МААМ-картинки

Цикл музыкально-тематических занятий «Дюймовочка» по программе «Музыкальные шедевры»

Галина Смирнова
Цикл музыкально-тематических занятий «Дюймовочка» по программе «Музыкальные шедевры»

Конспекты музыкально-тематических занятий

по разучиванию музыкальной игры-сказки «Дюймовочка»

(Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова)

Задачи: В привлекательной игровой форме (музыкальная сказка) – способствовать накоплению детьми опыта восприятия эталонов красоты в жизни и искусстве.

Публикация «Цикл музыкально-тематических занятий „Дюймовочка“ по программе „Музыкальные шедевры“» размещена в разделах

Развивать у детей умения выражать своё отношение к звучащей музыке и действию посредством ритмопластических импровизаций. Способствовать развитию игровой творческой деятельности детей, стимулировать их на творческие поиски.

Обогащать музыкальные впечатления детей образцами произведений музыкальной классики. Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры детей.

Занятие 1 «Дюймовочка радуется миру»

Цель: Развивать фантазию, творчество в пластических, пантомимических этюдах.

Художественный репертуар: Сказка Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Музыкальный репертуар : «Тема любви» А. Моррикона, тема одинокой женщины; «Ларгетто» А. Дворжака, фрагмент средней части, тема распускания цветка; Этюд №11 Ф. Шопена, танец Дюймовочки и цветов.

Оборудование: пиктограммы с изображением эмоций, комната со столом, на столе цветочный горшок, длинные гирлянды цветов.

Ход занятия : Педагог приветствует детей и предлагает поиграть в игру «Театральная разминка» :

Раз, два, три, четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, На Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

Дети отвечают, что изменить свою внешность можно при помощи костюма, грима, можно изменить причёску, головной убор и т. д.

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

Дети: Жесты, мимика.

Что такое мимика, друзья?

Дети: Выражение нашего лица.

Верно, ну, а жесты?

Дети: Это движения.

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

Педагог называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас… Детям, которые затрудняются, педагог показывает пиктограммы с выражение настроения, просит назвать, а затем изобразить его.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

Педагог называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «помогите мне», «куда мне идти?», «мне так одиноко», «я не знаю, что мне делать» и т. д.

Подошла к концу разминка…

Постарались все сейчас,

А теперь сюрприз, ребята!

В сказку приглашаю вас.

Педагог: Ребята, на прошлых занятиях мы с вами слушали и смотрели сказку Х. К. Андерсена «Дюймовочка». Сейчас мы с вами вспомним начало этой сказки. И так, жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка. Она отправилась к одной старушке и сказала ей…

Сейчас мы с вами послушаем музыку, которая характеризует настроение, переживание этой женщины, вы внимательно послушайте и постарайтесь назвать те чувства, которые испытывает эта женщина.

Звучит «Тема любви» А. Моррисона.

Педагог: Как вы думаете, ребята, какие чувства передаёт эта музыка?

Дети: Музыка нежная, грустная, даже печальная. Наверное, этой женщине очень плохо и одиноко одной.

Педагог: Давайте попробуем все вместе при помощи жестов, пластики нашего тела и мимики изобразить, как переживает эта женщина.

Дети выполняют задание.

Педагог: А теперь попробуем в парах изобразить встречу старушки и женщины.

Девочки разбиваются на пары, жестами изображают просьбу, а затем бережно относят своё зёрнышко домой.

Педагог: Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг… из него вырос большой чудесный цветок, а внутри его сидела крошечная девочка. Закройте глаза, послушайте музыку, и представьте, как распускается цветок и из него появляется Дюймовочка.

Дети с закрытыми глазами импровизируют руками под музыку сцену распускания цветка.

Педагог: Как вы считаете, как музыка передаёт нам образ растущего цветка?

Ответы детей.

Педагог: А теперь послушайте, как Дюймовочка танцевала среди цветов. Педагог читает текст и предлагает послушать два варианта музыки и определить, какая больше подходит для танца Дюймовочки.

Звучит Этюд №11 Ф. Шопена и Шутка И. С. Баха.

Дети сравнивают музыку по характеру и определяют, под какую музыку лучше танцевать Дюймовочке. (Этюд №11 Ф. Шопена).

Девочки делятся на две подгруппы: одни танцуют Дюймовочек, другие берут гирлянды цветов, танцуют вокруг них. По окончании занятия дети по просьбе педагога оценивают друг друга. Педагог поощряет их за старание, исполнительские умения и прощается с ними.

Результаты выполнения задания детьми: в «театральной разминке» дети упражняются в различении и в показе различных эмоций и жестов. Это помогает в пластических этюдах выразительнее передавать эмоции, движения персонажей сказки: матери, старушки, Дюймовочки. В танце с гирляндами девочки договариваются выполнять некоторые движения все вместе, одновременно.

Занятие 2 «Новые встречи»

Цель: формировать способности к творческой передаче образов в музыке с помощью образно-игровых движений, пластических импровизаций.

Художественный репертуар: Сказка Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Музыкальный репертуар : «Ларгетто» А. Дворжака, фрагмент окончания – тема жаб; Этюд №13 Ф. Шопена, тема рыбок; Этюд № 14 Ф. Шопена, тема мотылька; «На берегу» Грайнжера, тема жука; Этюд № 16 Ф. Шопена, тема танцующего дождика; Этюд № 22 (фрагмент, тема сильного ветра.

Оборудование: длинные шарфы из вуали, пучки «дождика», длинные ленточки.

Педагог встречает детей, напоминает им дальнейший сюжет сказки и предлагает им поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем». Дети выбирают водящего, он уходит за дверь, а остальные дети с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать (педагог направляет детей по ходу сказки). Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы видели». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, кого видели, покажем!» (или что мы видели, покажем). Во время игры педагог помогает найти наиболее характерные особенности животных и выразительно их передать.

Педагог: А теперь, ребята, внимательно слушайте музыку, она поможет вам передать характер наших героев.

Педагог читает сказку и по ходу сюжета звучит музыка, дети определяют её характер.

С детьми проводится упражнение «Зеркало» (ведущий придумывает движения персонажей, дети повторяют).

Педагог: сейчас мы с вами станцуем, каждый по-своему, всех героев, кто встретился Дюймовочке.

Результаты выполнения задания детьми:

В игре, без опоры на сказочный сюжет, дети передают движения несколько однообразно. При погружении в сказку и музыку движения приобретают большую выразительность, дети стараются передать игровой образ в развитии. Движения соответствуют развитию музыкального фрагмента.

Занятие 3 «Передай настроение Дюймовочки»

Цель: продолжать развивать у детей умение различать и изображать основные человеческие эмоции (страх, отвращение, волнение, радость, удивление) и передавать их во взаимодействии сказочных персонажей в игровой ситуации.

Художественный репертуар: Сказка Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Музыкальный репертуар : «Ларгетто» А. Дворжака, фрагмент окончания, тема жаб; Этюд №13 Ф. Шопена, тема рыбок; Этюд № 14 Ф. Шопена, тема мотылька; «На берегу» Грайнжера, тема жука; Этюд № 16 Ф. Шопена, тема танцующего дождика; Этюд № 22 (фрагмент, тема сильного ветра.

Оборудование: пиктограммы с изображением эмоций, зеркало.

Педагог встречает детей и просит вспомнить, с какими сказочными персонажами они познакомились на прошлом занятии. Предлагает кому-нибудь самостоятельно изобразить любого персонажа сказки, а остальные попробуют догадаться, что это за персонаж. Далее педагог предлагает детям рассмотреть пиктограммы с изображением различных эмоций и назвать их.

Педагог: А теперь подойдите к зеркалу и попробуйте под музыку изобразить, какое настроение и выражение лица было у Дюймовочки :

- когда её хотели выдать замуж за сына жабы;

- когда она плыла на листочке;

- когда её рассматривали и ругали жуки;

- когда она мёрзла и дрожала под дождём и ветром.

Дети выполняют задание, глядя на себя в зеркало, педагог отмечает интересные находки и заостряет на этом внимание детей.

Педагог: А теперь попробуйте передать все эти эмоции под музыку в движении в сценках встречи Дюймовочки со сказочными персонажам.

Результаты выполнения задания детьми: Дети определяют эмоции на пиктограммах, изображают их на лицах. Работа перед зеркалом, эмоции других детей – всё это помогает им выполнять задание более свободно, раскрепощённо. Эмоциональный настрой на музыку способствует раскрытию внешних и внутренних эмоций детей, в сцены взаимодействия персонажей дети вживаются и взаимодействуют более интересно.

Занятие 4 «Долгой зимой у мыши»

Цель: развивать умение взаимодействовать с партнёром в воображаемой ситуации, активно участвовать в диалогах, голосом передавая особенности своего игрового образа, равномерно размещаться по залу, двигаться естественно в разных темпах, в соответствии с характером своего героя, активизировать творческие проявления детей в свободных раскрепощённых движениях.

Художественный репертуар: Сказка Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Музыкальный репертуар : Пьеса Дж. Вильямса, фрагмент концерта для альта с оркестром А. Шнитке - тема крота; «Мечты» Г. Форе - тема ласточки; Этюд № 17 Ф. Шопен -а тема солнечных лучиков.

Оборудование: мышиная нора, её обстановка; пучки жёлтых ленточек.

Педагог встречает детей под музыку Этюда №22 Ф. Шопена (сильный ветер) и просит догадаться в гости к какой сказке они пришли.

Педагог: Сегодня мы не только жестами и движениями будем передавать характер наших героев, но и голосом.

Педагог читает сказку дальше, как Дюймовочка попала к серой полевой мыши. Дети по просьбе педагога и по своему желанию передают диалог персонажей: Мыши и Дюймовочки. Педагог подводит детей к тому, что вести диалог между героями помогает голос, как средство выразительности. У разных героев разные голоса, они меняются в зависимости от настроения, ситуации. Дети разбиваются на пары и проигрывают диалоги между Мышью и Дюймовочкой, Дюймовочкой и Кротом, Дюймовочкой и Ласточкой. Затем слушают музыку новых героев.

Характеризуя музыку крота дети отмечают, что музыка медленная, важная, скрипучая. А в музыке ласточки слышится стук её сердца. Под музыку дети передают взаимодействие персонажей сказки. В конце занятия все вместе танцуют радостный танец солнечных лучиков. Педагог благодарит детей за умение выразительно вести диалог между героями, которых они изображали, за индивидуальность и неповторимость, прощается с ними.

Результаты выполнения задания детьми: дети активно включаются в диалоговую работу. Говорят скрипучим голосом, ходят согнувшись, изображая Мышь. Изображая Крота, ходят важно, заложив одну руку за спину, и постукивают палкой впереди себя. Стараются говорить медленно низким голосом. Выразительно передают в танце образ Ласточки: как она поранилась о терновый куст. В движениях чередуют напряжение и ослабление мышц.

Занятие 5 «Волшебная страна эльфов»

Цель: Поощрять оригинальность творческих проявлений детей в движениях, танцах, развивать потребность в творческом самовыражении, воплощении художественного замысла.

Художественный репертуар: Сказка Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Музыкальный репертуар : Этюд №2 Ф. Шопена полёт ласточки, этюд № 15 Ф. Шопена дети ловят бабочек, «Славянский танец» А. Дворжака тема короля эльфов, «Юмореска» А. Дворжака тема эльфов, «Кампанелла» Н. Паганини общий танец.

Педагог встречает детей под музыку этюда № 2 Ф. Шопена (полёт ласточки).

Педагог: Ребята, вы узнали эту музыку? Да, это музыка Шопена, под эту музыку мы с вами вместе с Дюймовочкой и Ласточкой попали в необыкновенную страну. Здесь очень тепло, ярко сияет солнце, а по дорожкам бегают дети и ловят больших и пёстрых бабочек. Послушайте музыку и попробуйте изобразить эту сценку самостоятельно. Дети выполняют задание.

Педагог: Ласточка посадила Дюймовочку на один из лепестков большого цветка. Но вот диво.

Это был эльф – сам король эльфов.

Педагог: Послушайте музыку и представьте себе эту волшебную страну и сказочных эльфов, а потом расскажите об этом.

Дети слушают «Славянский танец» и «Юмореску» А. Дворжака и описывают свои впечатлении от музыки.

Педагог предлагает детям станцевать под эту музыку самостоятельно.

Результаты выполнения задания детьми: дети чувствуют нежный, лирический характер музыки и передают его плавными, мягкими движениями, кружением. Дети стараются использовать всё пространство зала. В творческих импровизациях дети проявляют самостоятельность, вариативность, оригинальность движений. Музыкальные образы многих отличаются композиционной завершённостью, дети проявляют умения взаимодействия в коллективе.

Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР)Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР) Ежик № 1 Программное содержание: Воспитывать интерес к аппликации. Учить правильно действовать ножницами. Разрезать поперек узкие полочки,.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). ОкончаниеЦикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). Окончание Зайчик № 6 Программное содержание: Развивать у детей творческую инициативу, сообразительность при выполнении задания. Упражнять в вырезывании.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение.Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение. Лягушка № 3 Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закрепить у них навыки вырезания. Учить разрезать квадрат.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Декоративное рисование»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Декоративное рисование» .

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Осень — чудная пора!»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Осень — чудная пора!» .

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Пернатые друзья»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Пернатые друзья» .

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Зимнее настроение»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Зимнее настроение» .

Музыкально-театрализованная постановка сказки «Дюймовочка» по мотивам одноименного произведения Г. Х АндерсенаМузыкально-театрализованная постановка сказки «Дюймовочка» по мотивам одноименного произведения Г. Х Андерсена Ведущая: Волшебные сказки бродят по свету, А мы вам расскажем историю эту Она всем знакома и очень проста, Но в ней побеждает всегда доброта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл музыкально-тематических занятий «Дюймовочка» по программе «Музыкальные шедевры»
Опубликовано: 24 марта 2021 в 17:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД