Получи документы

Дидактическая игра по развитию зрительного восприятия «Внимательные глазки» по лексической теме «Транспорт»

Светлана Шадрова
Дидактическая игра по развитию зрительного восприятия «Внимательные глазки» по лексической теме «Транспорт»

Дидактическая игра на развитие зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Внимательные глазки»

(по лексической теме «транспорт»).

Аннотация к игре: Восприятие - сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки.

Публикация «Дидактическая игра по развитию зрительного восприятия „Внимательные глазки“ по лексической теме „Транспорт“» размещена в разделах

На основе зрительного восприятия формируются чувственный, интеллектуальный и социальный опыт человека. Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов способствуют обогащению чувственного познания. Такой накопленный опыт позволяет ребенку легче ориентироваться в окружающей действительности, быстрее реагировать на изменение в ней, и, как следствие, ведет к успешной социализации индивидуума.

Одной из наиболее сложных мыслительных операций является классификация.

У детей с задержкой психического развития снижена скорость выполнения перцептивных операций (замедлено формирование образа целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств).

Данная игра направлена на развитие узнавания силуэтных изображений предметов, на формирование и развитие мыслительных операций, составление целого из частей, развитие памяти и активного словаря.

Следует отметить, что содержание заданий, предлагаемых детям в данной игре, постепенно может усложняться, что позволит эффективнее использовать и развивать возможности ребенка.

Таким образом, представленная дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей с ЗПР способствует развитию у детей таких умений, как - умение устанавливать отношения между предметами путем сравнения, анализа их свойств; происходит целенаправленное развитие зрительного восприятия, тренировка зрительной памяти, формируется умение осуществлять осознанный выбор заданного из предложенного.

Цель: развитие психических процессов и закрепление знаний ребенка по лексической теме «транспорт», показать возможность использования игры в процессе коррекционной работы с детьми данной категории.

Задачи:

Познавательное развитие:

- закрепить представления о сенсорных эталонах и развивать на этой основе

такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества, сравнение,

- развивать целостное и аналитическое восприятие изображений предметов, совершенствовать навыки конструирования (приемы наложения и приложения,

- развивать ориентировочные действия детей, закрепляя их умение предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и словесной инструкции предметы на картинке,

- стимулировать познавательную активность детей, расширить и систематизировать их знания,

-способствовать развитию зрительной памяти, внимания,

- развивать и совершенствовать умение работать по образцу и осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую,

- развивать интерес детей к процессу познавательной деятельности, его результату.

Речевое развитие:

- расширить и закрепить представления детей о транспорте,

- способствовать обогащению словарного запаса.

Художественно-эстетическое развитие:

- стимулировать творческую (конструктивную) деятельность,

-развивать трудолюбие, самостоятельность, инициативу.

Материалы:

• - набор цветных геометрических фигур (зеленый и красный круги, желтый и синий треугольники, синий и красный квадраты, зеленый и желтый овалы, фиолетовые и оранжевые прямоугольник и ромб,

• - карточки с изображением цветных силуэтов транспорта (лодка, машина, грузовик, велосипед, автобус, самолет; на каждом силуэте изображена цветная фигура – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб,

• -карточка с изображением черного силуэта поезда (см. Приложение).

Адресат: игра «Внимательные глазки» предназначена для коррекционно-развивающей работы дефектолога с детьми с задержкой психического 5 - 7лет; так же игра может использоваться для занятий с детьми с интеллектуальной нормой 4-6 лет. Если дети не имеют представления об определенном объекте (в силу маленького возраста, интеллектуального нарушения, его рекомендуется исключить из набора.

Предварительная работа: Во время бесед и игр с детьми необходимо выяснить, что они имеют определенные знания о признаках предметов и о предметах окружающего мира, для того, чтобы все задания были доступны их пониманию. Дети должны иметь представления о фигурах и цвете и уметь их дифференцировать. Проводится ознакомительная беседа на тему «транспорт».

Ожидаемые результаты. У ребенка разовьется:

• понимание словесной инструкции педагога и соотнесение ее со своим самостоятельным действием;

• умение различать силуэтные изображения предметов;

• умение располагать предметы на плоскости в соответствие с заданным образцом;

• способность выполнять классификации по всем доступным основаниям (с разной мерой помощи педагога).

Ход игры:

Вводная часть.

Педагог выкладывает перед ребенком 4 карточки с цветными силуэтами синей лодки, желтого велосипеда, красной машины, зеленого грузовика.

Педагог. Посмотри внимательно на эти картинки. На них цветные силуэты

разных предметов. На какие предметы они похожи? (ребенок называет предметы).

Педагог. Как можно лодку, машину, велосипед и грузовик назвать одним словом?

Ребенок. Это все – транспорт.

Педагог. Какой еще транспорт ты знаешь? (высказывания ребенка)

Педагог показывает еще 2 карточки с оранжевым силуэтом самолета, фиолетовым силуэтом автобуса (рекомендуется для детей от 5 лет).

Педагог. Посмотри на эти картинки, похожи ли они на транспорт? (ответ ребенка).

Педагог. Все картинки цветные. Какие цвета тебе знакомы? (ребенок называет цвет каждого транспорта).

Педагог. Посмотри на транспорт, что ты еще заметил необычного? (высказывания ребенка). На каждом транспорте есть фигура. Давай назовем эти фигуры (ребенок перечисляет фигуры).

Основная часть.

Педагог выкладывает перед ребенком набор фигур.

Педагог. Каждому транспорту нужно подобрать свою деталь - фигуру. Найди среди своих фигур такие же, как на картинках, такой же формы и цвета (ребенок выполняет задание – нужные фигуры накладывает на картинки).

Для детей от 5 лет:

Педагог. Теперь возьми фигуры такой же формы, как на картинках, но другого цвета. Цвет выбирай любой (ребенок выполняет задание).

Педагог. Теперь возьми фигуры такого же цвета, как на картинках, но другой формы. Форму выбирай любую (ребенок выполняет задание).

Педагог. Как еще можно подобрать фигуры к картинкам? (предположения ребенка). Можно выбрать фигуры такого же цвета, как и цвет транспорта. (ребенок выполняет задание).

Педагог демонстрирует ребенку картинку с черным силуэтом поезда.

Педагог. Перед тобой еще одна картинка. На какой транспорт похож этот предмет? (ответ ребенка)

Педагог. Какого он цвета? (черного). Действительно, поезд черного цвета. Но мы можем сделать его ярким. Как ты думаешь, как мы можем его сделать ярким, цветным? (предположения ребенка).

Педагог. Мы можем сделать поезд цветным с помощью разноцветных фигур. Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? (предположения ребенка).

Педагог. Фигуры можно накладывать на образец (выполнение задания).

Для детей от 5 лет:

Педагог. Мы составим из фигур такой же поезд. Для этого нужно выкладывать фигуры на столе в таком же порядке, как на картинке (выполнение задания; можно пользоваться способом наложения на силуэт).

Упражнение «4й лишний» (для детей от 5 лет).

Педагог выкладывает перед ребенком набор картинок:

1й набор – машина, велосипед, лодка, грузовик;

2й набор - машина, велосипед, автобус, грузовик;

3й набор (исключение по наличию и количеству углов у фигуры) -

-корабль, велосипед, грузовик, автобус,

-корабль, грузовик, автобус, самолет.

Педагог. Как ты думаешь, какая из этих картинок лишняя, почему? (ответ ребенка)

Упражнение «Размышляй-ка» (Для детей от 6 лет).

Педагог выкладывает картинки с изображением силуэта машины, лодки, велосипеда, грузовика.

Педагог. Перед тобой все картинки, с которыми мы играли. Как ты думаешь, чего больше – машин или транспорта? Почему? (ответ ребенка)

Прим. Если ребенок затрудняется с ответом, предложите ему сначала назвать все предметы одним словом «транспорт», а затем перечислить только машины.

Заключительная часть.

Педагог. Что мы сегодня делали? (ответ ребенка). Ты сегодня находил заданные фигуры, мастерил из низ поезд, находил лишний предмет. Ты видел разный транспорт. Ты был очень внимателен, молодец!

Упражнение «Что ты видел?» (картинки убраны из поля зрения ребенка)

Педагог. Давай вспомним, какие ты видел картинки, похожие на транспорт? (ответ ребенка).

Педагог. Скажи, какого цвета был велосипед (лодка, машина и т. д.?

Прим. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, рекомендуется еще раз разложить перед ним картинки и предложить запомнить, что на них нарисовано.

Педагог. Какая фигура была на лодке (на машине, на велосипеде и т. д.?

Педагог. Молодец!

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей с ЗПРДидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей с ЗПР Проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по ФЭМП, развитию зрительного восприятия, ручной моторики по теме «Осень» Тема: «Осень» Приоритетная область: познавательная Интеграция областей: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое.

Интеллектуальная игра «Поле чудес» по лексической теме «Деревья» Поле чудес по лексической теме "Деревья" 1тур. На флаге какого государства изображен кленовый лист? КАНАДА Флаг Канады — один из государственных.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по лексической теме «Транспорт» Задачи: Образовательные: • Формировать представления детей о разных видах транспорта; профессиях, связанных с транспортом. • Раскрыть значение.

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт. ПДД» Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт. ПДД» Цель: совершенствовать.

Рекомендации родителям по лексической теме «Транспорт» Вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный,.

Рекомендации родителям по развитию зрительного восприятия Учить детей различать предметы на ощупь. Формировать умение выделять признаки в предмете. Учить соотносить.

Уголок по лексической теме «Транспорт»Уголок по лексической теме «Транспорт» Уголок традиционно играет важную роль в работе с дошкольниками. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт», расположенный.

Викторина по лексической теме «Такой разный транспорт» в подготовительной к школе логопедической группе ДОУ Сценарий викторины по лексической теме «Такой разный транспорт» в подготовительной к школе логопедической группе ДОУАвтор: Воронова Мария.

Занятие с детьми подготовительной группы по развитию зрительного восприятия Выделение фигуры из фона. Цель: уметь выделять образ за маскирующей сеткой и штриховать его, развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра по развитию зрительного восприятия «Внимательные глазки» по лексической теме «Транспорт»
Опубликовано: 27 января 2018 в 16:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД