Алина Халиуллина
Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема задержки психического развития и трудностей обучения детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Изучение детей с ЗПР началось в 60-х годах в НИИ дефектологии под руководством Л. И. Власовой и М. С. Певзнер. В настоящее время специальная психология и педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с ЗПР. Накоплен определенный опыт по организации коррективно-развивающей помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы. [1]
Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Среди них вопрос изучения зрительного восприятия у детей с ЗПР. Зрительное восприятие играет важнейшую роль в психическом развитии ребенка. От его развития зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма ребенка с ЗПР, является актуальной проблемой. Одним из таких средств повышения умственной работоспособности, а значит и развития восприятия ребенка может быть дидактическая игра. Как показывают исследования Л. И. Плаксиной, Л. П. Григорьевой, С. В. Сташевского, Е. А. Стребелевой, одним из эффективных средств коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста является дидактическая игра. [2]
Несмотря на роль дидактической игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, на сегодняшний день недостаточно практических рекомендаций по использованию данного вида игр в развитии зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях коррекционно-педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. [5]
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке содержания коррекционной работы по развитию зрительного восприятия старших дошкольников с ЗПР.
Объектом исследования является зрительное восприятие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
Целью нашего исследования было изучить и практически определить роль дидактической игры в развитии зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для того чтобы достичь цели, были определены следующие задачи:
- изучить состояние разработанности проблемы по данному вопросу в общей психолого-педагогической и специальной литературе;
- изучить особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- систематизировать дидактические игры по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и показать возможность их использования в процессе коррекционной работы с детьми данной категории.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
психолого-педагогический эксперимент;
качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития : 2 девочки и 8 мальчиков.
Для реализации первой задачи нами была проанализирована литература по теме исследования. Мы рассмотрели особенности зрительного восприятия у детей в норме и у детей с ЗПР, и выявили, что сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности: усвоение детьми эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников; меньше пользуются данными знаниями в повседневной жизни; затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом; путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Для реализации второй задачи нами был организован констатирующий эксперимент. Для исследования мы использовали методику, предложенную Л. Б. Осиповой, включающая в себя исследование восприятия цвета, формы, величины. Так как данная методика позволяет исследовать способность к восприятию цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста, её можно использовать для изучения зрительного восприятия у детей с ЗПР. [3]
По результатам диагностики мы установили, что 60% детей испытывают значительные трудности в восприятии формы. Большинство детей не смогли найти определенную фигуру из предложенных самостоятельно. Почти у всех детей возникли трудности при соотнесении фигур с объемными и предметными изображениями, с формой объемных тел и предметов. Часто испытуемые ориентировались не на основную форму, а на отдельные детали. Чаще всего дети с ЗПР действовали путем проб и ошибок.
У 50% детей возникли трудности в назывании и узнавании дополнительных цветов, таких как оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый. Данные цвета дети либо не называют, либо называют соответствующим основным цветом (например, оранжевый цвет называется желтым или красным, голубой цвет – синим). В малонасыщенных оттенках дети не различают их основные цветовые тона и не могут найти сходства между насыщенными и малонасыщенными оттенками одного и того же тона. Это связано с недостаточной дифференцированностью восприятия детей с ЗПР, неумением отмечать тонкие различия и нюансы насыщенности цветового тона.
Дети с ЗПР лучше всего справились с раскладыванием предметов в порядке возрастания и убывания (30%, это задание вызвало у них огромный интерес. И только 20% детей справились с предложенными сериями заданий. Эти дети развиваются в соответствии с возрастом.
Рис. 1
Уровни развития зрительного восприятия у детей 5-6 лет с ЗПР на этапе
констатирующего эксперимента
На констатирующем этапе нашего исследования мы получили следующие результаты:
I уровень – 2 детей (20%)
II уровень – 3 детей (30%)
III уровень – 5 детей (50%)
Учитывая данные констатирующего эксперимента, нами была организована коррекционная работа по развитию зрительного восприятия у детей с ЗПР. В рамках реализации задач мы разработали перспективное планирование по сенсорному развитию у детей с ЗПР, использовали дидактические игры на общеобразовательных занятиях с использованием дидактических игр на развитие зрительного восприятия; на индивидуальных коррекционных занятиях с использованием дидактических игр.
После проведения коррекционной работы, которая длилась 4 месяца (октябрь- январь 2014г.) для выявления эффективности мы провели повторный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента показали: у детей отмечена положительная тенденция восприятии цвета, формы и величины. В таблице 2 представлены данные результата исследования уровня зрительного восприятия детей до и после коррекционной работы.
Поведение детей при повторной диагностике значительно изменилось. Они вели себя более уверенно, раскованно, быстро реагировали на поставленную задачу. Выполнение заданий носил больше самостоятельный характер. Многие дети значительно улучшили свои результаты.
Сравнительные данные, представленные на рисунке 2, говорят о положительной динамике в показателях уровня развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Рис. 3
Уровни развития зрительного восприятия детей 5-6 лет с ЗПР на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
На конечном этапе нашего исследования мы получили следующие результаты:
I уровень – 4 ребенка (40%)
II уровень – 4 ребенка (40%)
III уровень – 2 детей (20%)
Итак, сравнивая результаты исследования зрительного восприятия детей до коррекционной работы и после, можно сделать вывод об эффективности проведения коррекционной работы по развитию зрительного восприятия на коррекционных занятиях.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что с детьми с ЗПР необходимо проводить коррекционную работу для оказания своевременной помощи в предотвращении первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка, а также его дальнейшей подготовки к успешному обучению.
Таким образом, результаты исследования, дают основание сделать вывод о том, что поставленные задачи исследования решены. Цель достигнута.
Список литературы
1. Власова, Т. А. Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1993. – 176 с.
2. Григорьева, Л. П., Кондратьева, С. И., Сташевский, С. В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия [Текст] // Дефектология. 1988. – №6. – С. 10 – 17.
3. Осипова, Л. Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушением зрения [Текст] : методическое пособие. – Челябинск, 2005. – 59 с.
4. Плаксина, Л. И., Сековец, Л. С. Коррекционно–развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец – М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2006. – 90 с.
5. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Е. А. Стребелева – М. : ВЛАДОС, 2008. – 256 с.