МААМ-картинки

Дидактические игры для детей дошкольного возраста по развитию речи

Виктория Попова
Дидактические игры для детей дошкольного возраста по развитию речи

Морфологические стороны речи

Игры для детей возраста 3-4 лет

1. Название игры: «Чего не стало?»

Возраст детей: 3-4года.

Цель игры: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить свои предложения.

Материал: пары предметов – матрешки, пирамидки (большая и маленькая, ленточки (разного цвета и разного размера – длинная и короткая, игрушечные лошадки, утята, Буратино, мешок.

Публикация «Дидактические игры для детей дошкольного возраста по развитию речи» размещена в разделах

Ход игры: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают их, называют и выставляют на столе. Воспитатель просит запомнить предметы на столе и говорит, что Буратино будет играть с ребятами. Он будет прятать игрушки, а вы должны говорить каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок утят или чего-нибудь другого. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на место кладет ленточки.

В: - Чего не стало? (Затем прячет ленточки, а на их место ставит пирамидки).

В: - Чего не стало? И т. д. Наконец убирает все игрушки и спрашивает: «Каких игрушек не стало?».

2. Название игры: «Прятки»

Возраст детей: 3-4года.

Цель игры: формировать умения правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материал: игрушечная машина, мишка, мышка.

Ход игры: В гостях у детей мышка и мишка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза.

В: - Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мы-шонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята?

Д: - В кабине.

В: - Вот куда он забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Воспитатель сажает мышонка на кабину.)

В: - Где ж мышонок, ребята? Подскажите мишке!

(Дети подсказывают). Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячет-ся под машиной, около машины, перед машиной.

3. Название игры: «Один-много»

Возраст детей: 3-4 года.

Цель игры: научить детей образовывать существительные именитель-ного падежа множественного числа.

Материал: предметные картинки – слова в единственном и множест-венном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве. Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).

Игры для детей возраста 4-5 лет

1. Название игры: «Воробушки и автомобиль»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель игры: развивать у детей умения в правильном звукопроизношении слов.

Материал: Игрушка руль.

Ход игры: Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

- Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

-У-у-у, -повторяют дети.

-Сейчас мы поиграем так, продолжает воспитатель. Я – автомобиль, а вы все воробышки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу –прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встаете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать. А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

2. Название игры: «Эхо»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель игры: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.

Ход игры: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

“Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» – поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» – подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу. Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.

3. Название игры: «Волшебный мешочек»

Возраст детей: 4-5 лет

Цель игры: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде.

Материал: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.

Ход игры: Вносится «Волшебный мешочек», из которого достаются игрушки.

Дети рассматривают их и отвечают на вопросы:

Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)

Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)

Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)

Какая лягушка? (Зелёная, холодная, блестящая, резиновая.)

Какое ведро? (Пластмассовое, жёлтое, маленькое, легкое.)

Какая ложка? (Железная, маленькая, блестящая, чайная.)

Затем все игрушки ещё раз внимательно рассматриваются детьми и складываются в мешочек.

Даётся определение предмета, а дети отгадывают предмет.

Игры для детей возраста 5-7 лет

1. Название игры: «Светофор»

Возраст детей: 5-7лет.

Цель игры: формировать правильное фонематическое восприятие слов.

Материал: кружки красного и зеленого цвета, картинки.

Ход игры: Воспитатель дает ребенку два кружка – красный и зеленый. Предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если не правильно – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Лучка, Ручка, Вучка, Рючка; Абуз, Арбуз, Айбуз, Арфуз; Фино-град, Виноград,Вимоград, Виногад; Сахар,Сахай, Захар, Сахарь; Кувшин, Кьювшин, Кувшим,Кувсим; Маска, Машка, Аска, Наска; Лавка, Авка, Лявка.

2. Название игры: «Закончи слово»

Возраст детей: 5-7лет.

Цель игры: развивать умение детей делить слова на слоги.

Материал: мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за, и т. д.)

3. Название игры: «Помоги Дракончику»

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель игры: расширять активный словарь детей, знакомя их с употреблением в речи причастий.

Материал: волшебный мешочек, картинки.

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель знакомит детей с действующим персонажем, а затем рассказывает, что Дракончик попал в детский сад из волшебной страны Дракондии и, к сожалению, вернуться назад без помощи ребят не может. Для возвращения домой Дракончику Тимоше необходимо ответить на множество вопросов. Но Дракончик ещё очень мал, он многого не знает. Давайте поможем ему, дети!

Воспитатель берёт в руки волшебный мешочек и объясняет детям, что внутри этого мешочка находятся вопросы, на которые нужно ответить и тогда Дракончик Тимоша попадёт в свою страну.

Из мешочка дети по очереди достают картинки с изображением раз-личных предметов, животных, людей и т. д. Воспитатель сопровождает каждую картинку комментариями. Например: «Это медведь. Он спит. Какой медведь?» Дети отвечают: «Спящий медведь»

Далее по аналогии дети пытаются подобрать причастие, ориентируясь на тот признак или действие предмета, который выделяет воспитатель.

Воспитатель может задать, например, такие вопросы:

«Мама любит. Она какая? – любящая»;

«Человек плачет. Он какой? – плачущий»;

«Кукла говорит. Какая кукла? – говорящая»;

«Робот ходит. Какой робот? – ходящий», т. д.

Формирование способов словообразования

Игры для детей возраста 3-4 лет

1. Название игры: «Ласковые имена»

Возраст детей: 3-4 года.

Цель игры: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Ход игры: Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек, у медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок и т. д.

2. Название игры: «Кто больше скажет о профессии»

Возраст детей: 3-4 года

Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: картинки с видами профессий

Ход игры: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.)

- Что делает портной? (ответы детей).

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.

3. Название игры: «Чей голос?»

Возраст детей: 3-4 года.

Цель игры: употреблять названия животных и их детенышей в имени-тельном падеже единственного и множественного числа.

Материал: игрушки животных

Ход игры: В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок).

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Игры для детей возраста 4-5 лет

1. Название игры: «Два брата»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: учить образовывать формы глаголов настоящего времени.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.

- Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё толь-ко…

- Встаёт, - добавляют дети.

- Шустрик оделся, а Мямлик…

Далее дети отвечают: оделся - одевается, заправил – заправляет, умылся - умывается, позавтракал - завтракает, почистил – чистит и т. д. Можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т. д.

2. Название игры: «Холодно – тепло»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: учить образовывать степени сравнения наречий.

Материал: игрушка.

Ход игры: Дети прячут в комнате игрушку, затем водящий её ищет, а дети комментируют поиск: тепло, теплее, совсем тепло, горячо, прохладно, холодно, ещё холоднее, совсем холодно.

3. Название игры: «Чьё? Чьё? Моё!»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: учить образовывать притяжательные местоимения.

Материал: мешочек с детскими вещами и игрушками.

Ход игры: Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё? Это что? (Туфля). Чья туфля? И т. д. (чья, чьё, чьи, чей). Хозяин получает вещь и убирает на место.

Игры для детей возраста 5-7 лет

1. Название игры: «Мишка-музыкант»

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель: учить образовывать названия музыкальных специальностей от наименований музыкальных инструментов.

Материал: плюшевый медведь, игрушечные музыкальные инструменты (пианино, балалайка, барабан).

Ход игры: В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.

- Это…. (пианино, это (балалайка, а вот это (барабан).

- А как называют музыканта, который играет на пианино? (Пианист). А на барабане? (Барабанщик) и т. д.

- Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне (горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист).

l

2. Название игры: «Кузовок»

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель: учить образовывать уменьшительно – ласкательные наименова-ния, соотносить действия и производный глагол.

Материал: корзинка.

Ход игры: Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок, Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.

- Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.). В конце игры разыгрываются залоги.

- Чей залог вынется (из корзины, что тому делать? Дети назначают вы-куп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т. д.

2. Название игры: «Назови машину одним словом»

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель: учить образовывать существительные способом основосложения.

Ход игры: Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, ма-шина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос и т. д.)

Формирование синтаксической стороны речи

Игры для детей возраста 3-4 лет

1. Название игры: «Придумай рассказ»

Возраст детей:3-4 года.

Цель игры: формировать умение составлять коллективное повествова-ние.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

В. : В лесу жил…

1-й ребенок: Трусливый зайчик.

2-й ребенок: Один раз пошел он гулять.

3-й ребенок: Вдруг он увидел большую змею.

4-й ребенок: Зайчик испугался и убежал.

В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если в этом случае пауза затягивается, воспитатель подсказывает начало новой фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.

2. Название игры: «Объясни Буратино»

Возраст детей:3-4года.

Цель игры: формировать умение строить высказывание из двух пред-ложений, связанных между собой по смыслу.

Материал: кукла Буратино, предметные картинки.

Ход игры: Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют., например: «Это не помидор, это репа. Она желтая».

3. Название игры: «Составь предложения»

Возраст детей: 3-4года

Цель игры: формировать умение строить предложения из ответов на вопросы.

Материал: картинки с изображением деятельности.

Ход игры: Детям предлагают несколько картинок:

1) девочка моет пол шваброй;

2) мальчик делает девочке лодочку;

3) девочка рисует клоуна.

Отвечая на вопросы (кто? что делает, дети сначала строят предложе-ния из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1. Девочка моет пол.

Девочка моет пол шваброй.

Девочка моет пол шваброй и тряпкой.

2. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

3. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Игры для детей возраста 4-5 лет

1. Название игры: «Пара слов»

Возраст детей:4-5 лет.

Цель игры: учить строить простое предложение из двух заданных слов.

Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.

Ход игры: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы. Воспитатель. Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи: Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова. Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце». - Медведь греется на солнце. - Медведю в теплой шубе жарко на солнце. - Медведь отнял солнце у крокодила. Картинки: «муравей» и «цветок». - Муравей залез на цветок. - Муравей спрятался в цветке от дождя. - Муравей качается на цветке.

2. Название игры: «Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель игры: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, польто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

-девочка рисует… (елку, дом, диван);

-папа читает… (книгу, журнал, газету);

-собака грызет… (кость, тапочки, карандаш);

-мальчик ловит… (мяч, кита, рыбу, лягушку);

-курица снесла… (яйцо);

-мама стирает… (платье, пальто, кофту).

3. Название игры: «Все умеем мы считать»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель игры: формирование грамматической категории множественного числа существительных.

Материал: муляжи фруктов и овощей, корзинка.

Ход игры: Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова:

"Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина мы огромную корзину.

В ней много разных овощей, посчитать их ты сумей".

В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: "Один огурец" Второй ребенок передает стоящему рядом со словами: " Два огурца" (счет ведется до десяти).

Игры для детей возраста 5-7 лет

1. Название игры: «Про Потому и Почему»

Возраст детей:5-7лет.

Цель игры: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». «Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно. - Почему оно катится? – спросило Почему. - Потому что оно круглое, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему. Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица. - Почему она летит? - спросило Почему. - Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться. - Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему». Далее мы задаем вопросы (почему?., дети отвечали (потому.)

«Я надела теплую шубу почему, Мы зажгли свет почему, Дети надели панамки почему, Полили рассаду почему? и т. д.»

2. Название игры: «Снежный ком»

Возраст детей:5-7 лет.

Цель игры: развивать воображение, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.

Материал: белые листы бумаги, карандаши.

Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.

3. Название игры: «Пара слов»

Возраст детей: 5-7 лет

Цель игры: учить строить простое предложение из двух заданных слов.

Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.

Ход игры: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них.

Воспитатель: «Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи: Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова».

Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце». - Медведь греется на солнце. - Медведю в теплой шубе жарко на солнце. - Медведь отнял солнце у крокодила.

Картинки: «муравей» и «цветок». - Муравей залез на цветок. - Муравей спрятался в цветке от дождя. - Муравей качается на цветке.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по развитию речи Дидактические игры по развитию речи. «Новое слово» Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок. Наглядный материал:.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для детей дошкольного возраста по развитию речи
Опубликовано: 13 января 2021 в 16:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД