МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Эльвира Насырова
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Насырова Эльвира Саматовна

Воспитатель

МБДОУ Детский сад №45 «Космос»

Г. Альметьевск, РТ

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Цель исследования:

Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему разработанных дидактических игр в качестве средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования:

Процесс сенсорного воспитания младших дошкольников средствами дидактической игры

Предмет исследования:

Условия использования дидактической игры в педагогическом процессе ДОУ для усвоения сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста.

Значение сенсорного развития

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании младших дошкольников от рождения до 6 лет:

• Знакомят со свойствами предметов и их признаками

Развивают логическое мышление, память

• Решают задачи на сравнение, классификацию

Развивают речь, активизируют словарь

Развивают сенсорные способности

На протяжении всего дошкольного периода сенсорного развитие занимает центральное место, особенно развитие процесса восприятия. В процессе восприятия взрослые обучают детей перцептивным действиям, где применяются специальные приемы обучения. Наиболее эффективным приемом является использование моделей, которые позволяют многократно выполнять одни и те же перцептивные действия по обнаружению каких – то свойств предмета. Моделями реальных предметов являются игрушки. Это могут быть геометрические фигуры, объемные и плоские, которые используют в дидактических играх и д. р.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по формированию у детей младшего возраста представлений о цвете, форме, величине:

«Чудокуб»

Материал: Куб размером 8:8, гладкий картон, наждачная бумага, искусственный мех, перья, плотная, двойная клеёнка, «массажные шарики» Су- Джок.

Цель: Развитие осязательного и зрительного анализаторов, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и обогащение словаря, массирование и стимуляция биологически активных точек на кончиках пальцев.

Количество игроков: От 1 до 15 человек.

Как играть?

Вариант 1 - индивидуально с каждым ребёнком.

Вариант 2 - под музыку дети по кругу передают Кубик-рубик, на ком он останавливается с прекращением музыки, тот ребёнок, выбирает любую грань куба и рассказывает о животном или о птице или о рыбах. В младшем возрасте просто определяет, чем покрыты животные, птицы, рыбы и т. д. Цели игры можно видоизменять.

«Цветик - Семицветик»

Материал: Шелковая ткань 7цветов, липучки, вата, синтипон, шнурки, горох для дна горшочка.

Цель: Развитие сенсорного восприятия, закрепление основных цветов спектра, тактильных ощущений, развитие речи, памяти, массаж кончиков пальцев.

Количество игроков: От одного до 7 человек.

Как играть?

Вариант 1 – в индивидуальном порядке, закрепляя 7 цветов радуги.

Вариант 2 – В соревновательном порядке: кто вперёд из 7 человек быстрее прикрепит свой лепесток согласно тексту. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Этот цветок можно использовать и на других занятиях, по Ф. Э. М. П., а также на развитии речи, на ознакомлении с окружающим.

Цели также можно изменять.

«Радуга-дуга»

Материал: Картонные коробки разного размера, обклеенные аракалом, по цветам радуги.

Цель: Развитие сенсорного восприятия, закрепление основных цветов спектра, развитие логического мышления

развитие речи, памяти.

Количество игроков: От одного до 7 человек.

Как играть?

Вариант 1 – в индивидуальном порядке, закрепляя 7 цветов радуги. Сначала собрать пирамиду из коробок, учитывая размер каждой коробки и наоборот разобрать, согласно размеру от маленькой коробки к самой большой.

Вариант 2 – В соревновательном порядке: кто вперёд найдёт свой цвет. Коробки можно использовать и на других занятиях, по ФЭМП, а также на развитии речи, на ознакомлении с окружающим.

«Волшебные таблетки»

Материал: Крагесс, вырезанный в форме поляны, с проделанными отверстиями, по размеру горлышка пластиковой бутылки. Отверстия можно вырезать любое количество.

Цель: Развитие осязательного и зрительного анализаторов, массирование и стимуляция биологически активных точек на кончиках пальцев. Развитие сенсорного восприятия. ФЭМП.

Количество игроков: От 1 до 3,4 человек.

Как играть?

Вариант 1 - индивидуально с каждым ребёнком.

Вариант 2 В соревновательном порядке. Чья команда быстрее пробки своего цвета закрутит и наоборот раскрутит.

«Поможем солнышко»

Материал: Фанера в форме квадрата или прямоугольника. На фанере наклеены (прибиты) лучи, липучки с колкой стороны (количество может быть разным) и лучи с мягкой стороны одинаковое количество коротких и длинных.

Цель: Развитие осязательного и зрительного анализаторов, массирование и стимуляция биологически активных точек на кончиках пальцев. Развитие и формирование ЭМП.

Количество игроков: От 1 до 7 человек (в зависимости сколько лучиков)

Как играть?

Вариант 1 - индивидуально с каждым ребёнком.

Вариант 2 - В соревновательном порядке. Кто быстрее найдёт свой луч и прикрепит его к Солнышко. Эту игру можно использовать на занятии по математике.

Дети очень любят когда с ними играет педагог. Педагог должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С. Т. Шатский

Список литературы:

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315

2. Косимова Т. А. Игра в жизни ребенка // Дополнительное образование в школе. №2. 2007г.

3. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456

4. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр на уроках математики //Начальная школа. - №2 ., 1997

5. Сорокова М. Г. Система М. Монтесори. Теория и практика. М., 2003г.

6. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры с цветными крышкамиДидактические игры с цветными крышками Дидактическая игра «Разноцветные ступеньки» Для детей младшего дошкольного возраста. Цель игры: развитие сенсорного восприятия. Дидактические.

Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С. 2012 Сенсорное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 15:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Насырова (УИ 98166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД