изучению какой-либо темы, проекту и совместная деятельность детей и педагога на «круге» организованы соответственно изучаемой тематике.

При отборе содержания для цикла бесед на круге мы исходили из учёта дидактических принципов доступности, постепенности, усложнения, повторения, наглядности, его воспитательной ценности, исторической достоверности, а также интереса детей и возможности отражения полученных знаний в праздниках и досугах, в творческой деятельности дошкольников.

Общие задачи цикла бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой Родины) :

• Формировать чувство гордости, уважение к героическому прошлому народа России;

• Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу; вызвать в детях чувство гордости город, за достижения знаменитых земляков и стремление сделать свою малую Родину богаче и краше;

• Вызвать интерес к истории возникновения окружающих предметов и понимание того, что все предметы были когда – то придуманы человеком,

сделаны руками человека, и к ним необходимо относиться бережно.

Предлагаемый цикл бесед интегрирует основные направления нравственного, патриотического, и умственного развития детей от 3 до 7 лет. Существенное значение для дошкольников в формировании патриотических чувств имеет ближайшее окружение. В разрабатываемом цикле бесед по развитию представлений о человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой Родины) находят своё отражение впечатления, наиболее доступные для детей старшего дошкольного возраста – семейные традиции, труд родителей, историко – культурные ценности города Ишима, общественные события и праздники, встречи с ветеранами, достижения знаменитых земляков.

Количество бесед на круге дано из расчета две беседы в месяц. Материал расположен по месяцам. По каждой теме предлагается определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением изученного материала. Все темы объединены в перспективном плане по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой Родины, в котором материал расположен также по месяцам.

Данный цикл бесед адресуется воспитателям, родителям, и всем, кто работает с дошкольниками. Цикл бесед создает наиболее оптимальные условия для накопления впечатлений, развития у детей родной русской речи, интереса к истории, способствуют осмыслению общечеловеческих ценностей, формируют патриотический потенциал дошкольников.

Тематическое планирование цикла бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой Родины)

Месяц,

№ П. П

Тема беседы Содержание и задачи цикла бесед Практическая работа, экскурсии

Сентябрь

1. Ишим – город исторический

Представление о истории возникновения нашего города.

Задача: вызвать интерес к изучению истории своей малой Родины. Экскурсия в

Ишимский историко-краеведческий музей

2. Развитие труда хлебороба. Цель: формировать представление о труде Ишимских хлеборобов.

Задача: вызвать интерес к труду наших предков-хлеборобов, понимание, что давал этот труд в результате, и насколько легче стало людям трудиться с наступлением технического прогресса.

Изготовление пряников, калачей, булочек из солёного теста для сюжетно – ролевых игр.

Октябрь

3. Архитектура города Ишима. Представление об истории улиц, домов нашего города с интересными образцами прошлых лет (деревянное и каменное зодчество) и об эволюции строительства жилища - о наличии современной архитектуры.

Задача: развитие чувства гордости за мастеров, создавших удивительные по своей красоте памятники деревянного и каменного зодчества. Презентация «Архитектурное наследие».

Коллаж «Улицы моего города».

4. Устройство русской избы.

Представление о истории цивилизации на примере устройства русской избы.

Задача: познакомить детей с бытом, утварью русской, Ишимской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена. Рассматривание экспозиции в мини – музее детского сада: «Русская изба».

Ноябрь

5. Из истории городского транспорта. Представление детей об изменении видов и форм транспорта в связи с потребностями общества и техническим прогрессом.

Задача: сформировать представление детей о том, что транспорт существовал всегда, но его формы и виды изменялись в связи с техническим прогрессом, научить детей сравнению и анализу. Детский исследовательский проект, мультимедиа - презентация.

Создание рисунков: «Транспорт будущего».

6. Кто в городе главный? Представление о должности главы администрации города.

Задача: формировать у воспитанников чувства патриотизма и

гражданской ответственности.

Устное сочинение на тему: если бы я был мэром…

Декабрь

7. Никольская ярмарка Представление о развитии в Ишиме торговли и торговых отношений.

Задача: активизация интереса к изучению истории Никольской Ярмарки в Ишиме. Подготовка песен, танцев, атрибутов, «товаров» к зимней Никольской ярмарке.

8. Герб города Ишима Представление о символе государственности города Ишима и истории их возникновения.

Задача: воспитывать в детях чувство привязанности и любви к своей малой Родине городу Ишиму. Создание рисунков по пословицам о Родине.

Январь

9. Сибирский валенок Представление об истории возникновения валенок, используемых с давних пор и до настоящего времени.

Задача: вызвать интерес к валенкам, которые на протяжении многих веков остаются любимой обувью у ишимцев. Конкурс «Сибирский валенок».

Совместное украшение валенок, вышивка.

10. Из истории одного памятника…

Представление о скульптуре выполненной Вячеславом Клыковым, посвященной Прасковье Луполовой, дочери ссыльного офицера, как образец дочерней любви. Задача: развивать чувство ответственности за начатое дело, формирование у детей чувства патриотизма посредством воспитания у них таких нравственных качеств, как любовь к своим близким людям, стремление помочь им.

Экскурсия к памятнику Прасковье Луполовой.

Февраль

11. Слава героям!

Представление о подвигах военных и гражданских, основателя Коркиной слободы (будущего города Ишима) казаку Коркину и защитнику земли сибирской - атаману Ермаку. Задача: развитие чувства патриотизма и сохранение памяти о подвигах героев. Экскурсия к памятнику основателю Коркиной слободы (города Ишима) казаку Ивану Коркину.

12. Веселая масленица. Представление о символическом обряде прощания с зимой и встречи с весной, имеющем глубокие исторические корни; о блине – символе солнца. Задача: продолжать знакомить детей с традициями русской праздничной культуры.

Чтение детям Островского А. Н.

«Снегурочка», показ репродукции Б. Кустодиева «Масленица». Подготовка песен, танцев, атрибутов к празднику Масленицы.

Март

13. Ишимские ковры.

Представление об исторически сложившемся на территории Приишимья древнем ремесле - ковроткачестве. Задача: вызвать интерес и уважение к труду ковроткачей. Аппликация «Ишимские узоры».

14. Игла - помощница Представление о истории возникновения иголки, использование с давних пор и до настоящего времени. Задача: вызвать интерес игле, которая на протяжении многих веков остается нашей верной помощницей; формировать уважение к профессии швея. Создание коллекции игл (для вышивания и швейных) в мини – музее детского сада, а также, вышивок и первых пришитых нами

пуговиц.

Апрель

15. Поэт – сказочник П. П. Ершов. Представление об авторе сказки в стихах П. П. Ершове. Задача: воспитывать любовь к малой Родине через знакомство с личностью и творчеством П. П. Ершова. Создание иллюстраций к сказке П. П. Ершова «Конек – горбунок».

16. В. В. Медведев – наш земляк. Представление о знаменитых земляках – людях творческих, интересных. Задача: развитие чувства гордости за писателя - земляка, создавшего замечательное, любимое детьми произведение художественной литературы.

Создание коллажа к повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком

Май

17. Поэт земли Ишимской. Представление о знаменитых земляках – людях творческих, интересных. Задача: воспитывать любовь к малой Родине через знакомство с личностью и творчеством местного поэта Михаила Смолина.

Литературная гостиная. Встреча с поэтом, создание книги иллюстраций к его произведениям.

18. Спасибо вам за победу. Ишим в годы Великой Отечественной войны

Формирование чувства патриотизма, чувства уважения к героическому прошлому наших земляков, Задача: развитие и сохранение чувства гордости и памяти о подвигах защитников Отечества. Изготовление подарков для ветеранов.

Праздничный концерт для ветеранов.

Литература

1. Ишим, окружный город Тобольской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

2. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). — Тюмень, 2003. — 304 с. — ISBN 5-87591-025-9.

3. Гультяев Н. Е., Волкова М. П. Эволюция хозяйственно-экономического развития города Ишима //Западносибирское краеведение. Вып. 2. Ишим, 1997. С. 126—130. — ISBN 5-900142-14-0

4. Ишим далекий — близкий : Научно-популярные очерки. Ишим. 1997. 182 с — ISBN 5-900142-20-5

5. Ишим : Исторические очерки. Ишим, 1995. 64 с.

6. Ишим : Прошлое и настоящее: Библиографический указатель. Ишим, 1991. 144 с.

7. Ишимский хронограф //Западносибирское краеведение. Вып. 2. Ишим, 1997. С. 143—153. — ISBN 5-900142-14-0

8. Калинина М. Ф. Времена. Люди и судьбы //Коркина слобода. Краеведческий альманах. Вып. 3. Ишим, 2001. С. 149—158 — ISBN 5-700142-19-1 (начало)

9. Калинина М. Ф. Времена. Люди и судьбы //Коркина слобода. Краеведческий альманах. Вып. 4. Ишим, 2002. С. 142—163. — ISBN 5-900142-33-7 (окончание)

10. Пашков Ф. М. Как Коркина слобода стала Ишимом //Коркина слобода. Краеведческий альманах. Вып. 4. Ишим, 2002. С. 5—9. — ISBN 5-900142-33-7

11. Пашков Ф. М. Пётр Онофриев //Коркина слобода. Вып. 1. Ишим, 1999. С. 44—47. — ISBN 5-900142-50-7

12. Шилова Е. В. Ишим в начале XIX века (общий обзор) //Западносибирское краеведение. Вып. 3. Ишим, 2000. С. 118—124. — ISBN 5-900142-29-9

Публикации по теме:

Цикл бесед «Песни о войне». Беседа I «К 75 летию Победы в Великой Отечественной войне» «Значение музыки и песенного творчества в период Великой Отечественной войны». Музыкальный руководитель Иванова Н. Л МАДОУ МО г. Краснодар.

Цикл утренних бесед для детей младшей группы на летний период ИЮНЬ 1 неделя 1. Тема беседы: «Здравствуй, лето – красное!» Цель: Расширять представления детей о лете, сезонных изменениях в природе. 2.

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт»Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Интерактивное методическое пособие по развитию математических представлений у дошкольников «Математика»Интерактивное методическое пособие по развитию математических представлений у дошкольников «Математика» Формирование математических представлений в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка. Для полноценного.

Конспект НОД по ФЭМП «Порядок чисел» для детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы «Зимующие птицы» Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Образовательная область: познавательное развитие Интеграция.

Перспективное планирование по познанию (формированию представлений и мире и человеке) в старшей группе по программе «Радуга» Октябрь 1. Знаки вокруг нас. Цель: ввести понятие «знак; показать роль и значение различных знаков в нашей жизни; познакомить с конкретными.

Перспективное планирование по формированию представлений о мире и человеке в старшей группе по программе «Радуга» Февраль 1. Удивительное место на Земле. Степь. Цель: показать богатство и разнообразие природы нашей страны, упражнять детей в умении ориентироваться.

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы»Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы» Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Автор публикации:
Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре на материале темы «Город Ишим»
Опубликовано: 19 июля 2022 в 20:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре на материале темы «Город Ишим»» (включая файлы) размещена пользователем Алехина Елена (УИ 2922575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД