Лариса Степанова
Глоссарий основных понятий ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Амплификация развития — максимальное обогащение личностного
развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов
деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования — обеспечение множественности отличающихся между
собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Публикация «Глоссарий основных понятий ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Вариативность содержания образовательных программ — обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.
Взрослые — родители (законные представители, педагогические и
иные работники образовательной организации.
Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и
результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Государственные гарантии уровня и качества образования — единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям
реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.
Дошкольная образовательная организация — тип образовательной
организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.
Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного
учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу
дошкольного образования.
Единство образовательного пространства — обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у
ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не
актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования — построение образовательного
процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования.
Межведомственное взаимодействие — партнерство, направленное
на обеспечение качественного образования отдельных государственных
структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества.
Образовательная область — структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Образовательная среда — совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития
детей.
Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ) — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции
либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение
способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или
иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагоги-
ческой комиссией.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность — организации (государственные и частные, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.
Основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный
график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, определяющая рекомендуемые
объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Основная образовательная программа дошкольного образования
— комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры, организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Особые образовательные потребности — индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией
и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования.
Отношения в сфере образования — общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование,
обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере
образования и созданием условий для реализации права на образование.
Парциальная образовательная программа — программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
К педагогическим работникам в том числе относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации — обучение, направленное на приобретение лицами различного
возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.
Преемственность основных образовательных программ — преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Примерная основная образовательная программа — программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Разрабатывается на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Психологическая диагностика — выявление и изучение индивидуально психологических особенностей детей.
Равенство возможностей — обеспечение права каждого человека на
образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства — многообразие вариантов протекания пери-
ода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей, социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Специальные условия образования — специальные образовательные
программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия,
дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования (включая специальные, средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду
жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ
лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых
и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня
и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) — совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию.
Федеральные государственные требования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.