Студеникина Лариса Вениаминовна
Лэпбук по развитию речи для детей с ТНР «Школа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Студеникина Лариса Вениаминовна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
г. Урюпинск
Дидактическая разработка
Лэпбук «Школа правильной речи»
Данная дидактическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста (5-8 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности «Развитие речи», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Публикация «Лэпбук по развитию речи для детей с ТНР „Школа правильной речи“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук по теме «Школа», «Скоро в школу»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка. Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
В игре ребенок получает возможность:
• обогащать и закреплять словарь;
• формировать грамматические категории;
• развивать связную речь;
• расширять знания об окружающем мире;
• развивать словесное творчество;
• развивать коммуникативные навыки.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать лэпбук можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.
Цель: развивать артикуляционный аппарат, связную речь, совершенствовать грамматический стой речи.
Задачи:
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
- Учить составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам.
- Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление.
- Воспитывать познавательный интерес.
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Воспитать аккуратность и самостоятельность.
Лэпбук «Школа правильной речи» - настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
Лэпбук состоит из нескольких разворотов :
1 разворот имеет разделы :
«Артикуляционная гимнастика»
«Чистоговорки»
2 разворот содержит разделы :
«Правильно говори и красиво» (с подбором дидактических игр по развитию речи)
Дидактическая игра «Противоположности»
Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
- Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).
- Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий.
Дидактическая игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?»
Цель игры: закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
- Развивать внимание, память.
- Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди часть картинки и назови правильно то, что на ней нарисовано.
Пример: Чей плавник? - акулий. Чья лапа? - лягушачья.
Дидактическая игра «Из чего приготовлено?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Задачи:
- Развивать словарный запас.
- Развивать зрительное внимание и восприятие.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Назови, какое блюдо приготовлено из этого продукта.
Пример: Тыква - тыквенная каша, яблоко - яблочный компот.
Дидактическая игра «Какой, какая?»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.
Задачи:
- Развивать словарный запас.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Назови животных на картинке, опиши, какие они.
Пример: Лиса - рыжая, хитрая. Лягушка - прыгучая, зеленая.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать словарный запас.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Назови животное ласково.
Пример: Лиса - лисенок, лисичка. Лягушка - лягушонок. Волк - волчонок
Дидактическая игра "Где?"
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов, определять местоположение предметов.
Задачи:
- Учить правильно употреблять предлоги в соответствии с картинками.
- Развивать внимание, наблюдательность.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Расскажи, что нарисовано на картинке используя слова: на, в, под, перед, за, около, впереди, позади.
Пример: Кот на подушке, бегемот перед машиной, машина за бегемотом.
Дидактическая игра "Что делает?"
Цель: научить детей образовывать глаголы с "-тся", " -ться".
Задачи:
- Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы или людей, животных, птиц, их качества, действия;
- Активизировать словарь детей;
- Учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.
Ход игры: Расскажи, что делает ребенок на картинке. Найди две картинки, схожие по действиям.
Пример: Причесывает куклу - причесывается, катает кошку на санках - катается.
Дидактическая игра "Один, два, много"
Цель: закрепить название цветов в единственном и множественном числе.
Задачи:
- Закрепить понятия "один, два, много. "
- Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Расскажи, сколько цветов на картинке.
Пример: Одна гвоздика, две гвоздики, букет (много) гвоздик.
3 разворот содержит разделы :
«Собери картинку»
«Сказки»
С помощью данной дидактической разработки «Лэпбук «Школа правильной речи»» у детей будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи, обогащаться и активизироваться словарный запас. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.