Татьяна Лымаренко
Дидактические игры для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СТАРШАЯ ГРУППА. Игры с предметами.
«Похож- не похож»
Дидактические задачи: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать наблюдательность, мышление, речь, формировать обобщенные представления детей о различных свойствах знакомых предметов, формировать доброжелательные отношения в игровой деятельности (умение уступать, избегать конфликтов и споров в выборе предметов)
Публикация «Дидактические игры для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Игровая задача: поиск похожих по разным признакам предметов.
Игровые правила: в игре принимают участие от 2 до 6 человек. Дети по очереди должны пройти по комнате, выбрать два предмета и сесть на место. Тот, на кого покажет стрелочка, расскажет, почему он взял именно эти два предмета, в чем их сходство. За каждое аргументированное объяснение игроку выдаётся жетон. Ели совпадений несколько, жетон выдаётся за каждое совпадение. Выигрывает тот, кто получит наибольшее количество жетонов.
Игровые действия: выбрать предметы, объяснить свой выбор.
Игровой материал: различные предметы, заранее разложенные в группе или постоянно находящиеся в ней, жетоны- знак отличия при выигрыще.
Условия проигрывания: игра проводится на ковре, стульях, в любом удобном месте. Время проигрывания до 15 минут, можно сократить время, уменьшив количество игроков. Время в образовательном процессе- во время прогулки, между режимными моментами. Детям даётся задание пройти по комнате, выбрать любые два предмета, похожие по какому- либо признаку и затем объяснить свой выбор. Предметы могут совпадать по цвету, величине, материалу, предназначению- главное, чтобы тот, кто сделал выбор, смог его доказать. Необходимо обсудить с детьми, что признак, по которому выбираются предметы, может быть не один, тогда игрок получит дополнительные жетоны.
Усложнение: расширение предметной среды группы новыми атрибутами, которые могут быть использованными в игре (новые материалы, например, поролон, пенопласт, картон).
СТАРШАЯ ГРУППА. Игры с предметами
«Знаешь ли ты?»
Дидактические задачи: закреплять, конкретизировать и углублять знания детей о различных видах спорта, пробуждать желание заниматься им, воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы, развивать речь детей.
Игровая задача: поиск подходящих для каждого вида спорта предметов.
Игровые правила: в игре принимают участие от 4 до 8 человек. Дети делятся на две команды. По сигналу- свистку нужно правильно подобрать предмет для каждого вида спорта, назвать вид спорта и предмет, аргументируя свой выбор. Выигрывает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.
Игровые действия: подбирать к картинке подходящий предмет.
Игровой материал: большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика и др. .спортивный инвентарь: мяч футбольный, волейбольный, скакалка, обруч, лента, шайба, ракетка, воланчик.
Условия проигрывания: любое свободное место в группе, например, на ковре в игровой зоне, время проигрывания до 15 минут, время в образовательном процессе-перед утренней или вечерней прогулкой. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, на которых изображены спортивные сюжеты:игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и другие, беседует с детьми, уточняет их знания о каждом виде спорта. Раздав детям картинки,воспитатель предлагает им разделиться на две команды и подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он предлагает выбрать из тех предметов, которые заранее приготовлены в группе: обруч, лента, футбольный мяч, клюшка, шайба, ракетка, воланчик, игрушечная лодочка и другие. Действовать нужно будет по спортивному сигналу- свистку. Услышав сигнал- выбрать один предмет, необходимый этому спортсмену, и положить к картинке вида спорта. После того, как все предметы разложены по своим местам, дети проверяют, нет ли ошибок.
Усложнение: увеличить количество карточек с видами спорта или просто произвести их частичную замену, для воспитания соревновательного духа можно добавить стимул- жетоны за правильные ответы.
СТАРШАЯ ГРУППА. Настольно-печатные игры
Лото «Времена года»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о последовательности времён года.
Уточнять и углублять знания детей о внешнем виде, поведении обитателей леса в разное время года.
Учить детей сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Игровая задача: закрыть все прорези в своей карточке подходящими по форме и смыслу картинками.
Игровые правила: в игре принимают участие от 2 до 6 человек. Все фигуры расставляются на игровом поле, участники получают карты с вырезами. Игроки по очереди называют животное или растение, вытаскивая их из игрового поля, вставляют в прорези на своих картах. Побеждает тот, кто вспомнит все свои объекты и закроет все вырезы на своей карте.
Игровые действия: размещение деревьев и животных в прорезях карточки.
Игровой материал: 4 части игрового поля, на которых находятся прорези для объектов, деревьев или животных, каждая прорезь подписана; по три карты для каждого времени года, в прорезях карт находятся картинки с животными и деревьями соответственно времени года.
Условия проигрывания: игра проводится во второй половине дня, за столом, время проигрывания до 15 минут. Воспитатель предлагает совершить прогулку в лес. Сначала взрослый берёт на себя роль ведущего, начинает рассказывать о деревьях, кустарниках, растущих в лесу, о обитателях леса. Если кто- то из игроков узнаёт по писанию то, что должно находится на его карточке, то может забрать этот предмет себе. Растение или животное должно подойти и по фигурному контуру в карте. В дальнейшем роль ведущего выполняет ребёнок. Выбор можно сделать с помощью считалки.
Усложнение: в игре принимают участие от 2 до 6 человек. Ведущий раздаёт игрокам по одной карте, называет по одному животному, дереву, птице, которые игроки должны узнать на своей карте и выставить на своем игровом поле. Побеждает тот, кто первый выставит все свои фигуры на игровое поле. Читающие дети могут контролировать положение фигур по надписям на игровом поле.
Все элементы диорамы можно объединить в одну игру, закрепляя знания о смене времён года, изучая целостное игровое поле по смене ландшафта.