Горностаева Наталья
Дидактические игры для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для детей старшей группы
Дидактическая игра имеет важнейшее значение в формировании умственной активности дошкольника. В ней дети не только уточняют и закрепляют знания, полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и приобретают новые.
Именно в дидактической игре нам удается привлечь внимание дошкольника к таким предметам, которые их не интересуют и на которых трудно сосредоточить внимание.
Публикация «Дидактические игры для детей старшей группы» размещена в разделах
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. В игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных
процессов.
Своеобразие дидактической игры заключается в том, что она выступает одновременно, как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия с взрослым, особая форма обучения.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач.
Дидактическая игра не только позволяет закреплять и повторять полученные готовые знания, но и формировать у детей новые представления и способы познавательной деятельности.
В своей работе я использую не только игры, приобретённые в магазине, но и игры,сделанные своими руками. Предлагаю вам некоторые из них
Дидактическая игра “Развивай-ка”
Цель игры: развивать грамматический строй речи у детей 5-6 лет (словоизменение существительных, прилагательных, числительных).
Дидактические задачи:
• формировать умение согласовывать числительные (от 1 до 10) с существительными в роде и числе;
• закреплять умение согласовывать прилагательные (желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, белый, коричневый, зеленый, синий, розовый, голубой) с существительными в роде и числе;
• расширять и пополнять активный словарь детей названиями животных и птиц;
• активизировать зрительную и речевую активность детей.
Дидактическая игра «Веселые кружочки»
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
• «Выложи по контуру».
• «Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
• «Заполни картинку камушками»
2.Звуко-буквенный анализ слов.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).
Дидактическая игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ».
Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.
Задачи:
Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.
Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4
Речевая игра «Рассели по домикам»
Цель игры: Тренировать определять род имён существительных и их число (не называя терминов).
Задачи игры: Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица. Обогащать речь детей существительными и местоимениями. Способствовать развитию речи, внимания, мышления, мелкой моторике.
Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.
Возраст: Игра предназначена для детей с 5- 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек
Развивающее лото «ПРЕДЛОГИ»
Цели: формировать умение детей понимать пространственное значение предлогов;сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;
-формировать умение составлять предложения по картинке.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 6 человек.
Что входит в набор: 6 карт, маленькие карточки со схемой предлога, инструкция к игре.
Инструкция: Игра проводится по типу «лото»: взрослый показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.
Дидактические развивающие игры с прищепками
«Алфавит»
Цель:- развивает мелкую моторику рук, интеллектуальные и мыслительные процессы ребенка, способствует становлению его речи
- помогает изучить алфавит
«Забавные прищепки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Закрепление правильного произношения звуков в слогах и словах. Обучение дифференциации звуков в слогах. Упражнение в слоговом анализе и синтезе.
Расширение и активизации словаря дошкольника Развитие памяти и мышления.
Развитие творческое воображения.
Музыкально- дидактическая игра «Три цветка»
Цель: Развивать умение различать характер музыки.
Игровой материал: три цветка из картона - в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Ход игры:
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Музыкально- дидактическая игра «Угадайка-ка»
Цель: развитие звуковысотного слуха
На карточках изображены корова с телёнком, собака со щенком, курица с цыплёнком, птичка с птенцом, утка с утёнком, гусь с гусёнком.
Ход игры: игра проводится с группой детей. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель поёт до первой октавы му, гав, ко-ко-ко и т. д., . Дет у кого на картинке гусь должны закрыть его фишкой. И по аналогии с остальными картинками. .Воспитатель поёт (на ля первой октавы) му, гав, ко-ко-ко и т. д., дети закрывают картинку с гусёнком.
Музыкально- дидактическая игра «Угадайка-ка»
Цель: развитие звуковысотного слуха
На карточках изображены корова с телёнком, собака со щенком, курица с цыплёнком, птичка с птенцом, утка с утёнком, гусь с гусёнком.
Ход игры: игра проводится с группой детей. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель поёт до первой октавы му, гав, ко-ко-ко и т. д., . Дет у кого на картинке гусь должны закрыть его фишкой. И по аналогии с остальными картинками. .Воспитатель поёт (на ля первой октавы) му, гав, ко-ко-ко и т. д., дети закрывают картинку с гусёнком.
Математические пазлы «Учимся считать»
Цель игры:•систематизировать знания детей чисел от 1 до 10;
•закреплять навыки счета в пределах 10;
•развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;
Дидактическая игра «Найди отличия»
Цель:Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Дидактическая игра «Фигурки из палочек»
Цель:
- развитие памяти при заучивании стихотворений;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения;
-учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию;
-знакомство и закрепление геометрических фигур и счета.
Логическое домино «Чем мы похожи»
Логическое домино, картинки в котором нужно подбирать не по подобию, а по смыслу.
Цель: способствует развитию речи, внимания, логического и ассоциативного мышления.
Математический планшет «Геометрик»
Геометрик представляет собой доску или деревянный планшет с кнопками и разноцветными резинками.
Цель:развивается мелкая моторика, мышление, воображение, пространственное и образное представление мира, изучаются различные геометрические фигуры и цвета, буквы и цифры. Также ребенок формируется умение концентрации внимания и усидчивости, что очень полезно при подготовке к школе.
"Мозайка» наглядно –действенная методика на развитие восприятия детей в процессе предметно-практической деятельности.
Задачи: Обучение анализу синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти. Обучение ребёнка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле.