МААМ-картинки

Деловая игра для педагогов «Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования и воспитания детей»

Игнатова Надежда
Деловая игра для педагогов «Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования и воспитания детей»

Деловая игра для педагогов по теме :

«Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования и воспитания детей»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах экологии в форме активного делового взаимодействия.

Задачи:

1. Закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста;

Публикация «Деловая игра для педагогов „Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования и воспитания детей“» размещена в разделах

2. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

4. Совершенствовать работу в детском саду по формированию основ экологической культуры.

Ход игры:

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга жизни – содержит в себе ещё очень много интересного. Сегодня мы собрались здесь поговорить, поделиться опытом. Начинаем нашу деловую игру.

В детском саду много внимания уделяется развивающей среде - то есть тому, что окружает ребенка каждый момент в детском саду и что на него влияет – развивает, обогащает мыслительную, игровую и трудовую деятельность. Много внимания уделяется и среде, которая образует экологическое пространство.

Наши дети от природы любознательные, задают много вопросов. Иногда даже мы, взрослые, теряемся и не знаем, как ответить на них.

1 часть. Разминка («Экологическое лукошко»)

За 2 минуты ответить на большее количество вопросов:

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

3. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности)

4. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

5 .Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

8. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле)

9. Где у кузнечика уши? (На ногах)

10. Лесной петух. (Глухарь)

11. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

12. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

13. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

14. Пингвин птица или животное? (Птица)

15. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

16. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

17. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

18. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

19. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

20. Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

2часть. Педагогические задачи (ситуации)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

1. В детском саду произошё л случай: группа детей увидели кузнечика, кричали «саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика на глазах у остальных. Дети в недоумении.

*Ваша реакция на действия детей?

2. Девочка принесла в детский сад котёнка. Девочка плачет, умоляет оставить котёнка, потому что она его любит, а мама грозится выбросить котенка.

*Ваши действия?

3. Мальчик в средней группе, когда пришел на огород заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды клубники

*Ваши действия?

(Я бы предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Обратить внимание детей на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые воспитателем, обогатили знания ребенка о росте и развитии клубники. Опираясь на эти знания, мальчик смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.)

4. Вы вышли с детьми на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», - подумаете вы. А что скажите детям? О чем вы будете с ними разговаривать?

3часть. Мы в теории сильны…

1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

3. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь организованно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

4. Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

5. Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, ООД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

6. Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

7. Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

8. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: организованно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры)

9. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим.

(Наблюдение)

10. Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ «Лисичкин хлеб».

(М. М. Пришвин)

11. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

12. Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

13. Что такое цепь питания?

(это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)

14. Что такое «кислотный дождь»?

(предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)

15. Какие приспособления помогают птице летать?

(полые кости, воздушные мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья)

16. Необратимое историческое развитие живой природы

(эволюция)

- А сейчас предлагаю немного расслабиться.

Шуточная игра «Концовки обманки».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

4часть. «Как растения и животные предсказывают погоду».

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

9. Мыши выходят из- под подстилки на снег (За сутки до оттепели);

10. Собака катается по земле, мало ест и много спит (к вьюге);

5часть. Решение кроссворда «Растения рядом с нами».

. В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в детском саду и по программе должны быть в групповых уголках природы. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко отгадаете. В выделенных клеточках появится слово, если будут отгаданы все названия правильно.

1. В слове ФОКУС букву О

Замени в мгновение –

И узнаешь ты его.

Назови растение (Фикус)

2. Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки – малолетки.

На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум).

3. Среди листьев огоньки –

Ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ.

Много он водички пьет.

А как правильно назвать –

Постарайся угадать (Бальзамин).

4. У меня растет лиана

В кадке около дивана.

Листья у нее резные,

В них окошечки сквозные (Монстера).

5. Из листка – на удивленье –

Можно вырастить растение.

Я сорву цветок – не жалко,

Будет новая … (фиалка).

6. Весь в колючках, некрасивый,

Но однажды всем на диво

Летом начал он цвести –

Так, что глаз не отвести (Кактус).

7. В нашей комнате растет,

Никогда он не цветет.

Листья у него как перья,

А в народе есть поверье –

Где в лесу он зацветет,

Человек там клад найдет (Папоротник).

8. Стебли древовидные,

Листья мечевидные.

Может он живет сто лет?

Что вы скажите в ответ? (Алоэ).

9. Пахнут стебли и цветочки,

Опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань

И полей свою … (герань).

Эти все растения комнатные, за ними можно организовать наблюдения и уход в условиях детского сада.

Кроссворд «Комнатные растения».

1. Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки – малолетки.

На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум)

«Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум)

2. Среди листьев огоньки –

Ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ.

Много он водички пьет.

А как правильно назвать –

Постарайся угадать (Бальзамин).

3. Растения со свисающими ветками. (Традесканция)

4. Весь в колючках, некрасивый,

Но однажды всем на диво

Летом начал он цвести –

Так, что глаз не отвести (Кактус).

5. Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)

6. Пахнут стебли и цветочки,

Опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань

И полей свою … (герань).

Очень распространённое комнатное растение с цветами розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. (Герань)

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи Деловая игра для педагогов по развитию речи «Устами педагога…» Актуальность. Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Выпуск газеты» Цель: Систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы с родителями. Задачи: расширение знаний педагогов о.

Деловая игра для педагогов «Логика в математике»Деловая игра для педагогов «Логика в математике» Володина Мария Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Деловая игра по физическому развитию «Чтобы быть здоровым» для родителей и педагоговДеловая игра по физическому развитию «Чтобы быть здоровым» для родителей и педагогов Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, просвещение родителей по физическому развитию. Задачи: - стимулировать желание.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для педагогов «Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования и воспитания детей»
Опубликовано: 20 июля 2021 в 17:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД