Лучший педагог года

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II

Людмила Санферова
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II

7) «Разрезные картинки».

Методика направлена на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения, оценку способности смыслового и пространственного соотнесения частей и целого и их пространственной координации.

Стимульный материал: два рисунка, один из которых не предназначен для разрезания и является эталоном. Второй рисунок разрезан на 6 – 8 частей.

Проведение обследования.

Взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку».

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- уровень доступной сложности задания;

Публикация «Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, Часть II» размещена в разделах

- стратегия деятельности;

- сформированность пространственного анализа и синтеза;

- критичность ребёнка к собственным результатам;

- обучаемость ребёнка.

В норме ребёнок принимает и понимает условия задания, успешно выполняет его, пользуясь различными типами ориентировки.

8) Аналогии.

Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребёнка способности делать умозаключения по аналогии.

Проведение обследования.

«Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару».

- щука – рыба, а ромашка - …

- капуста – огород, а грибы - …

- телефон – звонить, а веник - …

- добро – зло, а день - …

- глаз – зрение, а уши - …

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- возможность удержания инструкции и логики задания до конца;

- доступная сложность выполняемых заданий;

- критичность ребёнка к результатам своей деятельности;

- доступность операций установления логических связей по аналогии в целом;

- стратегия выделения ребёнком логических связей и отношений между понятиями;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении.

В норме дети принимают и понимают условия задания, и при оказании им помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов выполняют эти задания.

9) Слоговой и звукобуквенный анализ слова.

Задание направлено на выявление умения анализировать слоговой и звуковой состав слова.

Проведение обследования.

«Я сейчас назову слово, а ты:

а) определи, сколько в них звуков?

б) назови первый, последний и второй звуки.

в) раздели слово на части (с помощью хлопков (при этом, взрослый демонстрирует ребёнку, как это делается).

Называются следующие слова:

- берег;

- река;

- арбуз;

- утка.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- способы выполнения – самостоятельно или после обучения;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;

- наличие интереса к заданию.

В норме дети принимают и понимают условия задания, самостоятельно справляются с его выполнением. Возможны ошибки, но при этом, дети сами исправляют свои ошибки.

10) Чтение.

Задание направлено на выявление исходного уровня владения грамотой у детей.

Проведение обследования.

Педагог спрашивает у ребёнка, умеет ли он читать. Если ребёнок отвечает утвердительно, то ему предлагается текст, с просьбой прочитать его. Затем, по прочитанному тексту задаются вопросы. Если ответ ребёнка на вопрос, умеет ли он читать, отрицательный, то ему предлагается рассмотреть карточку с буквами, слогами, односложными словами и назвать их.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- способ чтения;

- понимание прочитанного;

- отношение к результату своей деятельности.

В норме дети принимают и понимают задание, самостоятельно его выполняют. Читают целыми словами, по слогам или знают не меньше 10 букв.

11) Количественные представления и счёт.

Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умении выполнять счётные операции в уме (развитие наглядно – образного и элементов логического мышления).

Проведение обследования.

а) Ребёнку предлагается посчитать до 10 и обратно, затем задаются вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после 5? Какое число стоит между 3 и 5?»

б) Ребёнку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмёшь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом, посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагают взять 6 палочек из 15 и, раскладывая их в ряд, просят ребёнка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают 2 палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кладут на место и закрывают экраном, предварительно попросив ребёнка запомнить их количество. За экраном прибавляют 2 палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» и т. д.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- умение выполнять счётные операции по представлению;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;

- обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные.

В норме дети принимают и понимают условия задания, правильно их выполняют. Также в норме дети могут иметь количественные представления в пределах пяти.

12) Решение задач.

Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умении выполнять счётные операции в уме (развитие наглядно – образного и элементов логического мышления).

Проведение обследования.

Ребёнку предлагается решить следующие задачи:

а) «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»;

б) «На лужайке стоял пенёк, а из – за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?».

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- умение решать устные задачи в пределах шести;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;

- обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные.

В норме дети принимают и понимают условия задания, правильно их выполняют.

13) Графическая проба.

Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребёнка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

Проведение обследования.

Педагог начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции: «Сейчас я начну рисовать вот такой «заборчик». Продолжи его до конца строчки. Постарайся не отрывать ручку (карандаш) от бумаги». После выполнения двух периодов он передаёт ручку ребёнку и просит его закончить строку. По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и подсчитывается количество сделанных периодов в строке.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- анализ образца;

- умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв;

- отношение к результатам своей деятельности.

В норме, дети принимают и понимают условие задания, справляются с заданием без ошибок.

Критерии определения уровня готовности детей к школе:

- ребёнок, выполнивший все методики, к обучению в школе готов;

- ребёнок, выполнивший часть методик самостоятельно, часть с помощью взрослого, к школе готов условно;

- ребёнок, не выполнивший основную часть методик и не принявший помощь со стороны взрослого, вероятнее всего, к школе не готов.

Публикации по теме:

«Я — первоклашка!» Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли ваш ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли.

Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.

Консультация «Характеристика готовности ребенка к школьному обучению» Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе» Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей. Ежегодное.

Консультация «Критерии оценки готовности детей к школьному обучению и определение актуальных направлений развивающей работы» Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период очень труден.

Психологическая готовность детей к школьному обучениюПсихологическая готовность детей к школьному обучению Вот и подходит к завершению учебный год. В школах прозвенят последние звонки, а в детских садах выпускные баллы. Воспитанники подготовительной.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребенка. Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети были максимально подготовлены.

Родительское собрание: «Готовность ребенка к школьному обучению» 1- й слайд: Здравствуйте уважаемые родители! На этом родительском собрании мы поговорим с вами о готовности ребенка к школьному обучению.

Родительское собрание «Подготовка к школьному обучению» Родительское собрание" подготовка к школьному обучению". «Рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению». Родительское собрание.

Родительское собрание «Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения» ТЕМА: "Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения" Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 12:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД