Лучший педагог года

Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества

Сташялене Светлана Николаевна
Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества

Детский сад и педагогический колледж : пути сотрудничества

Объединяться вместе — начало,

быть вместе — прогресс,

работать вместе — успех.

Henry Ford

Одной из актуальнейших проблем развития образования в последние годы является формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций, цель которых – повышение качества образования, эффективная реализация требований образовательных стандартов.

Публикация «Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает образовательный процесс в детском саду как вариативный, гибкий, содержательно-насыщенный и интегративный, способствующий разностороннему развитию детской личности. Требования стандарта призывают нас ориентироваться сегодня в первую очередь на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, обеспечение социально-обогащенной и эмоционально-комфортной среды пребывания детей в ДОО. Именно сетевое взаимодействие, возможность создания сетевых образовательных проектов с образовательными учреждениями и социальными партнерами, обобщение лучших образовательных практик, обмен опытом их реализации, объединение образовательных и иных ресурсов, полезных образованию, позволит повысить

качество дошкольного образования, способствовать эффективной реализации ФГОС ДО. И вместе с тем это движение к объединению ведет к

• изменяющимся инновационным формам взаимодействия образовательных и иных организаций,

• поиску новых форм обобщения инновационного опыта,

• повышения качества образовательного процесса,

• дистанционного сетевого взаимодействия,

• повышению профессиональной компетентности участников сетевого взаимодействия.

В науке и практике разработаны и внедрены разнообразные модели социального партнерства, однако опыт успешного взаимодействия пока не систематизирован и не доступен в качестве банка технологий или проблемно-тематических кейсов. На наш взгляд, результаты нашей инновационной деятельности, описывающие моделирование и практику сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, будут интересны.

Важность взаимодействия образовательных организаций с различными институциональными структурами - семьей, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями социальной сферы - отмечена в таких важнейших государственных документах, как

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

• Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года.

Современное дошкольное образование нуждается в высококвалифицированных педагогах, владеющих современными образовательными технологиями, способных не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно ее преобразовывать. Оптимальная форма подготовки таких кадров - «выращивание» будущих педагогов в практико-ориентированной среде на основе сетевого взаимодействия педагогического колледжа и детского сада.

На протяжении нескольких лет наш детский сад тесно сотрудничает с ГБПОУ «Прох-ладненский многопрофильный колледж» с целью организации практического обучения студентов педагогами-наставниками на базе ДО№6.

Наставничество над студентами в условиях сетевого взаимодействия обладает огромным потенциалом в процессе формирования профессиональных компетенций студентов Прохладненского многопрофильного колледжа, дает им возможность приобщаться к будущей профессии в условиях реального рабочего места.

Концепция модернизации образования РФ определила основные направления важного процесса развития нашего общества - «подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда», подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и информационной культурой, что позволит сделать большой рывок в образовании и выйти на мировой уровень.

Студенты колледжа успешно проходят практику в нашем детском саду. Но в связи с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования и ФГОС среднего профессионального образования этого недостаточно для того, чтобы получить профессионально грамотного педагога, педагога нового поколения. «Работодатель (руководитель образовательной организации) может выдвинуть универсальные требования к результатам подготовки студента в системе отношений «колледж – образовательная организация» в условиях требований профессионального стандарта педагогической деятельности».

Возникает необходимость поиска новых форм взаимодействия работодателей с организациями, готовящими кадры для учреждений дошкольного образования.

В целях поиска оптимальных условий организации совместной деятельности ДО№6 и педагогического колледжа в деле подготовки квалифицированных кадров для дошкольных образовательных учреждений нашей республики нами разработан инновационный образовательный проект как условие успешной реализации требований ФГОС дошкольного и среднего профессионального образования».

Цель проекта: повышение качества подготовки специалистов для дошкольного образования в соответствии с социальными преобразованиями в обществе, запросами ДО№6, родителей, интересами воспитанников и развитие профессиональной компетентности педагогов – дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного и среднего профессионального образования на основе сетевого взаимодействия «Детский сад - педагогический колледж».

Задачи проекта:

• разработка инновационных средств и содержания подготовки будущих педагогов и повышения компетентности педагогических кадров для системы дошкольного образования города и республики;

• отработка эффективных механизмов взаимодействия всех участников (дети, студенты, педагоги) в условиях реализации ФГОС СПО и ФГОС ДО;

• реализация новой модели наставничества в системе развивающего взаимодействия «педагог-наставник - студент» в условиях практикоориентированной среды д/с;

• развитие у всех участников инновационного типа поведения, развитие творческой активности и повышение уровня профессиональной компетентности;

• повышение качества образовательных услуг участников в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ФГОС дошкольного образования

Методы и средства реализации проекта

1. Анализ условий для реализации инновационного проекта;

2. Проектирование системы работы детского сада и педагогического колледжа в условиях сетевого взаимодействия;

3. Проектирование системы мониторинга профессиональных компетенций студентов и уровня компетентности педагогов - участников проекта;

4. Обобщение и систематизация опыта работы детского сада и педагогического колледжа по проблеме;

5. Анализ результатов реализации проекта.

6. Мониторинг результатов инновационного проекта: оценка эффективности совместной деятельности; определение проблем, препятствующих достижению результата; корректировка образовательной системы;

7. Мониторинг удовлетворённости участников образовательного процесса;

8. Мониторинг сформированности профессиональных компетенций студентов.

5. Основные направления проектной деятельности:

1. Организация на базе детского сада новой модели организации практического обучения студентов на рабочих местах с педагогами-наставниками.

Обучение студентов строится на системном подходе: знакомство студентов с содержанием и методами работы, опытом педагога - наставника, оформление ими портфолио «Мастерская педагога – наставника», представление собственных оригинальных находок в виде портфолио «Мои достижения». Такой подход позволяет целенаправленно пройти практику, освоить все формы образовательной работы и развить творческую активность и профессионально значимые качества личности воспитателя.

2. Методическое сопровождение образовательной и профессиональной деятельности.

В рамках развития готовности студентов к взаимодействию с детьми с ними организуются тренинги, направленные на преодоление психологических барьеров, формирование профессиональной ориентации такие как,

«Моя профессия – педагог»,

«Тебя ждет дошкольник».

Так же по результатам практики тренинги

«Мои проблемы мне решать»,

«Рост моих достижений»,

• презентации творческих работ - проектов «Детский сад моей мечты», «Детский сад, в котором я хочу работать»,

• Круглый стол студентов, преподавателей колледжа, педагогов ДО№6 с обсуждением «Портрета выпускника колледжа», востребованного на рынке труда.

В течение всей практики студенты становятся участниками мастер – классов, семинаров и других мероприятий ДО№6.

3. Организация образовательной деятельности студентов с детьми в условиях сетевого взаимодействия.

Педагогическая практика студентов проходит в течение всего учебного года. Большое время дети проводят в общении с студентами. Поэтому особые требования предъявляются к практическим навыкам взаимодействия с детьми, созданию ими благоприятной педагогической среды для развития и образования детей. Помимо организации и проведения традиционных форм (пробные занятия, прогулки, общение в повседневной жизни, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные игры, трудовая и продуктивная деятельности) студенты участвуют в проведении праздников, развлечений в образовательном учреждении. Именно здесь у каждого участника практики происходит выработка индивидуального стиля педагогической деятельности, новой культуры педагогического труда.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников инновационного проекта.

Практика студентов стимулирует и деятельность воспитателей. Педагоги ставятся в условия, в которых они должны показать высокие образцы профессиональной деятельности, а это требует непрерывного педагогического образования, творческого поиска, совершенствования индивидуального профессионального «почерка». Наблюдая работу воспитателя – мастера, студенты заимствуют его стиль взаимодействия с детьми в разных ситуациях, учатся планировать и анализировать работу, создавать предметную среду группы.

Результативность проектной деятельности

Ожидаемые результаты для педагогического колледжа :

Таким образом, сочетание и объединение теоретического обучения в колледже и практического обучения в ДО№6 позволяет студентам полноценно осваивать виды профессиональной деятельности с учетом потребностей и перспектив развития современного дошкольного образования. Совместная работа ДО и колледжа имеет ценность с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов, так как будущий педагог погружается в профессиональную среду, постепенно приобретая практико-ориентированные профессиональные знания.

Молодому специалисту не требуется время на адаптацию к условиям труда, поэтому период его вхождения в профессию существенно укорачивается. Он уверен в своих знаниях и умениях. Работа по данному проекту дает возможность готовить самостоятельных, компетентных, конкурентоспособных, творческих специалистов.

Ожидаемые результаты для дошкольного учреждения:

1. Подбор работодателем будущих специалистов для своего ДОУ, наблюдение за их учебой и практикой с дальнейшим трудоустройством в ДОУ.

2. Укомплектованность дошкольными учреждениями республики и города кадрами - молодыми педагогами в возрасте до 30 лет, квалифицированных, творчески мыслящих, владеющих современными педагогическими технологиями.

3. Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ.

Представление результатов:

В течение всего процесса реализации проекта студенты формируют «Портфолио», включающий два раздела: «Мастерская педагога- наставника» (методическая копилка из опыта наставника, проект собственной деятельности с детьми в условиях практики (портфолио собственных методических и творческих достижений).

Педагоги д/с и педколледжа ведут портфолио методического опыта (документов и достижений).

Отчёт о реализации инновационной деятельности представляется один раз в полугодие в июне и декабре и заслушивается на совместных педагогических мероприятиях организаций - участников инновационной деятельности.

Результаты инновационной деятельности размещаются на официальных сайтах образовательных организаций.

Коротко о проводимых мероприятиях:

1. Заключение договоров о сетевом взаимодействии и договоров практик

2. Разработка методических материалов для организации всех видов практики с привлечением опыта педагогов д/с

3. Привлечение педагогов д/с к проведению занятий

4. Создание «Портфолио»

5. Выполнение курсовых исследований и написание ВКР на базе и по заявкам д/с

6. Проведение совместных мероприятий и праздников с привлечением студентов, родителей и детей д/с

7. Организация открытых занятий и мастер-классов для родителей

8. Проведение практических занятий на базе дошкольных образовательных организациях.

9. Участие в создании тематической предметно – развивающей среды студенты колледжа приняли участие в создании в ДО№6 предметно – развивающей среды Студентами были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Банк», «Салон сотовой связи», «Автозаправка».

Совместная деятельность педагогов и студентов по моделированию предметно-развивающей среды в группах ДОО:

-изготовление многофункциональных пособий «Лепбуков», «Шагодумия»,

- мнемотаблицы,

- дид игр, в том числе с ИКТ,

- пособий к с-р играм

10. Отчет о прохождении учебной практики по ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста» .

Студенты проходили учебную практику по профессиональному модулю 02 «Организация различных видов деятельности детей Учебная практика проходила на базе ДО№6 в рамках инновационного сетевого взаимодействия, в котором созданы прекрасные условия для развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Со студентами своим мастерством, идеями воспитания делились очень опытные, творческие педагоги :

В педагогической копилке каждого студента появилось множество интересных приемов, технологий обучения, форм работы с детьми дошкольного возраста при организации воспитателем различных видов деятельности. Очень содержательными были следующие виды деятельнсти

11. педагогическая практика является одним из важнейших звеньев в практико-ориентированном образовании будущего педагога, участвует в формировании его индивидуальных творческих возможностей, необходимых для осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях различного типа. Она является связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студентов – предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Что на современном этапе внедрения технологий дуального обучения становится наиболее актуальным. Сегодня динамично развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к выпускнику профессиональной образовательной организации: современному образованию необходим специалист высокой квалификации с творческим подходом в профессиональной деятельности.

12. Участие студентов в организации и проведении мероприятий с детьми дошкольного возраста (акции, конкурсы, праздники) : - с целью участия студентов в организации конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

• Акция «День забытых игр»

• Новогодние утренники

• Кукольный театр (показ)

• Кукольный театр (изготовление)

• Экологические чтения

• Квесты («Георгиевская ленточка», «В гости к первобытному человеку»)

• Оформление копилки дидактических игр

13. Диалоги с педагогами наставниками по обмену опытом работы в соответствии с темой ВКР с целью изучения специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста в рамках подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации.

Практика показывает, что, с одной стороны, повышаются требования к педагогу - воспитателю, работающему с маленьким ребенком, подчеркивая социальную значимость и востребованность его профессии, а, с другой стороны, - низкий уровень профессиональной готовности воспитателей к взаимодействию с детьми. Отсюда возникает значимость проблемы формирования у будущих воспитателей готовности к взаимодействию с детьми как условия эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса, повышения профессионального мастерства, гуманизации и сотрудничества с детьми, родителями, коллегами.

Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста, являются активное использование форм, методов и средств, обусловливающих эффективное формирование компонентов готовности; специальное обучение студентов технологии взаимодействия с детьми; целенаправленное руководство со стороны методиста по педпрактике и старшего воспитателя педагогической деятельностью студентов на местах их работы в детском саду в период педагогической практики, обеспечивающее единство требований, реализацию личностно-ориентированного подхода к студенту, взаимосвязь теоретической подготовки педагога-«дошкольника» с его практической деятельностью; ориентация будущих воспитателей на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Детский мастер класс «Объемная новогодняя снежинка» в рамках сотрудничества с семьей. Из опыта работыДетский мастер класс «Объемная новогодняя снежинка» в рамках сотрудничества с семьей. Из опыта работы Описание материала: данный материал рассчитан на детей дошкольного, младшего школьного возраста, педагогов ДОУ и дополнительного образования,.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Мой детский сад — мой дом родной!» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: "Мой детский сад - мой дом родной!".

Педагогический колледж и детский сад на пути к сотрудничествуПедагогический колледж и детский сад на пути к сотрудничеству Современное дошкольное учреждение нуждается в высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистах, владеющих современными педагогическими.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй школа!» Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект «Здравствуй, детский сад!» в группе раннего возраста Авторы: педагоги группы раннего возраста Иванова Е. Г., Карачарова Н. П. Актуальность заключается в том, что процесс адаптации, привыкания.

План сотрудничества с родителями младшей группы на 2020–2021 СЕНТЯБРЬ Коллективные: 1. Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет». 2. Консультация «Режим и его.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Фотоотчет сотрудничества с библиотекойФотоотчет сотрудничества с библиотекой Сотрудничество группы с библиотечным центром "Золотой ключик" благоприятно влияет на воспитание дошколят. Цель нашей работы : организация.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.

Фотоотчет «Экскурсия в медицинский колледж» в рамках проекта «Профессии нашего города»Фотоотчет «Экскурсия в медицинский колледж» в рамках проекта «Профессии нашего города» Экскурсия в медицинский колледж. Воспитатель: Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа. В рамках проекта "Профессии нашего города",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 14:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД