Папки-передвижки

Дидактическая игра для детей «Чудесный мешочек»

Наталья Аничкина
Дидактическая игра для детей «Чудесный мешочек»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра для детей 3-4 лет (младшая группа)

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Публикация «Дидактическая игра для детей „Чудесный мешочек“» размещена в разделах

Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

- Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек.

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. (Кладет предмет в мешочек). Вася, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Вася выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

В этой игре развиваются процессы запоминания, вырабатывается выдержка. Все, кроме вызванного ребенка, видят, какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

2. Дидактическая игра для детей 3-4 лет

«Найди предмет по описанию»

Дидактическая задача. Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.

Игровые правила. Ищет тот, кого назовет Буратино.

Игровые действия. Игру ведет Буратино, отгадывание его загадок детьми; поиск предметов в групповой комнате.

Ход игры. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает предметы, которые он подобрал для игры: мяч, грузовую машину, собачку, ведерко, куклу. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит:

- Разбежались все наши игрушки. Сейчас вы их будете искать.

- Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой, - предлагает Буратино. – Послушайте! Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу. Вы с ним любите играть.

- Это мяч, мяч! – дружно отвечают дети.

- Правильно, ребята, Сережа, найди мяч.

Сережа ходит по комнате, ищет мяч. Найдя его, приносит и кладет на стол воспитателя. Далее Буратино описывает другую игрушку:

- Пластмассовое, голубое, с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет?

Дети по описанию узнают ведро. «Лена, поищи ведро и принеси его сюда», - продолжает игру Буратино. Лена находит и приносит также на стол, ставит на прежнее место. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает всем поиграть с игрушками, теперь они знают, как играть с ними.

3. Дидактическая игра для детей 3-4 лет (младшая группа)

«Живое домино»

Дидактическая задача. Закрепить знания о цвете (лент, понимание слов одинаковые, парные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Дети становятся в пару только с тем, у кого на руке повязана такая же лента; становятся в пары после бега врассыпную, когда воспитатель произнесет: «Найди свою пару!».

Игровые действия. Поиск своей пары, бег по сигналу воспитателя.

Ход игры. Воспитатель повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, - он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый и становиться в пары.

Воспитатель, повязав ленту на руку, дает возможность детям посмотреть на нее, потрогать, выясняет, как малыши различают цвета:

- У тебя, Оля, какого цвета ленточка? А у тебя, Вова? У кого одинакового цвета ленточки, поднимите их вверх.

Так воспитатель подводит маленьких детей к пониманию правил игры. Затем говорит:

- Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу: «Найди себе пару», - вы будете искать того, у кого такая же ленточка. Побежали, побежали все по комнате. Дети бегают по комнате (можно под музыку) до тех пор, пока не услышат слова «Найди себе пару» (или пока не закончится музыка). Воспитатель хлопает один раз в ладоши).

Дети ищут одинаковые ленточки на руках товарищей и становятся в пары. Педагог просит их проверить, правильно ли они определили цвет.

- Дети, посмотрите на ленточки! Никто не ошибся? Все правильно отыскали свою пару? Вова, у тебя какого цвета ленточка? А у Лены? Значит, у вас одинаковые зеленые ленточки. А у Сережи со Светой какие ленточки?

- Красные, тоже одинаковые, - отвечают дети.

Усложнение игры. Можно находить парные фигуры: кружок, овал, звездочку, квадрат, прямоугольник. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета (его форма) был отчетливо виден на картинке.

4. Дидактическая игра для детей 4-5 лет (средняя группа)

«Гуси-гуси»

Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровые правила. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк в стороне.

Слова хозяйки гусей Ответы гусей

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да–да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагает убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

5. Дидактическая игра (словесная) для детей 4-5 лет (средняя группа)

«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Дидактическая задача. Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровые правила. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание, выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы поиграем так : тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что делали?». Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он танцует.

- Что я делаю? – спрашивает он у детей.

- Танцуете.

- Давайте все будем танцевать.

Приглашают водящего.

- Где вы были? Что делали? - спрашивает он.

Дети отвечают хором:

- Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают, как они танцуют.

- Вы танцуете.

Для продолжения игры выбирают другого водящего. Он выходит из комнаты, а воспитатель предлагает детям самим придумать действие: рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

6. Дидактическая игра для детей 4-5 лет (средняя группа)

«Узнай по описанию»

Дидактическая задача. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровые правила. Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия. Игровая ситуация – получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

- Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

7. Дидактическая игра для детей 4-5 лет (средняя группа)

«Добавь слово»

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.

Игровые правила. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.

Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обозначающие разные положения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

Ход игры. Воспитатель говорит:

- Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня, позади меня? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится.

Воспитатель начинает:

- Стол стоит… (бросает одному из играющих).

- Позади.

- Полочка с цветами висит (бросает мяч другому ребенку).

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у тебя ближе к окну?

- Правая.

- Значит, где находится от тебя окно?

- Справа.

Варианты игры. Можно воспитателю произносить слова слева, справа, впереди, позади, а дети будут говорить, какие предметы находятся в названном направлении. Для этой игры не следует сажать детей в кружок, а лучше посадить всех с одной стороны стола, чтобы предметы были по отношению к ним расположены одинаково.

8. Дидактическая игра для детей 4-5 лет (средняя группа)

«Мыши»

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

- Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3-4 детей, они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произнося такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

9. Дидактическая игра для детей 5-6 лет (старшая группа)

«Птицы, рыбы, звери»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игровые правила. Назвать птицу (зверя, рыбу) можно после того, как получишь камешек (мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Игровые действия. Передача камешка, отыгрывание фантов.

Ход игры.

Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?». Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и быстро передает предмет следующему. Можно сказать: «Вот зверь. Что за зверь?» «Вот рыба. Что за рыба».

Усложнение игры. Можно передавая камешек, говорить: «Рыбы, птицы, звери…. Рыба!» И ребенок, кому достается камешек говорит: «Карась». Затем, говорится: «Рыбы, птицы, звери…. Звери!» И тот, кому достается камешек говорит: «Медведь».

10. Дидактическая игра для детей 5-6 лет (старшая группа) «Фанты»

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов.

Игровые правила. Не употреблять запрещенные слова.

Игровые действия. Выкуп фантов.

Ход игры. Все участники садятся на стулья, поставленные в кружок или в ряд у стены.

По жребию или считалочке одного из играющих выбирают ведущим.

Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит: Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, иначе играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов черное, белое, да, нет. Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запрещенных слов. Идет примерно такой разговор:

- Какая на тебе рубашка?

- Синяя.

- Какая же она синяя? Она белая!

Отвечающий хочет сказать нет, но нет нельзя говорить.

- Она зеленая!

- Какая зеленая? Она же черная!

- Голубая.

- Вот так голубая! Она же белая!

И тут игрок оговаривается. «Нет, не белая!» - возражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и нет и белая. Провинившийся дает два фанта.

Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу ошибаются и платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Водящий собирает все фанты коробку, перемешивает их, затем вынимает фант, прячет его у себя за спиной и спрашивает всех: -Что этому фанту делать? (пропеть по-петушиному). Затем показывает: - Чей фант?

Владелец фанта отвечает: - Мой! Все дружно требуют: - А если твой, то пропой по-петушиному.

11. Дидактическая игра для детей 5-6 лет (старшая группа)

«Наоборот»

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровые правила. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо-налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, правый – левый, завязать - развязать и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

12. Дидактическая игра для детей 5-6 лет (старшая группа)

«Летает - не летает»

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровые правила. Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия. Похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» - и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих детей в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

13. Дидактическая игра для детей 5-6 лет (старшая группа)

«Краски»

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровые правила. Краски выбирают себе по желанию сами участники. Тому, кто затрудняется выбрать себе краску, помогает сделать это хозяин. Нельзя выбирать одинаковые краски. Все краски должны быть разными. Если водящий называет такую краску, которая есть среди играющих, он ее уводит к себе домой.

Игровые действия. Диалог хозяина с ведущим; прыжки «на одной ножке по дорожке» если такой краски нет.

Ход игры. Для этой игры выбирается хозяин красок и отгадчик Сенька Попов. Все остальные будут красками.

Сенька Попов отходит в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой краской. Название краскам дает хозяин, или они сами выбирают себе название. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит, стучит несколько раз в дверь и говорит:

- Тук, тук!

Хозяин просыпается, встает и спрашивает:

- Кто там?

- Сенька Попов!

- За чем пришел?

- За краской!

- За какой?

- За синей!

Если такого цвета нет среди красок, хозяин говорит:

- Такой у нас нет!

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:

Пойди по синенькой дорожке, Поноси, поноси,

Найдешь синие сапожки, И нам принеси!

Сенька уходит в сторону, потом снова возвращается и ведет с хозяином прежний разговор. Если краска, которую просит Сенька, есть, он уводит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается.

Публикации по теме:

Чудесный мешочекЧудесный мешочек Чудесный мешочек. Для того чтобы сделать такой чудесный мешочек вместе с детьми вам понадобиться: ткань любого цвета и любого размера.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (первая младшая группа)Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (первая младшая группа) Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (первая младшая группа) Голуб Генриетта. Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек: времена года» для воспитанников 2–3 летДидактическая игра «Чудесный мешочек: времена года» для воспитанников 2–3 лет Воспитанники 2-3 лет любят играть в игру "Чудесный мешочек": угадывать на ощупь, какой предмет спрятан в мешочке: твердый или мягкий,.

Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Математические загадки. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с фигурами»Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Математические загадки. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с фигурами» .

Игра «Слон (Чудесный мешочек)»Игра «Слон (Чудесный мешочек)» Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение интересным, разнообразным, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность.

Фотоотчет об изготовлении дидактического пособия из ткани своими руками «Чудесный мешочек»Фотоотчет об изготовлении дидактического пособия из ткани своими руками «Чудесный мешочек» Добрый день, уважаемые коллеги! Все люди на свете, и взрослые, и дети, очень любят сюрпризы. Особенно нравятся сюрпризы маленьким детям,.

Конспект итогового занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чудесный мешочек» КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Чудесный мешочек».

Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе «Чудесный мешочек» Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик. Задачи: 1) закреплять умение различать и называть.

Моё уютное творчество. Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»Моё уютное творчество. Дидактическое пособие «Чудесный мешочек» Развитие мелкой моторики рук у детей – это процесс, оказывающий влияние не только на речь, но и на развитие внимания, памяти, мышления.

НОД с детьми младшей разновозрастной группы «Кукла Катя и её чудесный мешочек»НОД с детьми младшей разновозрастной группы «Кукла Катя и её чудесный мешочек» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра для детей «Чудесный мешочек»
Опубликовано: 19 июня 2022 в 12:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра для детей «Чудесный мешочек»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Аничкина (УИ 364961) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД