Шерова Людмила Анатольевна
Цикл мероприятий для детей 5–6 лет «Восприятие цветовых сочетаний детьми с ОВЗ в рамках сенсорного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Цикл развивающих и игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему:
«Восприятие цветовых сочетаний детьми с ОВЗ в рамках сенсорного воспитания».
Подготовила: Шерова Л. А.
Публикация «Цикл мероприятий для детей 5–6 лет „Восприятие цветовых сочетаний детьми с ОВЗ в рамках сенсорного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данного цикла заключается в том, что дети с самого раннего возраста осуществляют познание окружающего мира через интенсивно развивающиеся органы чувств. Они учатся воспринимать, распознавать и систематизировать предметы по основным признакам: цвет, форма, величина. Воспитание сенсорной культуры детей играет важную роль в формировании:
- интеллектуального развития,
-способствует развитию всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, правильное (нормальное) развитие, которых является одним из условий формирования успешной и гармонично развитой личности ребёнка,
- игровых навыков, познания себя и окружения.
Данный цикл представлен из опыта работы и состоит из шести мероприятий.
Цель цикла :
Сформировать целостное представление картины мира и знаний у детей об основных свойствах цветового спектра через основные каналы восприятия (вижу, слышу, чувствую).
Продолжать развивать и совершенствовать игровые навыки через коммуникацию свободного общения с детьми.
Продолжать воспитывать позитивный эмоциональный настрой на результат труда.
Задачи:
- поэтапное освоение детьми возможности получения оранжевого, зелёного и фиолетового цветов путём смешения основных цветов спектра;
- продолжать развивать умение выделять голубой цвет;
- углублять представление детей о цвете через некоторые технические приёмы (рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном);
- развивать интерес детей к экспериментированию и установлению причинно-следственных связей (работа с палитрой);
- развивать основные психические процессы, зрительно-моторную функцию и мелкую моторику;
- продолжать воспитывать позитивный эмоциональный настрой на результат труда.
Предварительная работа с родителями:
Тренинг состоит из 4-ё х этапов:
Начальный этап.
Цель: провести самооценку эмоционального состояния при помощи «эмоционального экрана» и отследить динамику эмоционального фона группы участников в начале и в конце тренинга.
Образовательный этап.
Цель: раскрыть цель и направление деятельности всего цикла мероприятий.
Творческий этап («Моё настроение»).
Цель: создание благоприятных условий для вывода настроения вовне и его последующего улучшения, через рисунок.
Заключительный этап.
Цель: определение собственных ощущений во время работы, что нового, полезного и интересного узнали участники тренинга. Осуществляется ретроспективная рефлексия.
Игра-мероприятие № 1 на тему :
«Такие разные цветы (цветик-семицветик)».
Цель: познакомить детей с основными и дополнительными цветами спектра, а также последовательностью их расположения («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
Материал: акварель (знакомство, мягкие кисти, салфетки, банки с водой, бумага; иллюстрации с изображением радуги, сборная картинка с изображением цветика семицветика, рисунок на тему: «Радуга», выполненная педагогом; потешка «Радуга-дуга» с демонстрацией иллюстрации Ю. А. Васнецова.
Игровой замысел: дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский. "Щелкунчик" - Вальс Цветов.
Литература для чтения детям (предварительная работа) : «Цветик-семицветик», В. П. Катаев; «Русские потешки», худ. Ю. А. Васнецов - Москва, «Малыш», 1979г.
Игра-мероприятие № 2 на тему :
«Осенние краски».
Цель: Продолжаем знакомить детей с двумя основными цветами - жёлтым и красным, и способом получения с помощью использования палитры нового дополнительного цвета – оранжевого, а также их свойствами (тёплые краски). При выполнении комплексного задания ориентируем детей на два признака предмета – цвет и величина.
Материал: гуашь (жёлтая и красная, палитра для каждого ребёнка, поролоновая губка, влажные салфетки; шаблоны листьев клёна трёх размеров; дерево, изображенное на ватмане (ствол, ветви, ветки, иллюстрации с изображением осенних деревьев.
Игровой замысел: сюжетно-дидактическая игра «Лесовички». Музыкальное сопровождение: И. П. Чайковский. Времена года. Октябрь.
Игра-мероприятие № 3 на тему :
«Зима и солнце».
Цель: продолжаем знакомить детей с основным цветом – синим (холодным) и способом получения нового дополнительного цвета – зелёного. При выполнении комплексного задания ориентируем детей на два признака предмета – цвет и форма.
Материал: краски для рисования пальчиками, палитра, влажные салфетки, белая бумага; иллюстрации с изображением зимнего елового леса.
Игровой замысел: театрализованная игра «В гостях у ёлочки».
Музыкальное сопровождение: И. П. Чайковский. Времена года. Февраль. Масленица.
Игра-мероприятие № 4 на тему :
«Утреннее небо».
Цель: Знакомим детей со способом получения голубого цвета и его основными свойствами (холодный, дополнительный цвет).
Материал: гуашь (синяя, белая, жёлтая, палитра, влажные салфетки, кисти, банки с водой, бумага (для создания комочков и печатания неба); иллюстрации с изображением дневного неба.
Игровой замысел: Подвижная игра «Перелёт птиц».
Музыкальное сопровождение: И. П. Чайковский.
Времена года. Май. Белые ночи.
Игра-мероприятие № 5 на тему :
«Звёздное небо».
Цель: Знакомим детей со способом получения фиолетового цвета и его свойствами (холодный, дополнительный).
Материал: гуашь (синяя, красная, жёлтая, палитра, влажные салфетки, кисти (мягкие и жёсткие, банки с водой, поролон (для тонирования неба); иллюстрации с изображением ночного звёздного неба.
Игровой замысел: Сюжетно-ролевая игра «Поможем звёздам»
Музыкальное сопровождение: Клод Дебюсси - Лунный Свет.
Литература для чтения детям (предварительная работа) :
«Как Ёжик с медвежонком протирали звезды», С. Г. Козлов.
Итоговое мероприятие на тему :
«Матушка- природа».
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания детей о цветовой гамме, о последовательности их расположения в спектре, их свойствах и значимости в формировании целостной картины мира.
Материал: ватман, влажные салфетки, палитра, краски для рисования пальчиками (синяя, красная, жёлтая, белая, иллюстрации с изображением лесной поляны. Игровой замысел: Сюжетно-ролевая игра «На лесной поляне»
Музыкальное сопровождение: И. П. Чайковский. Времена года. Апрель. Под снежник.
Перед началом каждой игры с детьми проводится тест на выяснение эмоционального состояния ребёнка с помощью «Эмоционального экрана».
Цель: проследить за динамикой эмоционального состояния каждого ребёнка перед игрой и после игры, для того чтобы определить наиболее проблемное направление.
Вывод:
При целенаправленном и комплексном подходе в процессе обучения у детей, удаётся сформировать знания об основных свойствах цветового спектра, а также их значимости, через основные каналы восприятия тем самым формируя целостное представление картины мира.