Елена Митичян
Детская инициатива на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности
В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Публикация «Детская инициатива на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»?
Главное отличие
Детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Например, перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация:
диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У педагога есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров.
«Хотите помочь? Что будем делать?»
Дети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания отрывков муз. произведений дети проявляют активность, применяют свой муз. опыт.
Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию:
в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В. Берестова «Кукла болеет» :
Тише, тише, тишина!
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.
Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным.
Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему:
(нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать, а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и др. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.
Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» музыкальный руководитель должен не только продумать пособия, игры и др. материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.
Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребё нка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Для того чтобы воспитать в ребенке вкус, интерес к музыкальной культуре. Развивая эмоции, интересы, вкусы дошкольника необходимо создать условия, в которых будет сформировано музыкально – эстетическое сознание. Это является основным этапом в развитии человека, его духовного становления.
Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие, звучные, интересные занятия. Одним из залогов успешного занятия является мотивация.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и
взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет
активности, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Мотивация – это процесс, побуждающий человека к деятельности, он придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом важны такие методы и приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Я в своей работе использую все методы и приёмы мотивации, которыми и хочу поделиться с вами. Считаю, что к проведению любого занятия нужно подходить творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не нужно забывать, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интересную идею.
Я подбираю музыкальные мультфильмы, фрагменты художественных фильмов и отрывки концертов и выступлений. Это позволяет детям лучше познакомиться с разными видами искусства.
Ещё один интересный приём, – «Проблемная ситуация».
«Я забыла, какой сейчас месяц» (в процессе разучивания сезонных песен) или «Сейчас я вам на гитаре сыграю» (дети - нет, это пианино) или «не пойму, кто это ходит» (нижний регистр – медведь, высокий - птичка) дети охотно отгадывают и демонстрируют повадки.
Одним из любимых приёмов мотивации в моей работе является ритуал приветствия, который благоприятно влияет на установление атмосферы доверия между взрослым и ребёнком. «Приветствие» в младших группах я подсказываю детям что нужно выполнять (девочки книксен, мальчики - поклон, но со второго полугодия дети сами слушают музыку приветствие.
А старших группах я уже ничего не говорю, только играю на пианино, предлагая детям самим услышать, что музыка споет и ответить ей (здравствуйте, дети! - здравствуйте)
Фантазия и изобретательность – наши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Делитесь своим энтузиазмом с детьми, ведь это моторчик, который позволяет вам постоянно находиться в действии. Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.
Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешными. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.
Кроме подвижных игр, есть и другие игры – обучающие, дидактические, которые хорошо мотивируют детей слушать музыку, выполнять ритмические задания, играть на музыкальных инструментах. Такие игры используются как на занятиях, так и в свободной деятельности детей (игры есть в каждом музыкальном уголке, в групповой комнате).
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. Это очень актуально на сегодняшний день.
Детям скучно запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз.
Главное требование к таблице - чтобы нарисованное было понятно детям.
Можно совместно с детьми нарисовать или предложить детям составить. Кроме запоминания текста, мнемотаблицы дают мне возможность успешно решать задачи по расширению и обогащению словарного запаса детей.
Опираясь на мнемотаблицы, дети учатся составлять рассказ об услышанной музыке, описывать музыкальный инструмент. С помощью мнемотаблицы это делать легко и интересно.
Поощрение - это один из наиболее важных приём мотивации детей. Хвалите ваших воспитанников. Даже если ребёнок не совсем справился с тем или иным заданием,найдите слова, чтобы похвалить его, а потом уже скажите, что не совсем у него получилось.
Уважаемые коллеги! Какие бы приёмы и методы мотивации ни использовал педагог в своей работе, самым важным для каждого педагога является решение одной из главных задач ФГОС ДО – формирование и развитие эстетических и духовно – нравственных качеств личности.
Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать, а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и др. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.
Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» музыкальный руководитель должен не только продумать пособия, игры и др. материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.