Эльвира Бычкова
Детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью необходимо разработать диагностические методики.
Публикация «Детское экспериментирование» размещена в разделах
Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков педагогического процесса:
-специально-организованное обучение;
-совместная деятельность взрослого с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей.
В блоке совместной деятельности планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.
С детьми планируются экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, можно использовать мультимедийные ресурсы (презентации, игры на интерактивной доске: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Последовательность роста растения» и др.
В блоке организованного обучения планируется образовательная деятельность обобщающего характера, целью которой является обобщение знаний, полученных детьми в ходе проведения экспериментальной работы.
Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, водой, магнитом и др., любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с красками. На прогулке юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”.
Система планирования работы по организации исследовательской деятельности в нашей группе основана на материалах авторского методического сборника «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, Рахмановой Н. П., Щетининой В. В.
Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в своей группе мы поставили цель:
-практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Исходя из цели, поставили задачи:
• формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
• развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
В планировании мы обозначили следующие этапы развития экспериментирования :
1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальные возможности, диагностика знаний детей.
2 этап – создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Эврика», состоящую из нескольких зон:
мини - лаборатории;
методического центра с перспективными планами запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов по блокам, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности;
центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями, макетами;
игротекой, мини - музеем «Чудесная кладовая».
3 этап – составление учебно-тематического плана.
Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:
1. живая природа.
Здесь мы запланировали опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе.
2. неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ) .
По этому направлению мы запланировали цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух». Для знакомства с почвой мы запланировали цикл опытов «А что у нас под ногами?» Это целый цикл опытов про магнетизм «Удивительный магнит» цикл опытов «Свет и цвет», «Звук».
3. материал и их свойства
Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах.
Реализацию поставленных перед собой задач мы запланировали осуществлять во время проведения образовательной деятельности по познанию, в интеграции с другими видами детской деятельности (наблюдениями и трудом на прогулке, чтением, дидактической игрой, во время проведения «часа самостоятельности», на лабораторных работах, проводимых детьми в свободной деятельности в пространственной среде группы, во время проведения плановых долгосрочных экспериментов
В планирование работы по организации исследовательской деятельности дошкольников мы включали и проведение досугов с проведением интересных опытов. Так, например, у нас была запланирована «Неделя маленьких учёных», организованная для обмена опытом с коллегами, во время которой малыши самостоятельно проводили опыты и эксперименты, делали вывод.
Большие возможности кружковая деятельность. Планирование работы на занятиях кружка даёт возможность организовать специально-организованное обучение детей экспериментированию.
В нашей группе мы вели кружок «Маленькие исследователи», результативность которого по развитию исследовательской деятельности показала диагностика уровня знаний, умений и навыков, а также уровень развития познавательных способностей.
В планирование работы по организации исследовательской деятельности необходимо включать работу с родителями, целью которой является приобщение родителей к популяризации детского экспериментирования. Мы, например, планировали для родителей консультации по познавательно-исследовательской деятельности детей, практические занятия, распространение буклетов, памяток, рекомендаций по проведению простейших опытов с детьми, привлечение к созданию энциклопедий, фотоальбомов.
Таким образом, правильно распланированная работа по организации исследовательской деятельности способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта, развитию детских способностей и мыслительных процессов.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый.