Лучший педагог года

Детское экспериментирование

Эльвира Бычкова
Детское экспериментирование

Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью необходимо разработать диагностические методики.

Публикация «Детское экспериментирование» размещена в разделах

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков педагогического процесса:

-специально-организованное обучение;

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

В блоке совместной деятельности планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми планируются экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, можно использовать мультимедийные ресурсы (презентации, игры на интерактивной доске: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Последовательность роста растения» и др.

В блоке организованного обучения планируется образовательная деятельность обобщающего характера, целью которой является обобщение знаний, полученных детьми в ходе проведения экспериментальной работы.

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, водой, магнитом и др., любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с красками. На прогулке юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”.

Система планирования работы по организации исследовательской деятельности в нашей группе основана на материалах авторского методического сборника «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, Рахмановой Н. П., Щетининой В. В.

Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в своей группе мы поставили цель:

-практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Исходя из цели, поставили задачи:

• формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

• развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

В планировании мы обозначили следующие этапы развития экспериментирования :

1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальные возможности, диагностика знаний детей.

2 этап – создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Эврика», состоящую из нескольких зон:

мини - лаборатории;

методического центра с перспективными планами запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов по блокам, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности;

центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями, макетами;

игротекой, мини - музеем «Чудесная кладовая».

3 этап – составление учебно-тематического плана.

Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:

1. живая природа.

Здесь мы запланировали опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе.

2. неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ) .

По этому направлению мы запланировали цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух». Для знакомства с почвой мы запланировали цикл опытов «А что у нас под ногами?» Это целый цикл опытов про магнетизм «Удивительный магнит» цикл опытов «Свет и цвет», «Звук».

3. материал и их свойства

Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах.

Реализацию поставленных перед собой задач мы запланировали осуществлять во время проведения образовательной деятельности по познанию, в интеграции с другими видами детской деятельности (наблюдениями и трудом на прогулке, чтением, дидактической игрой, во время проведения «часа самостоятельности», на лабораторных работах, проводимых детьми в свободной деятельности в пространственной среде группы, во время проведения плановых долгосрочных экспериментов

В планирование работы по организации исследовательской деятельности дошкольников мы включали и проведение досугов с проведением интересных опытов. Так, например, у нас была запланирована «Неделя маленьких учёных», организованная для обмена опытом с коллегами, во время которой малыши самостоятельно проводили опыты и эксперименты, делали вывод.

Большие возможности кружковая деятельность. Планирование работы на занятиях кружка даёт возможность организовать специально-организованное обучение детей экспериментированию.

В нашей группе мы вели кружок «Маленькие исследователи», результативность которого по развитию исследовательской деятельности показала диагностика уровня знаний, умений и навыков, а также уровень развития познавательных способностей.

В планирование работы по организации исследовательской деятельности необходимо включать работу с родителями, целью которой является приобщение родителей к популяризации детского экспериментирования. Мы, например, планировали для родителей консультации по познавательно-исследовательской деятельности детей, практические занятия, распространение буклетов, памяток, рекомендаций по проведению простейших опытов с детьми, привлечение к созданию энциклопедий, фотоальбомов.

Таким образом, правильно распланированная работа по организации исследовательской деятельности способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта, развитию детских способностей и мыслительных процессов.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников - это необходимый метод для познания ребёнком окружающего мира. Ведь знания, почерпнутые.

Детское экспериментирование как метод обученияДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников На основании Приказа Министерства образования и науки Российской.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мираБушуева Светлана Николаевна МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город.

Детское экспериментирование в ДОУДетское экспериментирование в ДОУ “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» - это положение подтверждено ФГОС ДО.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности Консультация для воспитателей детского сада «Детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно- исследовательской деятельности».

Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование
Опубликовано: 15 августа 2016 в 11:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД