вера щербакова
Дидактическая игра с эколятами «Береги природу — сортируй отходы» для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Тополёк» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Паспаульская общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Евгения Фёдоровича Трофимова»
Дидактическая игра с Эколятами
«Береги природу – сортируй отходы»
для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет
Автор работы:
воспитатель,
Щербакова Вера Николаевна
Пояснительная записка
Публикация «Дидактическая игра с эколятами „Береги природу — сортируй отходы“ для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Подготовительная группа
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Сортировка мусора, отходов. Игры, дидактические пособия
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данная игра адресована воспитателям, родителям воспитанников, помогает в игровой форме познакомить детей дошкольного возраста с правилами сортировки и вторичной переработки мусора. Данное дидактическое пособие многофункционально, способствует развитию не только познавательно – исследовательских способностей, но и стимулирует развитие речи, математические представления.
Назначение игры: дидактическая игра «Береги природу – сортируй отходы», предназначена для подгрупповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
Актуальность:
Проблема утилизации и переработки мусора на сегодняшний день это глобальная экологическая проблема, поэтому необходимо привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды, с которой столкнулось человечество.
В нашей стране мусорные свалки занимают огромное пространство, так как сжигать мусор недопустимо, в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Чтобы избежать роста свалок, существует современный метод решения этой проблемы — раздельный сбор отходов и их переработка, ведь твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для повторного использования.
Опыт зарубежных коллег показывает, что прививать взрослым привычку раздельного сбора отходов, сложно и практически безрезультатно. Поэтому, я считаю, необходимо привлекать внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды с раннего дошкольного возраста. Но как в лёгкой и доступной форме научить малышей бережному отношению к природе, к понятию «сортировка мусора», «вторичная переработка»? Внедрение в образовательную деятельность сказочных персонажей для детей дошкольного возраста, одна из эффективных форм организации игровой деятельности в ДОУ. Поэтому в данную игру были внесены сказочные герои «Эколята», с которыми дети были ранее знакомы.
Цель игры: содействие ознакомлению детей с понятиями «сортировка мусора», «вторичная переработка» и представлений о способах решения важных для общества экологических проблем.
Задачи:
1. Формировать представления у детей о том, что сортировка мусора и вторичная переработка необходимы для сохранения окружающей среды.
2. Способствовать формированию экологической культуры.
3. Развивать умение классификации предметов по материалам, из которых они изготовлены.
4. Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, мелкую моторику рук.
5. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к окружающему миру природы.
Использованные методы и приё мы:
- наглядный (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
- словесный (беседа, рассказ, объяснение, указание);
- практический (элементарные опыты, моделирование, упражнения);
- собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);
- игровой (игровая ситуация, эпизодические игровые приемы, загадки).
Формы работы:
- экологические занятия и экскурсии; конкурсы; акции;
- уроки доброты;
- трудовой десант;
- лаборатория «Юные Эколята»;
- составление экологических карт;
- экологические выставки и сбор мини - коллекций.
Описание дидактического пособия
Оборудование игры:
- коробка для хранения игры;
- разработки примерных вариантов проведения игры для педагогов;
- сказочные (плоскостные, на липучке) герои «Эколята»;
- игровое поле, изготовленное из фетра и ткани;
-карточки с изображением мусора (разбитое стекло, банки, огрызки, мятая бумага, которые нужно рассортировать по мусорным контейнерам;
-конверт с набором карточек «Новая жизнь вещей» (с изображением во что перерабатываются отходы).
Характеристика пособия:
На переднем плане изображена поляна с весёлым паровозиком, у которого вагончики разного цвета – контейнеры для мусора, где:
голубой контейнер – для бумаги;
красный – металлы;
зеленый – пищевые отходы;
желтый – стекло;
фиолетовый – для пластмассы.
Данное пособие яркое, эстетически привлекательное, экологически безопасное для детей. Использование фетра даёт возможность для широкого творческого диапазона, так как он яркий, приятный на ощупь, легко клеится и пришивается, не требует обработки края изделия.
Пособие продуманно так, чтобы не только дети старшего дошкольного возраста могли пользоваться им, но и привлечь внимание малышей с 4-х летнего возраста.
Примерные варианты игр:
1 вариант. Детям предлагается экологическая ситуация : Сказочные герои «Эколята» рассказывают детям историю: «Люди приехали в лес, на пикник и оставили после себя много разного мусора. Ребята, как вы думаете, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? Что вы можете предложить для того чтобы кругом было чисто? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам. Дети, определяют из какого материала изготовлена та или иная вещь, называют его и классифицируют - помещают в вагончик – контейнер: в голубой – «Бумага», фиолетовый – «Пластик», желтый – «Стекло», красный – «Металл» и зеленый – «Пищевые отходы».
2 вариант. Предлагается детям решить проблему.
- Здравствуйте, ребята! Загрязнение нашей огромной планеты мусором стало одной из важных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигать отходы нельзя, так как это приводит к загрязнению воздуха. Наша земля в беде! Как нам спасти планету? Что нужно для этого сделать?
Предлагаю отгадать загадку:
На траве устроив пир,
Фрукты, хлеб съедим и сыр.
Время проведем со вкусом,
Уберем с полянки (мусор).
Правильно, нужно собрать мусор и правильно рассортировать его по контейнерам. Дети, определяют из какого материала изготовлена та или иная вещь, называют его и помещают в вагончик – контейнер: в голубой – «Бумага», фиолетовый – «Пластик», желтый – «Стекло», красный – «Металл» и зеленый – «Пищевые отходы».
По окончании игры, побеседовать с детьми, о том, как они решили проблему с мусором? Для чего необходимо сортировать мусор и что с ним будут делать потом (перерабатывать). Какие вещи можно сделать из этих материалов?
Переработка – что получается?
макулатура превращается в бумажную массу (пульпа, из которой получают бумажную продукцию;
стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;
пластмассу переплавляют и изготовляют «синтетическую древесину»;
металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;
пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение.
Использование данного пособия способствуют:
- формированию представления у детей о том, что сортировка мусора и вторичная переработка необходимы для сохранения окружающей среды;
- развитию умению классификации предметов по материалам, из которых они изготовлены; логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, мелкая моторика рук.
- уважение к труду и бережное отношение к окружающему миру природы.
Список литературы и источников:
1. Рыжова Н. А. программа «Наш дом – природа». М. : «Карапуз - дидактика», 2005. – 192 с. :ил.
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/09/statya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov
3. https://zabavnik.club/kartinki/2693-kartinki-ekolyata
4. https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-kozyreva/didakticheskaja-igra-po-poznavatelnomu-razvitiyu-sortirovka-musora.html