Юлия Грабельникова
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Игра "Что, где?" Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.
1,2,3,4,5,
Начинаем мы играть.
Всех нас надо посчитать,
1,2,3,4,5.
Ведущий встаёт в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей спрашивает: "Что справа от тебя?" Если ребёнок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.
Вопросы могут быть такими:
1. Кто слева от тебя?
2. Кто перед тобой?
3. Что над головой?
Игра "Фигуры высшего пилотажа"
Перед детьми голубой лист бумаги и кружок (самолёт).
Публикация «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Педагог: скоро воздушный праздник, в нём примут участие лётчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем лётчиками. А самолётом станет кружок. Поставьте его на взлётное поле - голубой лист бумаги, внизу. Самолёт быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолёт? (внизу).
-Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолёт?
И так далее. Дети изменяют маршрут по словам педагога и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолёт (в центре, в верхнем левом углу, внизу и т. д.)
Игра "Какой цифры не стало" (игра в парах). Педагог предлагает детям разложить цифры по порядку о 0 до 6. Затем один ребёнок в паре закрывает глаза, а другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребёнок отмечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим и игра продолжается.
Игра "Найди кусочек сыра"
На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом 5 кубиков, во втором 6 кубиков, в третьем 7 кубиков.
-Это норки. А вы все мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будете играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек.
Как только "мышки" разбегутся по норкам, педагог спрашивает: сколько в норке мышек и почему? Игра повторяется, но изменяется количество кубиков в обручах и цифры. Усложнение. Положите в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и "мышек" возле "норки".
Игра "Подари кукле ленточку"
За столиком сидят куклы (4 шт). Куклы разные по росту. У воспитателя 6 ленточек - разные по цвету, длине и ширине (3 ленточки разные по длине, но одинаковые по ширине; другие 3 разные по ширине, но одинаковые по длине).
Воспитатель предлагает сравнить ленточки по длине и самую длинную ленточку подарить самой большой кукле; сравнить ленточки по ширине и самую широкую ленточку подарить самой маленькой кукле; третьей кукле подарить самую узкую ленточку; четвертой - самую короткую ленточку.
Игра "Покажи цифру" (педагог играет на барабане или металлофоне)
Сколько звуков вы услышали? Покажите цифру на один больше (меньше).
-Какую цифру ты показал?
-Почему ты показал цифру 5?
Игра "В какой руке сколько"
Педагог предлагает детям пересчитать кружки, которые он держит в руках.
- Сколько всего у меня кружков? (4 кружка).
На глазах у детей педагог раскладывает их в две руки и говорит: "Вы должны отгадать, сколько кружков в одной руке, сколько в другой и сколько всего кружков. Сначала говорите, сколько кружков в левой руке, а потом - сколько в правой. Например, два кружка в левой, два кружка - в правой, вместе четыре". Дети стараются угадать, начинают перечислять возможные варианты. игра продолжается до тех пор, пока дети не перечислят все варианты.
Игра с кубом.
Игра проводится в кругу. В руках у каждого ребёнка карточка. После слов педагога: "Внимание, начали!" все играющие передают карточки по кругу по часовой стрелке.
По команде "Стоп!" дети прячут карточки, предварительно сосчитав количество предметов (ил кружков). Педагог подбрасывает куб (или вытаскивает карточку с изображением цифры или кружков) и показывает детям одну из его сторон. Дети, посмотрев на грань кубика (или на цифру, показывают карточку с таким же количеством кружков, а потом объясняют, почему они её показали. После этого игра повторяется, начиная с передачи карточек.
Игра "Назови правильно"
Игра проходит в кругу с мячом. Выбирают ведущего. Он встаёт в центре круга и бросает кому - либо мяч, называет число, даё т задание: "Уменьши число на единицу". Ребёнок, поймавший мяч, сначала даёт ответ, а потом называет любое число и даё т задние одному из играющих: "Уменьши число на единицу". В начале игры ведущим может быть педагог.
Игра "Паровозик"
Построить паровозик из 6 вагончиков так, чтобы второй был - белый, третий - синий, пятый - розовый. Использовать палочки Х. Кюизенера.
Игра "Разложи как я скажу"
Педагог называет подряд 5-7 фигур; дети по памяти выкладывают.
Игра "Кто быстрее?"
Дети под музыку двигаются по групповой комнате произвольно. Музыка останавливается, педагог называет число 2 (3,4,5 и др., дети должны встать парами, вчетвером и т. д.)
Игра "Построй дорожку"
Построить дорожку из четырёх прямоугольников так, чтобы маленький синий был второй, а жёлтый большой - четвёртым; построить дорожку из пяти любых фигур так, чтобы первая, вторая и третья фигуры были большими и. д. Всего даётся 2-3 задания.