Получи документы

Диагностика детей с нарушением интеллекта

Павлова Татьяна Николаевна
Диагностика детей с нарушением интеллекта

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные.

1) К первой группе относятся:

Публикация «Диагностика детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

• Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.

• Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность, умеренную (имбецильность, тяжелую (идиотию).

• Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

2) Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Диагностика отклонений в развитии – это всегда дифференциальная диагностика. Нельзя заниматься диагностикой умственной отсталости или задержки психического развития.

Диагностика нарушений психического развития должна включать три этапа:

I этап – это скрининг, в процессе которого осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации.

II этап – собственно дифференциальная диагностика, цель которой – определение типа нарушения развития и направленности обучения ребенка.

III этап соответствует углубленному варианту обследования, имеет задачей раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.

Основные задачи психолого-педагогической диагностики :

• раннее выявление нарушений развития у детей;

• определение причин и характера нарушений;

• определение оптимального педагогического маршрута ребёнка;

• выявление индивидуальных психологических особенностей

ребёнка с нарушениями развития;

• разработка адаптированных образовательных программ.

Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний

• повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций,

• ограниченный запас общих сведений и представлений,

• трудности звукового анализа,

• несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Правила в работе с детьми

При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели.

• Понимание инструкции и цели задания.

• Реакция на результат работы.

Важно учитывать, чтобы задания и методики были обучающими:

• направленными на формирование новых умственных действий,

• выявляющими «зону ближайшего развития» детей.

Обследование дошкольников с нарушениями интеллекта

Пирамидка

• можно наблюдать моторику ребенка

• различение ребенком цвета предметов

• умение пересчитывать кольца пирамиды

• сформированность понятия о количестве предметов

Методика обследования познавательного развития,

диагностическое обучение,

качественная и количественная оценка действий ребенка 3-7 лет

Приступая к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмоционально- деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания:

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков. Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматичная, малопонятная для окружающих. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном это лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.

Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Диагностический инструментарий

• Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие с приложением альбома «наглядный материал для обследования детей» под редакцией е. А. Стребелевой 2-е издание, переработанное и дополненное

• Л. Ф. Фатихова диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями

• Забрамная с. д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол. -мед. -пед. Комис. — м. : гуманитар, изд. Центр владос, 2005. — 32 с. (коррекционная педагогика)

Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л. Ф. Фатиховой)

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

Цель:

1) изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета); 2) выявление знаний о цветах;

3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.

Стимульный материал:

1) карточка с контурным изображением хорошо знакомых ребенку по опыту предметов: яблоко, солнце, лист дерева, туча с дождиком, морковь, картофель;

2) карточка с аналогичными, но уже раскрашенными предметами;

3) цветные карандаши.

Ход исследования. Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши.

Инструкция: «Художник нарисовал разные предметы, но раскрасить их забыл. Помоги художнику. Раскрась картинки». После раскрашивания ребенка спрашивают, каким цветом он раскрасил предметы.

Оценка результатов :

I уровень – ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов).

II уровень – ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов).

III уровень – ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла).

IV уровень – ребенок выполняет задание без ошибок, т. е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).

Примечание: если ребенок раскрашивает яблоко желтым или зеленым цветом, лист дерева – желтым или красным цветом и т. п., но при этом правильно называет цвета, которые использовал, выполнение задания оценивается как верное.

Виды помощи

1. При выполнении задания на I уровне экспериментатор еще раз повторяет инструкцию, делая ее более развернутой и сопровождая указательными жестами.

2. При выполнении задания с ошибками (II и III уровни) экспериментатор говорит: «Неправильно, подумай еще».

3. Если предыдущий вариант помощи не возымел действия, экспериментатор показывает карточку с аналогичными, но уже раскрашенными предметами, просит назвать предметы и их цвет на данной картинке и снова предлагает раскрасить предметы на карточке с их контурными изображениями, но уже с опорой на карточку с раскрашенными предметами.

4. Экспериментатор организует с ребенком совместную деятельность по закрашиванию, сопровождая процесс деятельности речью с отражением цвета закрашиваемых предметов, после чего снова просит ребенка показать предмет определенного цвета: «Покажи предмет красного цвета… синего цвета…». За каждый вид помощи оценка снижается на 0,5 балла.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Мастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллектаМастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллекта Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я каждый раз тщательно продумываю каждое занятие. Возможности этих детей не столь.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 11:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД