Получи документы

Образовательная программа работы в сенсорной комнате «Мир детства». Часть 1

Алексей Алексеевич Токарев
Образовательная программа работы в сенсорной комнате «Мир детства». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с современными требованиями основных нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании»; - «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09. 2008г. № 666,п. 22). - «Санитарно – эпидемиологичские требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». (Постановление утверждено Главным санитарным врачом РФ от 20.12.2010 г. №164 с изменениями № 1-к 2.4.1. 2660 – 10); - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2009 г. № 655). Программа — модель организации образовательного процесса в сенсорной комнате ориентирована на развитие личности ребёнка, интеллект которого соответствует возрасту, однако есть незначительные отклонения в эмоциональной, познавательной сфере и требуется психологическое оздоровление в условиях сенсорной комнаты. Игровое и релаксационное оборудование сенсорной комнаты активизирует и развивает мышление, речь ребёнка путём стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.

Публикация «Образовательная программа работы в сенсорной комнате „Мир детства“, Часть 1» размещена в разделах

Актуальность настоящей разработанной программы и ее внедрение в образовательный процесс вызвана необходимостью комплексной тренировки психофизиологических и интеллектуальных функций и формированию важнейших предпосылок к развитию личности, к учебной деятельности дошкольника, а также потребностью предупреждения эмоциональных расстройств, сохранение психического здоровья, вырабатыванию положи- тельных черт характера, овладению понятиями основных эмоций. Соблюдение принципа интерактивности необходимо с точки зрения современного подхода к обучению ребёнка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания, умения и навыки.

Цель: укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия.

Задачи:

Формирование у детей эмоциональной децентрации, т. е. способности ребенка-дошкольника воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.

Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушения поведения.

Развитие умения укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимикой.

Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

Ожидаемые результаты:

профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения;

коррекция эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности;

развитие творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровым.

Адресат: дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет

Содержание программы

профилактическая и развивающая работа с младшими дошкольниками;

просветительская работа с родителями.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку ее оборудования. Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребенком.

Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки) и т. д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Организация пространства

Для занятий релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно для освоения так называемой «детской территории».

Учитывая специфику задач сенсорной комнаты, она должна территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

Мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.

Мат напольный– нужен для создания мягкой поверхности, на которой ребенок или взрослый может лежать, сидеть или двигаться. В соответствии с размерами помещения или «мягкой зоны» определяется количество матов. Маты между собой соединяются при помощи липучек со стороны пола.

Мат настенный– крепится на стенки для того, чтобы максимально обезопасить человека, пребывающего в сенсорной комнате, от ударов и соприкосновения с твердыми и холодными поверхностями. Кроме того, его использование способствует созданию уюта и комфорта, выполняя роль «ковра» на стене.

Пуфик-кресло с гранулами (Сплодж) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

Детская подушечка с гранулами – подушечка, наполненная полистирольными гранулами, легко может менять форму, ее приятно мять в руках и занятие с ней может надолго привлечь внимание. Использование подушечек в сенсорной комнате поможет принять ребенку любое удобное положение.

Сухой бассейн – это бассейн прямоугольной (или округлой) формы с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше чувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно перемещаться или менять позу, не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоционально окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться и расслабиться.

Детское зеркальное панно – безопасное зеркало из полимерного материала для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок.

Мягкую среду можно дополнить одеялами, безопасными игрушками и предметами.

Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Музыкальный цент с набором кассет или CD дисков – музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т. п.

Звездная сетка с контроллером – сеть, в которую вплетены лампочки. Она подвешивается к потолку горизонтально (как «Звездное небо») или вертикально (как разделительная штора). При помощи контроллера можно задавать режимы: от плавно мерцающего «неба» до бегущих огней. Прекрасное средство для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки двигательного анализатора.

Организация занятий в сенсорной комнате

Формы работы в сенсорной комнате могут быть различными.

Это зависит от индивидуальности ребенка. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Фронтальные занятия исключаются.

После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Занятия должны проводиться в форме игры. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Учеными установлено, что состояние релаксации наступает через 10-20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это значит, что появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности.

Игры для детей дошкольного возраста – это приимущественно игры без победителей, которые просто приносят радость, доставляют удовольствие, увлекательные, но и в то же время тренирующие социальные способности и, поэтому, требующие от детей определенных усилий, проявления умения, которые потребуются им для повседневного преодоления жизненных трудностей. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эпсиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы, чтобы избежать ухудшения состояния.

В сенсорной комнате можно проводить занятия по релаксации и с подростками и взрослыми. Чаще всего потребность в таких занятиях возникает у людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочуствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Занятия по саморегуляции проводятся под музыкально-шумовое сопровождение в затемненной комнате. Длительность занятий не должна превышать 40-45 минут.

Публикации по теме:

«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая) "ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА" Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем.

Конспект подгруппового занятия в сенсорной комнате. Варианты игр в сенсорной комнате с детьми разных возрастовКонспект подгруппового занятия в сенсорной комнате. Варианты игр в сенсорной комнате с детьми разных возрастов «Кочки» Дети хором повторяют стишок: Чтоб в болото не попасть, Чтоб в болоте не пропасть, Мы проскачем болото насквозь: Ножки вместе, ножки.

Конспект вводного занятия в сенсорной комнате Конспект вводного занятия в темной сенсорной комнате для старшей дошкольной группы "Волшебная комната"Тема: Волшебная комната Лексическая.

Конспект занятия в сенсорной комнате «Дикие животные» Конспект занятия в сенсорной комнате "Дикие животные" Вводная часть 1 мин. В лес сегодня на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми раннего возраста в сенсорной комнате «Это Я!» Цель: помочь детям раннего возраста адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: – создание положительного эмоционального климата в.

НОД во второй младшей группе «Сказочное путешествие в сенсорной комнате»НОД во второй младшей группе «Сказочное путешествие в сенсорной комнате» - Сегодня я предлагаю вам отправится со мной в сказочное путешествие. Согласны? Тогда сказка начинается. Однажды несколько Маша, Полина,.

Познавательно-развивающие занятия в сенсорной комнате В нашем учреждении МАДОУ №3 «Радуга» имеется сенсорная комната. Руководителем сенсорной комнаты является педагог – психолог: Волкова Ирина.

Ранний возраст. Программа работы в сенсорной комнате Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Танюша» Адаптированная коррекционная.

Занятие в сенсорной комнате ГБОУ СОШ 31739 Дошкольное отделение «Улыбка» корпус 1510. Конспект игрового сеанса «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Для коррекционно-развивающей.

Занятие в сенсорной комнате для детей 5–6 лет «Путешествие к черепахе»Занятие в сенсорной комнате для детей 5–6 лет «Путешествие к черепахе» Воспитатель - Филиппова Наталья Александровна «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Республика Хакасия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа работы в сенсорной комнате «Мир детства». Часть 1
Опубликовано: 28 августа 2016 в 20:34
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа работы в сенсорной комнате «Мир детства». Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Алексей Алексеевич Токарев (УИ 166609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД