Папки-передвижки

Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста

татьяна Климанова
Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста

Согласно концепции обучения детей дошкольного возраста игра рассматривается как основной метод обучения. В игре наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается психика ребёнка.

Публикация «Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольной организации. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важным средством воспитания и обучения ребенка. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.

Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, А. А. Смоленцова, Е. И. Удальцова и др.

Дидактическая игра, как разновидность игровой деятельности, представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [2].

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

– освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

– имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов;

– недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Дидактические игры- игры обучающие. Основное их назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес дошкольника к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся [1].

В каждой дидактической игре есть дидактическая задача, игровые действия, игровые правила. Дидактические игры в педагогическом процессе являются: во-первых, методом обучения, во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, по ознакомлению с окружающим, музыкальных в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. Содержания игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит педагогу. Как самостоятельная игровая деятельность, дидактические игры проводятся в свободное от занятий время. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь, в том случае, если правила игры детьми усвоены, и они им интересны.

В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль его различна. На занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, в самостоятельных играх дошкольников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

В руководстве играми педагоги выделяют три этапа: подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.

По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.

Дидактические игры – это обучающие занятия, поданные в непринужденной развлекательной форме. Игры мобилизуют внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но и также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Такая методика обучения прекрасно подходит для детей дошкольного возраста. Ведь игра для ребенка – это ключевой способ познания окружающего мира. Играем с друзьями – и одновременно приобретаем новые знания и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить!

Дидактические игры являются своеобразным средством обучения, отвечающим особенностям ребенка, включающееся во все системы дошкольного воспитания.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. В этих играх у детей развивается не только психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинять свое поведение определенным правилам, и такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба и др.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Литература:

1. Аванесова В. А. «Дидактические игры для дошкольников». – Москва. – Просвещение,1982.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 1990.

3. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., Просвещение, 1975.

4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. ,1976.

5. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения» Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Дидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Чьи это вещи?" направлена на развитие гендерного воспитания для детей младшего дошкольного возраста. Цель: учить детей.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных,.

Дидактическая игра «Мы солдаты» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Мы солдаты». Физическое развитие. Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.

Дидактическая игра «Овощи» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Овощи» для детей младшего дошкольного возраста "Сложи картинку" Цель: познакомить детей с разнообразием овощей; учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие,.

Дидактическая игра «Плакать не надо» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Плакать не надо». Трудовое воспитание. Дидактическая задача. Вызвать у детей желание помогать другим. Игровая задача.

Дидактическая игра «Противоположности» для детей среднего дошкольного возрастаДидактическая игра «Противоположности» для детей среднего дошкольного возраста Дидактическая игра: «Противоположности» для детей среднего дошкольного возраста. Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными.

Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2020 в 12:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД