Папки-передвижки

Детский сад как экосистема

Анна Егорова
Детский сад как экосистема

Сегодня мы можем говорить о том, что на современного ребенка и возможности его развития оказывают влияние множество факторов. Среди них огромные массивы информации, которую необходимо не только сортировать, но и осознавать еще только взрослеющему человеку. Внедрение новейших федеральных стандартов образования дает возможность говорить о том, что назревает необходимость создания экосистемы образования и воспитательного процесса.

Разработчики современных образовательных стандартов учитывают вызовы современности, именно это было отражено в содержании документов, определяющих разнообразные аспекты экосистемы образования.

Публикация «Детский сад как экосистема» размещена в разделах

Именно эти аспекты отражаются в концепции дошкольного учреждения, например, детского сада, как экосистемы. В ее основе лежит мнение о том, что наиболее важным элементом образовательного и воспитательного процесса в ДОУ является окружающая среда, в которую помимо природных ресурсов входят особенности взаимодействия между людьми, а также созданные человеком информационные системы, научные разработки и решения.

Согласно экологическим представлениям сама по себе экосистема характеризуется как единый природный комплекс, биологическая система, которая включает в себя сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. В любой экосистеме живые организмы взаимодействуют с любым другим объектом в их совместной окружающей среде.

Согласно этому положению воспитательная экосистема дошкольного образования может быть отнесена к единой среде, где все субъекты воспитательного процесса непосредственно взаимодействуют друг с другом.

Возможно, провести параллель с понятием биоценоза, а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания, другими элементами образовательной экосистемы, которые определяют условия — биотоп. При этом вместо обмена энергией между компонентами природной экосистемы в образовательной экосистеме подразумевается обмен информацией.

Такая организация воспитательного процесса в дошкольном учреждении предоставляет все возможности для сотрудничества между воспитанниками, педагогами и их родителями, этот факт является существенной воспитательной парадигмой за счет экономного и рационального применения комплекса разных ресурсов.

В центре экосистемы дошкольного образования всегда находится воспитанник. На создание эффективного усвоения им всех необходимых навыков, умений, компетенций, достижения отдельных личностных и предметных результатов должны быть направлены действия всех остальных элементов воспитательной экосистемы дошкольного образования. В такой системе каждый из воспитанников сможет развиваться по-разному согласно индивидуально – психологическим, мотивационным и познавательным особенностям. Стимул получения ребенком хорошего воспитания и образования, практическое использование конкретных умений и навыков будет формироваться за счет экосистемы дошкольного образования.

Во многом такой подход позволяет родителям и ребенку самостоятельно избирать траекторию, по которой он будет развиваться.

Ядром такой системы воспитания становятся наиболее важные базовые ценности, участвующие в формировании мотивации воспитанников и их родителей. Основными ценностями, которые выступают руководящими для воспитательной экосистемы дошкольного образования являются:

1. инициативность и готовность к приобретению новых знаний;

2. способность к информационным и социальным преобразованиям;

3. сотрудничество, взаимная ответственность в деятельности;

4. критичность мышления и креативность;

5. высокая активность, а также способность к социальному взаимодействию;

5. высокий уровень информационной осведомленности.

Теоретической базой для подобной деятельности в этом случае является педагогика партнерства, сотрудничества. Воспитанники дошкольного учреждения вступают во взаимодействие и партнерские отношения с другими учащимися, с педагогами в рамках индивидуализированного воспитательного процесса. Он базируется на совместных ожиданиях, которые реализуются в процессе разрешения множества задач. Содержание воспитания имеет характер направленности на практическую деятельность, которая реализуется в смоделированной или конкретной социальной ситуации.

Такой социо-культурный подход предполагает:

- воспитанник полноправный участник воспитательного процесса. Каждый ребенок двигается по самостоятельно выбранной образовательной траектории. Воспитание происходит путем взаимодействия учащихся друг с другом и с соответствующей средой, а также с педагогом.

- формируются когнитивные, личностные и другие компетенции, отвечающие индивидуальным запросам личности ребенка.

В рамках разработки концепции воспитательной и образовательной экосистемы необходимо создать такую структуру, которая будет актуальной для человека в течение всей его жизни.

Современное дошкольное учреждение должно быть эффективным, что предполагает долгосрочность достижений воспитанников и педагогов, а также сохранение статуса образовательного учреждения на уровне соответствующем современным стандартам.

Очень важно сохранять, воспроизводить и преумножать успешность всего сообщества детского сада.

Для этого существует необходимость перевода внимания с личности отдельного педагога, то есть персоны на весь коллектив. Реализовать это можно в том случае, если придерживаться в работе таких руководящих начал:

- поддержание инициативы в деятельности;

- четкость в реализации конструктивных идей;

- установка на то, чтобы значимые результаты не только были достигнуты, но и закреплены в рамках деятельности педагога ДОУ.

Очень важно вывести в качестве приоритетов командные формы работы, совместную деятельность педагога, но в тоже время сохранить автономность творчества. Помимо этого необходимо создать все условия для максимальной автоматизации работы педагога ДОУ.

Невозможно говорить об эффективности экосистемы в рамках дошкольного образования без учета индивидуальных возможностей воспитанников. В данном случае дошкольное учреждение в качестве экосистемы должно создавать совершенно новые условия для получения воспитания и образования ребенком – сформировать у ребенка потребность в непрерывном самообразовании, а также в самовоспитании.

Для того, чтобы экосистема дошкольного образования действовала максимально эффективно необходимо учесть определенные особенности жизни и деятельности подрастающего поколения – огромные потоки, в том числе и негативной информации, которые получают дети из разных источников, гиперактивность, немотивированная агрессия, часто эмоциональная запущенность.

В связи с этим, построение экосистемы дошкольного образования на сегодняшний день является актуальным вопросом, так как именно с ее помощью существует реальная возможность изменить всю систему образования, а значит, сделать мир современного ребенка иным, направленным в будущее.

Литература

1. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. — 2016.— №3. — С. 50-61.

2. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования.

3. https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-ekosistema-obucheniya-i-napravleniyah-razvitiya-informatizatsii-obrazovaniya.

Публикации по теме:

Презентация «Детский сад, детский сад малыши туда спешат» Эта презентация, один день, из жизни нашей группы. С целью расширения контактов между воспитателями и семьёй. Создание условий для благоприятного.

Детский сад и семья как единое здоровьесберегающее пространство Одним из основных направлений работы детского сада является физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на сохранение и укрепление.

Фотоотчет «Детский сад, детский сад, он всегда ребятам рад!»Фотоотчет «Детский сад, детский сад, он всегда ребятам рад!» Детский сад, детский сад он всегда ребятам рад! Наш веселый детский сад Он всегда ребятам рад! У нас растут цветы небывалой красоты.

Как можно сделать песочницу для детей в детский садКак можно сделать песочницу для детей в детский сад Вот и закончился учебный год - прошли выпускные в детских садах, закончились хлопоты по организации праздников для детей, родителей и сотрудников.

Консультация для родителей «Как подготовить малыша к приходу в детский сад» Уважаемые родители! К переменам в жизни вашего ребенка необходимо готовиться заранее, а именно за несколько месяцев до начала посещения.

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Советы воспитателя Нужно ли ребенка отправлять в детский сад? Как к этому событию подготовить его? Например, в каком возрасте отправлять ребенка в детский.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка в детский сад» Консультация для родителей «Как одеть ребенка в детский сад?» Как одеть ребенка в детский сад? Сколько комплектов одежды необходимо? Какие.

Консультация для родителей «Как одевать ребенка в детский сад» На сегодняшний день очень много продается различной одежды для детей, разного качества и фасона. Но зачастую многая одежда не очень удобная.

Памятка для родителей «Как одеть ребенка в детский сад?» Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха. Чтобы избежать травматизма,.

«Как хорошо быть малышом», «Детский сад». Стихи для детей Как хорошо быть малышом Быть с мамой, папой рядом. Когда за ручку мы идем, Идем с счастливым взглядом, Все вместе чтобы не случись. И вдруг….

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детский сад как экосистема
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 20:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД