Кульбикова Валентина
Диагностика фонематических процессов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика фонематических процессов у детей
Узнавание неречевых звуков. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
Различение слов, близких по звуковому составу
Публикация «Диагностика фонематических процессов у детей» размещена в разделах
«Внимательные ушки» Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца. Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груфа, глуса, гуйша, груша, глюса. Фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка. Баман, панан, ваван, банан, баван. Суска, шушка, сушка, фуфка, суфка. Пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч. Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.
«Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию. Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, ежата — мышата, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак, чёлка — щёлка и др.)
I вариант: Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха. Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.
II вариант: Инструкция: посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть. Например: мак, рак, лак, сок, сук,жук, коза, коса, лужи, лыжи.
Дифференциация слогов.
Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие. Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном). Да-та-да Ба-па-ба Га-ка-га Са-ша-саЧа-тя-ча За-жа-за За-са-за и др. кот— год— ход дом— дам— дым бак— бык— бок копка— кепка— папка. Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи. Ориентируемся на возраст ребенка: 4 года — серии из двух слогов. 5 лет — серии из двух-трех слогов. 6 лет — серии из трех слогов, слов. Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.
Дифференциация фонем.
Цели: Исследование навыков дифференциации фонем. Проверка готовности к формированию звукового анализа. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет) Материал: ряд звуков м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м. б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м«— выделение звука из ряда слогов (с 4 лет) Материал: ряд слогов ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма. в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м«— выделение звука из ряда слов. (с 4 лет) Материал: ряд слов мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.