Татьяна Новикова
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» для учащихся 7–14 лет. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы педагогического контроля.
Первый год обучения.
№
п/п Сроки
контроля Какие знания, умения и навыки контролируются Формы контроля
1. Октябрь Устройства и приспособления для вязания. Правила ТБ при работе с крючком, иглами и ножницами.
Виды пряжи. Работа с этикетками.
Основные приёмы вязания крючком. Условные обозначения. Фронтальный опрос.
Практическая работа № 1
Самостоятельная работа
Публикация «Образовательная программа детского объединения „Современное вязание“ для учащихся 7–14 лет, Часть 2» размещена в разделах
2. Ноябрь. Устройство вязальной машины, правила ТБ при работе на машине, с утюгом.
Способы набора и закрытия петель. Дефекты вязаного полотна. Фронтальный опрос.
Практическая работа № 2
3. Декабрь Устранение дефектов трикотажного полотна связанного на машине. Самостоятельная работа.
Сшивание и отделка трикотажных изделий.
ВТО трикотажных изделий. Практическая работа № 3
Устный опрос.
4. Январь Моделирование шарфа. Вязание, сшивание и отделка. Зачёт.
5. Февраль Технологические особенности вязания изделия на вилке Выставка
6. Март Технологические особенности вышивки на трикотаже. Самостоятельная работа.
7. Апрель Технологические особенности вязания объемных изделий. Контрольный опрос.
8. Май Моделирование летнего топа. Вязание, сшивание и отделка.
Технологические особенности вязания изделий в технике «пэчворк»
Зачет.
Самостоятельная работа.
Учебно – тематический план 2 года обучения
Задачи второго года обучения
1. Обучение вязанию сложных изделий, способам их отделки.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
3. Развитие усидчивости, внимания, аккуратности, терпения.
№
п/п Тема Количество часов Всего
теория практика
1 Вводное занятие 2 - 2
2 Устройство вязальной машины 1 1 2
3 Вязание образцов разных переплетений 6 18 24
4 Вязание простых изделий 5 39 44
5 Моделирование и вывязывание сложных изделий 5 37 42
6 Способы отделки и оформления изделий 3 9 12
7 Моделирование и изготовление сувениров в технике «Сухое валяние» 1 7 8
8 Моделирование и изготовление сувенира в технике «Ковроткачество» 1 7 8
9 Итоговое занятие 2 - 2
Всего 26 118 144
Содержание разделов программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Общие организационные сведения. Материалы и приспособления для вязания. Модные тенденции в трикотажных изделиях.
Тема 2. Устройство вязальной машины (2 ч.)
Теория: Повторение и закрепление материала об устройстве вязальных машин. Правила техники безопасности при работе на машине. Организация рабочего места при работе на машине.
Практика: Уход за вязальной машиной.
Тема 3. Вязание образцов разных переплетений (24 ч.)
Теория. Дефекты вязаного полотна и способы их устранения. Техника безопасности при работе с утюгом. Приёмы влажно – тепловой обработки трикотажных изделий. Виды переплетений. Чередование цветов пряжи в полотне. Виды резинок. Отделочные шнуры. Ажурные узоры. Мережковые узоры.
Практика. Вязание образцов переплетений. Практическая работа по карточкам.
Тема 4. Вязание простых изделий (44 ч.)
Теория: Краткие сведения о видах переплетений связанных крючком. Моделирование игрушек и сувениров (работа с журналами). «Пэчворк» крючком.
Практика: Вязание салфеток, разбор схем, изучение условных обозначений. Практическая работа № 1. Построение чертежа. Вязание деталей изделий. Влажно – тепловая обработка изделия, сборка и отделка. Вязание на вилке. Вязание декоративной подушки в технике «Пэчворк».
Тема 5. Моделирование и вывязывание сложных изделий (42 ч.)
Теория: Краткие сведения из истории головных уборов. Снятие мерок, моделирование изделий, технология вязания, влажно – тепловая обработка изделий.
Практика: Снятие мерок, вязание образца (работа по карточкам, моделирование и построение чертежа изделий, влажно – тепловая обработка изделий, сшивание деталей, оформление и отделка изделий. Практическая работа №2. Зачёт.
Тема 6. Способы отделки и оформления изделий (12 ч.)
Теория: Различные способы соединения трикотажных изделий. Вышивка на трикотаже в техниках: «Гладь» и «Рококо».
Практика: Работа на образцах. Самостоятельная практическая работа.
Тема 7. Моделирование и изготовление сувениров в технике «Сухое валяние» (8 ч.)
Теория: Краткие сведения об истории возникновения этой техники. Знакомство с материалами и инструментами для валяния. Правила техники безопасности при работе с иглой для валяния. Организация рабочего места. Технология изготовления сувенира в технике «Сухое валяние».
Практика: Изготовление картины из шерсти. Изготовление сувенира. Самостоятельная работа.
Тема 8. Моделирование и изготовление сувенира в технике «Ковроткачество» (8 ч.)
Теория: Краткие сведения об истории возникновения этой техники. Знакомство с материалами и инструментами для ковроткачества. Правила техники безопасности при работе с иглой для ковроткачества. Организация рабочего места. Технология изготовления сувенира в технике «Ковроткачество».
Практика: Изготовление декоративного панно. Самостоятельная работа.
Тема 9. Итоговое занятие (2 ч.)
Анализ работ учащихся. Подведение итогов. Организация и оформление выставки.
Этапы педагогического контроля.
Второй год обучения.
№
п/п Сроки
контроля Какие знания, умения и навыки контролируются Формы контроля
1. Сентябрь Приёмы вязания крючком, условные обозначения. Практическая работа № 1
2. Октябрь Технологические особенности вязания сложных переплетений. Карточки-схемы
3. Ноябрь ТБ при работе на вязальной машине. Основные приемы вязания переплетений. Условные обозначения. Карточки-схемы.
4. Декабрь Моделирование комплекта: шапка и шарф. Практическая работа № 2
5. Январь Технологические особенности вязания изделия в технике «Пэчворк» Устный опрос.
6. Февраль Технологические особенности изготовления изделия в технике «Сухое валяние» Самостоятельная практическая работа
8. Март Технологические особенности изготовления сувенира в технике «Ковроткачество» Самостоятельная практическая работа
9. Март. Технологические особенности вышивки на трикотаже в технике «Рококо» Самостоятельная практическая работа.
10. Апрель
Моделирование джемпера без рукавов Зачет.
11. Май Вязание, отделка и обработка сложных изделий. Выставка.
1.4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
К концу первого года обучения учащиеся приобретут базовые знания:
- по правилам техники безопасности при работе на вязальной машине, с крючком, иглами и ножницами на занятиях в объединении;
- по видам пряжи для рукоделия, основным видам переплетений связанных крючком и на вязальной машине;
- по технологии изготовления основных видов переплетений;
- по устройству вязальной машины;
- по правилам ухода за трикотажными изделиями.
Учащиеся приобретут навыки :
- самостоятельной работы по подготовке пряжи к вязанию;
- вязания крючком и на вязальной машине, отделки простых изделий;
- изготовления простых изделий в технике – пэчворк.
Учащиеся приобретут опыт работы с условными обозначениями при вязании крючком и на вязальной машине.
К концу второго года обучения учащиеся приобретут углублё нные знания:
- по уходу за вязальной машиной;
- по технологии вязания переплетений (крючком, на вилке и на вязальной машине);
- по этапам разработки моделей изделий;
- по технологии обработки, отделки и сборки изделий;
- по основам технологии изготовления изделий в техниках «Валяние» и «Ковроткачество».
Учащиеся приобретут навыки :
- самостоятельной чистки машины;
- выполнения трикотажных швов;
- чтения и зарисовки схем переплетений;
- снятия мерок для чертежа изделия;
- самостоятельного вязания и отделки простых изделий;
- самостоятельного изготовления простых работ в техниках «Валяние» и «Ковроткачество».
2.1. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы :
-- светлое, просторное помещение;
-- соблюдение санитарно – гигиенических, эстетических требований;
-- наличие вязальных машин, инструмента и материалов для работы;
-- желание детей заниматься.
2.2. Формы аттестации (диагностики) результатов обучаемости детей.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся:
- устный фронтальный опрос;
- самостоятельная работа;
- практические работы;
- зачёты по теории и практике;
- выставки готовых изделий;
- самостоятельная работа с карточками и схемами;
- открытые уроки;
-первичная, промежуточная и итоговая аттестации.
2.3. Оценочные материалы – диагностика.
Программой предусмотрен педагогический анализ результатов опросов, самостоятельных работ, зачётов, участия в выставках и конкурсах. Кроме этого применяется начальная, промежуточная и итоговая диагностика.
Протокол промежуточной аттестации учащихся МБУДО «Дом детского творчества» пос. Мостовского за 201_ – 201_ учебный год.
Название детского объединения___
Номер группы___
Год обучения___
Педагог ___
№ Фамилия, имя учащегося Уровень на начало учебного года Уровень в середине учебного года Уровень на конец учебного года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Оценочный лист. Группа №__ __ год обучения
№
п\п ФИ ребёнка Виды пряжи,значки ТБ на вяз.
Машине, с
иглами, крючком,
ножницами, утюгом Вязание крючком Валяние Ковроткачество Вязание на машине Дефекты полотна
переплетения Вязание на вилке Вышивка по
трикотажу Сшивание Творческие
достижения
Выполняю с помощью педагога
Выполняю сам
Придумываю сам
Придумываю сам и сам выполняю
Знание теории
Протокол итоговой аттестации воспитанников МБУДО «Дома детского творчества» пос. Мостовского
за 201_ – 201_ учебный год.
Название детского объединения___
Номер группы___
Количество учащихся___ Год обучения___
Дата аттестации___
Педагог ___
№ Фамилия, имя учащегося Усвоение программы Уровень выполнения заданий Умение работать с материалом Владение понятиями и технологией Выполнение практических заданий Применение
полученных
знаний
Зам директора по УВР И. В. Кравченко
Педагог Т. Н. Новикова
Методические пояснения по организации занятий.
Процесс обучения условно разбивается на следующие этапы:
1. Начальной подготовки – приобретение навыков и умений.
2. Учебно – практический – закрепление полученных знаний.
3. Углублённого изучения и совершенствования техники исполнения.
Этапы обучения различаются стоящими задачами, объёмом получаемой информации и качеством её усвоения.
Основная задача первого года обучения – дать начальные знания предмета, привить интерес к вязанию крючком и на машине, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно – прикладного творчества.
Второй год обучения посвящён закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приёмами вязания в разных техниках, в частности различными видами переплетений и чередованием цветов. Знакомятся с интересными техниками «Валяние» и «Ковроткачество». Именно в этот период учащиеся проявляют творческую активность, создают необычайные, затейливые вещи, участвуют в конкурсах и выставках.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. В ходе практических занятий учащиеся выполняют образцы, отрабатывая технику вязания и технологические операции обработки изделий, что позволяет обеспечить хорошее качество изделий, вяжут разнообразные изделия : сувениры, игрушки, салфетки, шарфы, шапочки и джемперы. Практической работе в программе отводится значительно больше учебного времени, так как овладение навыками вязания – обязательное условие успешного выполнения программы. В ходе практической работы перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задание, соблюдая последовательность выполнения всех операций.
В ходе теоретических занятий учащиеся ведут конспекты, учатся читать схемы и строить чертежи, знакомятся с условными обозначениями на схемах и правилами снятия мерок. Немаловажная роль уделяется правильному написанию терминов и специальных слов, необходимых в изучении данного курса. Воспитанники учатся моделировать вязаные изделия, узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки с учётом современных направлений моды.
Формы проведения занятий разнообразны : вводное, традиционное, практическое, игра, творческая мастерская, интегрированное, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, выставки, комбинированное.
Методы и приемы организации образовательного процесса : словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, исследовательская, творческая работа и другое).
Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности.
Традиционные на занятиях рассказ или беседа педагога, не только познавательного характера, но и с воспитательной целью.
Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, ребусов, конкурсов и т. д.
Кроме этого педагог использует следующие педагогические технологии:
- информационно – коммуникационную;
- технологию гуманного коллективного воспитания;
- здоровьесберегающую технологию;
- технологию воспитания на основе системного подхода;
- технологию «Ситуация успеха»
- игровые технологии и др.
Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, учащиеся создают своё изделие, начиная с истоков – эскиза, вкладывая мысли и душу, а не пользуясь готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а с слабыми детьми ведётся дополнительная индивидуальная работа. Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей каждого учащегося объединения; с учётом уровня теоретической и практической подготовки, воспитанникам даётся возможность выбора задания по силам. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться «трудному подростку», болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе. Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с простых сувениров, изготовленных на первых занятиях, заканчивая моделированием и изготовлением собственного изделия в конце года.
Особое внимание уделяется правилам безопасных приёмов труда с оборудованием и инструментами, гигиены и санитарии, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Немаловажную роль играет совместная деятельность учащихся и педагога в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, карточек, схем – описаний, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям, прогулкам, где воспитанники объединения познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства.
Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно – массовых мероприятиях учреждения.
3. Список литературы
Список литературы, рекомендуемый для педагога.
1. «Рукоделие в начальных классах». Гукасова А. М. Москва Издательство «Просвещение» 1985 г.
2. «Вязание на ручной машине». Загребаева А. А., Москва, Легпромбытиздат, 1989 г.
3. «Машинное вязание» Балашова М. Я. Жукова Т. Н. Минск «Издательство АСТ» 2001 г.
4. «Искусство вязания» Пушилина Л. В. Москва «Вече» 2003 г.
5. «Альбом узоров для вязания на машинах». Дудаль Г. А. Рекламэкспорт, 1991 г.
6. Журналы по вязанию : «Сандра», «Вверена», «Лапушка», «Валя- Валентина», «Вязание», «Золушка», «Diana», «Ваше хобби- вязание».
7. «Вяжем купальники, топики, шляпки, сумочки». Артемьева Г. Лениздат, г. Санкт- Петербург, 2005г.
8. «От А до Я. Техника «Рококо». Издательский дом Ниола 21-й век, 2004 г.
9. «100 вязанных идей». ЗАО «Издательство «Газетный мир», г. Нижний Новгород, 2010г.
10. «Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами». РИПОЛ классик, г. Москва, 2011г.
11. «Забавные вязаные игрушки» А. М. Диченкова Ростов – на – Дону «Феникс» 2006 г.
12. «Цветы из войлока и фетра» А. Зайцева Эксмо Москва 2011г.
13. «Фильц. Валяные фигурки животных» Е. Курчак Л. Заяц Эксмо Москва 2012г.
14. «Картины из шерсти» О. А. Мишанова Москва «Суфлёр» 2014г.
15. «Вязаные закладки» С. Забелина Москва «АСТ – ПРЕСС» 2015г.
Список литературы, рекомендуемый для учащихся.
1. Журналы по вязанию : «Сандра», «Вверена», «Лапушка», «Валя- Валентина», «Вязание», «Золушка», «Diana», «Ваше хобби- вязание».
2. «Мягкая игрушка» Белова Н. Р. Москва Издательский Дом «Рипол классик» 2002 г.
3.«Вяжем купальники, топики, шляпки, сумочки». Артемьева Г.
Лениздат, Санкт- Петербург, 2005г.
4. Ткаченко Т., Стародуб К. Мягкая игрушка для начинающих. Ростов-на-
Дону, Издательский Дом «Владис», М, Издательский Дом «РИПОЛ
классик», 2005г.
5. Диченскова А. М. «Забавные вязаные игрушки», г. Ростов-на-Дону
«Феникс», 2006г.
6. Офицерова С. В. «Вязанные игрушки», г. Москва «АСТ-ПРЕСС», 2011г.