Ирина Евгеньевна Картина
Детский проект «Необычная обычная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта: «Необычная обычная бумага»
Тема проекта: «Бумага в нашей жизни»
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта: с 18 марта 2020 по 23 марта 2020 года
Проблемное поле проекта с точки
зрения детей: Где можно узнать информацию: откуда берется бумага? Из чего и как ее можно изготовить? А салфетка – это тоже бумага?
Цель проекта:
Публикация «Детский проект „Необычная обычная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процесс познавательно – исследовательской деятельности для открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Цель ребенка: выяснить откуда берется бумага и попробовать самостоятельно ее изготовить.
Задачи проекта:
Задачи педагога:
• создать условия для развития элементарных исследовательских способностей;
• создать условия для воспитания интереса к познанию окружающего мира, любознательности;
• создать условия для развития умения анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.
• создать условия для расширения представлений детей о бумаге, разных ее видах и свойствах;
• создать условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками, умения договариваться, работать в команде;
• создать условия для развития речевой активности детей, умения задавать вопросы и отвечать на них;
• создать условия для развития творческого мышления и креативности воображения.
Задачи ребенка:
• необходимо узнать из чего делают бумагу;
• узнать как появилась бумага;
• выяснить, что необходимо для создания бумаги своими руками;
• узнать больше информации о бумаге, ее видах и свойствах.
Этапы проекта, их содержание:
Проект состоял из 3х этапов:
1. Подготовительный этап: подбор литературы, наглядных и дидактических материалов, иллюстрации, презентаций и видеоматериалов, создание проблемной ситуации и разработка модели трех вопросов.
2. Реализация проекта: на данном этапе были организованны различные детские виды деятельности такие, как «утренний сбор» (для обсуждения и закрепления полученных знаний, проведена исследовательская деятельность «Чудо бумага», «Свойства бумаги», «Какая разная бумага», после которой была собрана коллекция «Бумажный БУМ», оформлены выставки «Копировальная бумага творит чудеса», «Самолетики», «Яркий узор». Исходя из вопросов детей, было организовано занятие, в ходе которого ребята путешествовали по «реке времени», а затем, самостоятельно, из предложенного материала составили «Реку времени «Путешествие в прошлое бумаги».
3. Итоговый этап: на последнем этапе проекта, ребятам было необходимо создать бумагу своими руками. С чем они хорошо справились, украшая свои поделки, вспоминали о проделанной работе и полученных знаниях.
Для наблюдения за ходом проекта в группе было организовано информационное поле «Необычная обычная бумага», разработана ментальная карта «БУМага».
Продукт проекта: Коллекция «Бумажный БУМ», ментальная карта «БУМага», самостоятельно изготовленная бумага.
Итоги проекта (детские):
В ходе реализации проекта дети:
• узнали историю и этапы создания бумаги;
• научились обобщать знания о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества и узнали новое свойство бумаги – размокать в воде;
• познакомились с различными видами бумаги;
• научились изготавливать бумагу «в домашних условиях».
Рефлексивный анализ педагога
За время проекта группа «Божьи коровки» (педагоги, дети, родители) активно участвовали в его реализации, ждали новых мероприятий и заданий проекта. Между педагогами и детьми установились доверительные теплые отношения, а родители, с удовольствием, отвечали на вопросы своего чада.
Ребятам было интересно узнавать что-то новое о бумаге. Они с восторгом об этом говорили. Научились работать вместе, сообща, не перебивая друг друга. Дети не верили, что смогут самостоятельно создать бумагу, но это у них получилось на «Ура!».
В дальнейшем планируем организовывать различные детские проекты, ведь через них можно с легкостью просмотреть (проследить) потенциал каждого ребенка.
Описание проекта
Актуальность проекта: Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в течении дня. Они активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Ребята не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги, а уж о том, что ее можно переработать и изготовить самостоятельно, даже не догадываются. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге.
На начальном этапе нам было необходимо создать ситуацию (инициировать проект). Анализируя пособие А. А. Сидоровой «Как организовать проект с дошкольниками», было решено «делать что-то в присутствии детей увлеченно действуя, не привлекая детей». И вот, что было сделано: педагог активно выкидывала всю использованную бумагу, собирая ее из всех шкафов и полок. Увидев это, дети начали задавать вопросы о бумаге, зачем ее выкидывать… Плавно перейдя на коврик, ребята задавали свои вопросы, в ходе беседы была составлена «модель трех вопросов».
После беседы мы с ребятами договорились, что они спросят дома у родителей о бумаге и ее видах. На следующее утро был организован «утренний сбор», на котором дети делились информацией, полученной от взрослых. Обсудив результаты, воспитанниками было решено отправится на поиск информации к сотрудникам детского сада. Ребята задавали свои вопросы старшему воспитателю, работникам прачки, плотнику Василию Георгиевичу, а так же заведующему детским садом. Лариса Николаевна предложила детям взять электронный носитель (подготовленный педагогами, на котором находился видеофильм о изготовлении бумаги.
После просмотра, воспитанники рассказали о этапах создания бумаги на производстве, о некоторых ее свойствах и решили самостоятельно провести несколько опытов, о которых рассказывали в видеоролике.
Но ребят заинтересовал еще один момент: «А какая же раньше была бумага?», для исследования данного вопроса педагогами был подготовлен волшебный сундучок, в котором располагались картинки, с изображением камня, глиняной дощечки, кожи, бумаги. В ходе беседы была составлена «Река времени «Путешествие в прошлое бумаги».
Вечером, перед тем как идти домой, мы обсудили такой момент: «Детям было необходимо узнать у мам, бабушек, дедушек, а как же и из чего можно сделать бумагу самостоятельно».
На следующее утро, Ульяна принесла распечатанную инструкцию по созданию бумаги. Ребята принялись за работу. Пройдя все этапы обработки, бумага была готова! Хорошо просохнув в выходные дни, дети с удовольствием, занялись ее украшение в первый рабочий день недели.
Хочется отметить, что в начале проекта в группе был оформлен информационный стенд, который в течение проекта пополнялся фотографиями и рисунками детей.
По окончанию проекта, ребята еще долго смогут вспоминать об интересных и познавательных мероприятиях.