Айгуль Акмурзинова
Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста «День птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
«День птиц»
Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательная: Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, Сезонных изменениях в природе.
Развивающая: Развивать внимание и эстетическое восприятие природы.
Воспитывающая: Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Средства воспитания и обучения:
Публикация «Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста „День птиц“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Сценарии к 1 апреля
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Диск с записями «Голоса природы».
Картинки зимующих и перелетных птиц.
Кружки зеленого и синего цвета по количеству детей.
«Танграм» 2 штуки.
Калоши 2 пары и «лужи» вырезанные из бумаги.
Предварительная работа: разучивание стихов о птицах. Беседы на тему экологического воспитания, чтение художественных произведений о птицах и животных.
Действующие лица: Ведущий, две команды детей подготовительной к школе группы.
1 команда «Пчелка».
2 команда «Лучик».
Ход праздника «День птиц
Ведущий: На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют,
И землю свято берегу.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится
Если птицы пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут.
И съедят кору, листочки
Обглодают ветки, почки-
Вот что будет
Если птицы, если птицы
Все исчезнут- пропадут.
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья….
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.
Ведущий: Скажите, а какое сейчас время года?
Дети отвечают.
Ведущий: Правильно весна.
- Какие птицы прилетает к нам весной из теплых стран?
Дети отвечают.
Ведущий: Правильно, птицы. И сейчас мы с вами отметим день птиц, и проведем с вами веселое, весеннее соревнование.
Условия соревнования :
1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.
2. Друг другу не подсказывать и не перебивать
3. За каждый правильный ответ команда получает очко – птичку.
4. В конце игры мы посчитаем очки и посмотрим, кто победил.
1 Задание. «Ответь на вопрос»
Начинает команда «Пчелка»
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушка)
- У какой птицы длинный язык? (дятел язык 25см.)
- Какая птица не высиживают яиц? (кукушка)
- Какая птица символ мира? (голубь)
- Почему нельзя трогать яйца и гнезда птиц руками?
- Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)
- Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)
- Куда кукушка откладывает яйца? (в чужие гнезда)
- Самая знаменитая ворона? (Гаркуша)
- Какая птица не летает? (страус и пингвин)
2 Задание. «Что за птица».
Будьте внимательны Вам новое задание. Сейчас я прочитаю вам маленький рассказ про птичку, а вы должны назвать ее, показать картинку и сказать какая она: зимующая или перелетная, и почему вы так думаете.
Начинает команда «Лучик».
Дятел. «Я целыми днями стучу по стволам деревьев. Конечно звуки «тук-тук-тук» не музыкальные, зато им радуются деревья.
Я работаю с утра до вечера: надо для этого прочно упереться в ствол упругим хвостом, зацепиться сильными ногами и долбить крепким клювом. Потом я запускаю в выдолбленное отверстие длинный язык, на который налипают и накалываются насекомые, и отправляю их в рот.
Ведущий: Та команда, которая правильно назовет и покажет птицу будет и считаться победителем этого конкурса.
Динамическая пауза: Игра «Кто летает».
Правила игры: Дети становятся в круг. Водящий называет предметы одушевленные и неодушевленные, которые летают и не летают.
Называя предметы водящий поднимает руки вверх, а дети поднимают обе руки вверх и произносят слова «летает», только в том случае, если ведущий назвал действительно летающий предмет.
3 Задание «Отгадай загадку».
А сейчас вы внимательно послушаете загадки и, отгадав ее, поднимете зеленый кружок - если загадка о весне. или синий кружок – если загадка о зиме.
1. Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины. (зима)
2. Зазвенели ручьи
Прилетели грачи
В дом свой улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает. (весна)
3. Без рук рисует,
Без зубов кусает. (мороз)
4. Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (солнце)
5. Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет.
6. Растет она вниз головой
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (сосулька)
7. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло. (лед)
8. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)
9. С неба звезды падают,
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло,
Звездочки холодные,
А земле тепло. (снежинка)
10. На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. (почки)
11. Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. (санки)
12. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …. Грач
4 Задание: Конкурс капитанов
Послушайте внимательно загадку и скажите, о чем она.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …. Скворец.
Ведущий: Скажите, а как называется дом для скворца.
Ответы детей.
Ведущий: Сейчас вы должны собрать скворечник.
5 Задание: «Бег в калошах»
Когда у нас наступает весна и тает снег, то на улице очень много луж. Для того, чтобы не замочить ноги нам нужны калоши. Сейчас вы одеваете калоши и обегаете лужи, чтобы не замочить ноги, а после возвращаетесь к своей команде и передаете их. Выигрывает та команда, которая первая обежит лужи и вернется обратно.
6 Задание: «Узнай по описанию»
Послушайте внимательно и скажите, какие птицы спрятались в этих рассказах.
1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху, на крыльях – белая полоска. Под шейкой большое черное пятно.
(воробей)
2. Головка у нее в черной шапочке, на шее и на грудке черный галстук. спинка, крылья и хвост – темные,а грудка ярко- желтая. Будто она в жилет нарядилась (синица)
3. Сверху она вся черная, только под самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко – белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатка. (ласточка)
4. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – красное пятно, а на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. (дятел)
Заключение. Ну вот и пришло время подвести итоги нашего праздника.
Посчитаем очки, можете вместе со мной.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЭТИ ЗАПОВЕДИ!
Никогда не лазайте по деревьям, они живые!
Никогда не разоряйте гнезд! Не забывайте убирать снег с кормушек, подсыпать корм, но так чтобы не спугнуть птиц.
НЕ вредите никаким животным! Не лишайте землю красоты.
Проект для детей старшей группы «День птиц»
Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ д/с №4, воспитатели, родители.
Актуальность темы
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления о перелетных птицах и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта
расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
научить детей правильно подкармливать птиц;
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Результат:
Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
Дети научились правильно подкармливать птиц.
У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
Повысился познавательный интерес у детей.
Дети научились узнавать птиц родного края.
Проект для детей старшей группы «День птиц»
Формы работы по реализации проекта.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседа «Перелетные птицы»
«Птицы нашего края»
С/р игра «Птичья столовая»
Д/И «Назови ласково»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Подвижные игры: «Птички в гнездышках»
"Коршун и куропатка", "Стайка, пролетай-ка!" (закрепление особенностей построения птиц при перелётах); «Десять птичек – стайка!»; «Птички и клетка», «Ястреб и птицы».
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Д/И «Перелетные и зимующие»
«Подбери признак» «Назови перелётную птицу»;
«Кто улетел?»; «Улетает – не улетает»;
Упражнение «Сложи птицу» (закрепление геометрических фигур игра «Танграм»);
Рассматривание оперения птиц через микроскоп, лупу
Беседа «Зачем птицам оперение»
Загадывание загадок про птиц.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Д/И «Узнай по описанию» «Загадай, мы отгадаем»
«Четвертый лишний» «Определи первый - последний звук в названиях птиц»;
«Скажи одним словом» «Скажи наоборот»
«Какой, какая?» (употреблять в речи прилагательные)
«Кто у кого?» (детеныши птиц в единственном, множественном числе)
«Кто как кричит?»
Ситуация «Расскажи что услышал»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Рисование «Любимая птичка»
Лепка «стайка воробьев»
Раскрашивание птиц в раскрасках
Слушание пения птиц в лесу, отгадывание птичьих голосов.
Пение песен о весне.
Занятие «День птиц»
для детей подготовительной группы
Конкурс - викторина
Цель: Создать радостное, праздничное настроение, приобщить к празднику «День Птиц».
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах;
2) воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам.
3) развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
Методическое обеспечение:
Дидактические средства: иллюстрации зимующих и перелётных птиц;
«Четвёртый лишний»;
Аудиосредства: музыкальный центр, запись с голосами птиц.
Словарная работа: зимующие, перелетные, проталины, пернатые, чирикают, щебечут.
Билингвальный компонент: птицы – birds - стар
За каждый правильный ответ, воспитатель поощряет детей звездами.
Воспитатель: Ребята, проходите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними: Здравствуйте! Саляматсызба! Hello!
Воспитатель: ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: весна!
Воспитатель: а что происходит весной с природой?
Дети: природа оживает, просыпается после зимнего сна, оживают деревья, просыпаются звери после зимней спячки и прилетают птицы с теплых стран.
Воспитатель: правильно, молодцы. Ребята, а давайте сейчас присядем на ковер закроем глаза и помечтаем.
Звучат звуки лета и птиц.
Ребята, скажите, что вы сейчас услышали?
Дети: голоса птиц.
Воспитатель: Голоса каких птиц вы услышали? А каких птиц вы еще знаете? Для чего нужны птицы?
Я вам предлагаю занять свои места на стулья и вспомнить уже знакомых вам птиц, просмотрев слайд.
1. Просмотр слайдов о птицах
Птицы - это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от насекомых и грызунов.
А вы знаете как на казахском языке будет звучать слово птицы?
Билингвальный компонент: птицы – birds - стар
Помимо данных, уже знакомых нам птиц существуют еще и другие птицы, очень красивые и необычные в своем внешнем виде.
(Показ фото розового фламинго и павлина)
Воспитатель: Обратите внимание на их окрас. Каждая птица очень красивая и яркая. Посмотрите как распускает хвост павлин. А вы знаете, что эти птицы не обитают в наших краях, но розового фламинго вы все же можете увидеть во время перелета. Иногда, в плохую погоду, он приземляется у нас для отдыха и для того что- бы поесть. Они обитают в основном там, где много воды. И относятся они к перелетным птицам.
- 1 апреля, то есть завтра весь мир отмечает праздник – Международный День птиц.
И сегодня наша викторина посвящена нашим пернатым друзьям.
Послушайте такое красивое стихотворение про птиц
- На нашей планете живут
Чудесные созданья.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки -
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
2. Конкурс «Отгадай загадки»
цель – учить отгадывать загадки о птицах.
1 Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
- Карр! Карр! (ворона)
2 Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
3 Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
4 На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец)
5 Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица… (грач)
6 Чик - чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
3. «Изобрази птицу.»
-Цаплю
-Утку
-Петуха
-Ласточку
-Как птички клюют зерна.
-Как летают
4. Конкурс «Птичьи трели»
цель – развивать умение подражать пению птиц.
А теперь мы с вами будем воспроизводить слова - песенок птиц.
-Пропеть как ворона (Кар – кар).
-Пропеть как воробей (Чив, чив, чив, чик – чирик!
-Пропеть как кукушка (ку – ку, ку - ку).
-Изобразить дятла (стук)
-Пропеть как сова (уу-уу)
5. Игра «Найди ошибку»
Ведущий: - Давайте, я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, топайте ногами. Начали!
Прилетели птицы, голуби, синицы и чижи…
Прилетели птицы аисты, вороны, журавли….
Прилетели птицы, утки, гуси, воробьи…
Прилетели птицы : утки, гуси и грачи…
6. Конкурс «Знатоки родного края»
цель – закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
А теперь, давайте вспомним, какие птицы с нами зимовали? (ворона, воробей, дятел, клест, сорока, сова).
-Как их называют, одним словом? (зимующие)
-Какие птицы прилетят к нам с теплых стран? (утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки).
-Как их называют, одним словом? (перелетные)
-А какая птица прилетает первая, символизируя приход весны (грач)
Теперь я предлагаю вам пройти к столу и выбрать ту картинку, которая вам больше всего понравилась.
Теперь вы должны разделиться на две группы. В одну сторону встают те, кто выбрал зимующих птиц, в другу те, кто взял перелетных.
Проверка расстановки.
Давайте теперь каждый назовет ту птицу, которую выбрал.
Ведущий: - Вернувшись домой,птицы сразу же начинают наводить порядок в своем жилище и строят новое. Представьте себе, жаворонок вьет гнездо прямо на земле. Грачи поправляют свои дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Целыми днями птицы трудятся. Ведь скоро они сядут в гнездах высиживать своих птенцов. Вот тогда на речках совсем нельзя шуметь. Ходить тихо, не кричать, чтоб не вспугнуть птиц с гнезд. Иначе яйца и маленькие птенцы могут погибнуть. А еще они защищают деревья и посадки от жучков и гусениц.
7. Вопросы на смекалку.
цель – развитие мышления, сообразительности.
-Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка).
- У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)
- Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)
- Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)
- Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)
- Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)
- Куда кукушка откладывает яйца? (в гнёзда других птиц)
- Самая знаменитая ворона? (Каркуша)
- Птица, которая всё время ходит с мешком. (Пеликан)
8. Конкурс «Кто больше назовет чем питаются птицы»
(зерна, хлеб, жучки, червячки, траву)
9. Ребята, а вы знаете народные приметы о птицах?
-Низко летящие ласточки предвещают дождь.
-Гуси прячут свои клюва под крылья стоя на одной лапе – скоро будет сильное похолодание.
-Кто разорит гнездо ласточки — у того появятся на лице веснушки.
Ребята, вернувшись домой, птицам очень тяжело добывать себе пищу, так как еще лежит снег, земля не оттаяла и многие птицы во время перелета погибают от голода. Скажите, мы можем им помочь как-нибудь?
Правильно, мы можем изготовить кормушки для наших друзей.
10. Изготовление кормушки.
Ребята, скажите, люди зависят от птиц? что будет, если птиц не будет?
Ребята, мы с вами приготовили кормушки для птиц, а сейчас мы все пройдем оденемся и повесим их на дерево, чтоб птицы когда прилетят могли поесть.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: расширить представление детей о птицах; способствовать развитию умения собирать целое из частей; обеспечить развитие зрительного восприятия, внимания, моторики пальцев рук.
Оборудование: На картоне распечатываются картинки птиц; каждая из них разрезана на много частей.
Ход игры: Детям необходимо сложить картинки с птицами и назвать какая птица изображена на ней.
Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 4 и читает задание:
Воспитатель: Птицы все перепутались. Нужно разделить птиц на зимующих и перелетных.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: Обеспечить закрепление умения у детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Оборудование: фигурки зимующих и перелетных птиц, кормушка, картон зеленого цвета, макеты деревьев.
Ход игры. Детям предлагается разместить зимующих птиц на кормушки, а перелетных на полянку в лесу.
Физминутка «Птички и ветер»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.