Ольга Санькова
Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчёркивая при этом, что именно играя, ребёнок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать, что нужно в данный момент. Силой воображения, игровых действий, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.
Окружающий мир воспринимается ребёнком по- иному, чем взрослым. Дети не ставят в игре каких- то иных целей, чем цель играть. Но было - бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры для детей. Выдающийся педагог Н. К. Крупская, подчёркивая особенности детских игр писала: «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива». Именно в игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. В игре детям предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность контролировать свои действия, а также способность к целенаправленному произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Игра является средством воспитания, когда она включается в педагогический процесс. Сопровождая игру ребёнка, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, взрослый воздействует на все стороны личности ребёнка. Ценность игры заключается и в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.
В дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии освоить такие психологические качества, как чёткое и ясное представление образов предметов, способность мысленно сопоставлять два предмета и более – сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей, способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Задачей педагогов является использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых. Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются дидактические игры, которые динамичны, разнообразны по содержанию, способны удовлетворить потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности.
Сочетание элементов обучения с игрой является характерной особенностью процесса обучения детей дошкольного возраста. Своеобразие дидактической игры как средства обучения и её отличие от других средств в том, что она даёт возможность осуществлять обучение, развитие умственных способностей, формирование ценных черт личности и взаимоотношений детей в доступной и привлекательной для детей форме деятельности.
Основная особенность дидактических игр, по мнению ряда авторов, определена их названием: это игры, предназначенные для обучения. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В игре ребёнок наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Основой дидактической игры является игровой замысел, игровое действие, правила и познавательное содержание.
Одним из основных элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличии от прямой постановки дидактической задачи в непосредственной образовательной деятельности в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает потребность решить её, активизирует игровые действия.
Дидактические игры позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить из окружающей действительности, т. к. их содержание абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: «алгоритм», «множества и операции над множествами», и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым критериям и т. д. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений у дошкольников. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению, связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитие умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируется умение последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических заданий. Дидактические игры выполняют обучающие функции успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно разделены на группы:
- игры с цифрами и числами
- игры путешествия во времени
- игры на ориентировку в пространстве
- игры с геометрическими фигурами
- игры на логическое мышление
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии математических представлений у дошкольников. Математические действия формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы.