Получи документы

Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе.

елена мнацаканян
Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы

№ 1 Игра «Замри»

Дети выходят из-за столов на свободную территорию комнаты. Воспитатель уточняет правила игры и показывает пример.

Воспитатель: я буду ходить по комнате, бегать, поднимать руки, качать головой, смеяться, а вы в какой-то момент мне скажите: «Замри!», и я остановлюсь в той позе, в какой ваш приказ меня застал. Позу менять нельзя. А чтобы мне снова можно было шевелиться, скажите «Отомри!». Только долго меня не держите. Понятно?

Публикация «Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе,» размещена в разделах

Воспитатель ходит по комнате, изображая что-нибудь смешное: оттопыривает уши, приставляет руки к носу, смеется и пр. если детям очень нравятся такие чудачества и они не торопятся сказать «Замри!», воспитатель напоминает им об этом. А затем, при необходимости подсказывает, что пора сказать «Отомри!».

Далее воспитатель становится ведущим. Дети выполняют разные движения. Примерно через минуту воспитатель командует «Замри!» и наблюдает, не меняют ли дети позы, но замечаний не делает. Через 5-8 с снова говорит «Отомри».

Воспитатель напоминает, что движения должны быть разными, не повторяться, а позу после сигнала «Замри!» менять нельзя. Игра проводится еще 2-3 раза.

После окончания игры, не называя имен детей, воспитатель отмечает наиболее удачные, смешные моменты. Рассказывает, что у некоторых детей были такие выражения лиц, что очень хотелось смеяться, кто-то был почти акробат, кто-то балерина…

Затем воспитатель вывешивает на доске две картины большого размера, чтобы детям было удобно разглядывать. На одной – светлый день, солнышко, семья за столом обедает. На другой – за окном темно, в комнате полумрак, горит ночник, все спят. Сюжеты на картинах могут быть иными, но на каждой должны быть отчетливо видны действия людей, характерные для определенной части суток – дня или ночи. Воспитатель предлагает детям подойти к картинам и встать так, чтобы всем было видно. Дотрагивается рукой до той, где изображен день.

Дети: Солнышко светит. Все обедают…

Воспитатель: А когда это бывает?

Если дети затрудняются назвать часть суток одним словом, то воспитатель спрашивает «Днем или ночью?». Теперь дети отвечают правильно. Обсуждение второй картины происходит аналогично.

Затем воспитатель просит детей рассказать, что они сами делают днем или ночью. Желающие не поднимают руку, как в школе. Взрослый сам организует очередность, называя ребенка по имени, дотрагиваясь до него рукой или кивая головой. Главное, чтобы это было не формально.

Воспитатель просит детей показать картину «День». Дети подбегают и руками указывают на эту картину. То же самое с картиной «Ночь».

№ 2 Игра «Что исчезло?»

На столе у воспитателя две игрушки: кукла и мяч.

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на стол и запомнить, что на нем лежит. Затем дети закрывают глаза, а взрослый убирает одну игрушку, например мяч. Дети открывают глаза и говорят, что исчез мяч.

Воспитатель возвращает мяч на место. Дети убеждаются, что были правы. Просит назвать игрушки на столе, затем ставит на стол машинку. Теперь на столе три игрушки. Просит детей назвать и запомнить их. После этого дети снова закрывают глаза. Воспитатель убирает куклу. Предлагает детям открыть глаза и определить, что исчезло. Затем сажает куклу на прежнее место.

Воспитатель ставит или сажает на стол четвертую игрушку – медвежонка. Игра повторяется аналогичным образом.

Воспитатель приглашает детей встать в круг и спрятать руки за спиной, спрашивает, где сейчас находятся их руки – спереди или сзади. Кладет в руки каждому какую-нибудь игрушку, легко определяемую на ощупь : башенку, мяч, матрешку, машинку. (игрушки, конечно, будут повторяться). Просит одного из детей назвать, а затем показать, что у него в руках сзади. Затем спрашивает, кому еще попалась такая же игрушка, и просит сделать так, чтобы эта игрушка оказалась спереди и ее смогли увидеть остальные дети. Далее воспитатель выбирает ребенка с другой игрушкой и игра повторяется.

№ 3 Игра «Делай, как я!»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки, встает в середину круга и говорит, что будет что-то изображать, делать разные движения, а дети будут их повторять. Возможные движения: приседания, повороты на месте, высокие махи ногой, хлопанье в ладоши и т. д. важно, чтобы игра была веселой и забавляла детей. Игра длится 2-3 мин.

№ 4 Игра «Чудесный мешочек»

На высоком стуле перед детьми три игрушки: матрешка, башенка, медвежонок. Воспитатель просит детей назвать их и потрогать. Затем показывает «чудесный мешочек», кладет в него игрушки и просит найти их, не глядя, а только ощупывая рукой. Желающие дети на ощупь ищут ту игрушку, что просит воспитатель. Остальные дети хлопают в ладоши, если вынута именно та игрушка. Игра повторяется 3-4 раза.

№ 5 Игра «Кто позвал?»

Дети стоят полукругом. Определяется пара «зовущих» (для первого раза – воспитатель и ребенок, они стоят рядом. Затем выбирается водящий.

Воспитатель: тебя я буду звать Мария Ивановна или Лена.

Для начала важно учитывать дружеские симпатии детей и всегда напоминать имена «зовущих». Входящий становится спиной к детям на расстоянии двух-трех метров от них и закрывает глаза. Пара знаками договаривается, кто позовет, например: «Маша, иди сюда». Входящий подходит к тому, кто его позвал, называет по имени и берет за руку. Игра повторяется несколько раз с участием других игроков. Со временем игра может усложняться: пара «воспитатель – ребенок» меняется на пару «мальчик – девочка» и др.

Воспитатель рассаживает детей полукругом или за столами небольшими группами. На доске выставлены все знакомые детям фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. На стуле перед детьми стоит большая кукла. У нее круглая голова, глаза – овальные, зрачки – круглые, уши – овальные. На этом занятии в роли ведущего может выступать персонаж кукольного театра, например медвежонок. Дети разглядывают куклу и вместе с медвежонком определяют, какой формы у нее голова, глаза, уши. При этом медвежонок на руке воспитателя каждый раз при определении той или иной формы делает соответствующее движение «лапой» или всем «телом». Так, при определении формы головы медвежонок вокруг головы чертит в воздухе круг. Воспитатель просит детей повторить это движение. Дети рисуют в воздухе круг.

Воспитатель обращает внимание детей на выставленные на доске фигуры. Просит кого-либо из них взять круг. Выходят двое детей, один из них бере круг и держит его в руках.

Воспитатель: Давайте попросим (имена детей) приложить круг к круглым частям куклы.

Дети подходят к кукле: один указывает на голову, зрачки глаз, а другой прикладывает к этим местам круг. Таким же оброазом поступают с овалом. Остальные дети наблюдают и принимают участие в оценке: правильно – не правильно. После этого медвежонок что-то шепчет воспитателю на ухо.

Хотите узнать, что шептал мне медвежонок? Он предлагает рассмотреть меня.

Медвежонок соответствующими движениями определяют форму головы, глаз, ушей воспитателя. Дети хором называют эти формы. Медвежонок «вглядывается» в глаза воспитателя и чертит в воздухе небольшой кружок.

Медвежонок, ты молодец! Дети! Он разглядел у меня в глазу зрачок. Зрачок – действительно маленький кружочек. Он есть и в другом глазу.

Воспитатель поднимает голову так, чтобы дети видели ноздри. Медвежонок над каждой из ноздрей проводит небольшой круг. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на ноздри приятеля, сидящего рядом, и сделать небольшие круговые движения около них.

После того, как «разглядели» воспитателя, можно пригласить для проведения подобной процедуры желающего ребенка или выбрать его с помощью считалки. Дети с медвежонком разглядывают вышедшего, прикладывают соответственно фигуры к определенным частям головы, а наблюдающие повторяют названную форму и делают рукой определенное движение в воздухе.

Далее воспитатель обращает внимание детей на медвежонка, выясняет вмести с ними. Какой формы у медвежонка голова, глаза и т. д.

А уши?

Через небольшую паузу над каждым ухом медвежонка в воздухе чертит рукой треугольник. Затем берет с доски треугольник и прикладывает его к каждому из ушей медвежонка.

Уши у медвежонка…

Дети: Треугольные.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем медвежонку «спасибо» и похлопаем ему в ладоши.

№ 6 Игра «Чудесный мешочек-2»

На столе у воспитателя на разных подносах лежит счетный матертиал : шишки, косточки от персика, камушки и пр. воспитатель уточняет с детьми название предметов, лежащих на подносах, дает возможность потрогать их. Затем накрывает подносы салфеткой. Незаметно кладет в мешочек по три однородных предмета, таких же, что лежат на подносах, и просит кого-нибудь из детей определить, что же лежит в мешочке и сколько. Вызванный ребенок на ощупь определяет.

Ребенок: В мешочке шишки, их три. (вынимает предметы из мешка и показывает остальным детям. Выворачивает мешок, чтобы убедиться, что он пуст).

Такая игра повторяется трижды. Воспитатель при этом меняет в мешке предметы и их количество, оставаясь в пределах трех.

№ 7 Игра на счет по осязанию «Чудесный мешочек»

У воспитателя в руках мешочек, в котором примерно десять каштанов (или любой другой достаточно крупный природный материал одного вида : шишки, камушки, косточки персиков). На столе лежат числовые карточки с изображением кружков от одного до пяти «рубашками» кверху, чтобы дети не видели кружков. Воспитатель предлагает двум детям подойти к столу. Одному из них предлагает выбрать карточку, а другому – опустить руку в мешочек и определить, что там. Далее второй ребенок получает задание отсчитать столько каштанов, сколько кружков на карточке. Ребенок на ощупь отсчитывает в мешочке из большего количества каштанов меньшее. Всем детям показывают числовую карточку и вытащенные каштаны, дети подтверждают правильность выполненного действия. Затем к столу приглашается следующая пара детей. Игра повторяется 2-3 раза.

№ 8 Игра «Считалка» («Больше? Меньше? Сколько нас?»)

Воспитатель объединяет детей в небольшие подгруппы, называя их по именам. Предлагает шести детям встать у одной стены комнаты, а семи – у другой. (в одной подгруппе должно быть на одного ребенка больше, чем в другой). Остальные дети – наблюдатели, они встают у доски или в середине комнаты. Им воспитатель объясняет, что они будут внимательно наблюдать за действиями вызванных детей, определять, правильно ли они выполняют задания. Далее воспитатель обращается к вызванным детям и предлагает им придумать общее название для своей подгруппы. Так как дети, по всей вероятности, еще не умеют договариваться, он предлагает на выбор несколько названий, привлекая к выбору и наблюдателей.

Воспитатель: вы хотите быть стрекозами или дельфинами? (спрашивает у детей-наблюдателей). Какое название больше всего подходит для этой подгруппы?

После определения названия групп воспитатель предлагает детям изобразить «стрекоз» и «дельфинов», показывая примерные движения.

Стрекозы летают, машут крыльями, садятся на цветочки. А дельфины плавают, ныряют, выныривают из воды, «разговаривают» друг с другом.

Дети вслед за воспитателем воспроизводят движения. По сигналу (например, хлопки в ладоши три раза) дети начинают двигаться в заданных образах. По сигналу «Стоп!» они замирают. Воспитатель обращается к наблюдателям.

Как вы думаете: кого больше – дельфинов или стрекоз? Кого меньше? А может быть, их поровну?

Наблюдатели высказывают свои предположения.

Как можно точно узнать, кого больше или всех поровну?

Воспитатель добивается от детей решения поставить стрекоз и дельфинов в пары.

Возьмитесь за руки так, чтобы в каждой паре был один дельфин и одна стрекоза.

Дети выполняют. Наблюдатели определяют : кого больше, кого меньше. Выясняется, что стрекоз меньше, так как один дельфин остался без пары.

Как сделать, чтобы и тех, и других было поровну?

Дельфин отходит в сторону, наблюдатели подтверждают, что теперь поровну. Воспитатель просит дельфина вернуться на свое место.

А что еще можно сделать, чтобы стало поровну?

Если дети сразу не ответят, воспитатель просит кого-нибудь из них побыть стрекозой. Вызвавшийся ребенок встает в пару с дельфином.

А теперь кого больше, кого меньше или всех поровну?

Поскольку в группах по шесть и семь человек, а дети научились считать до пяти, воспитатель не предлагает пересчитывать, ограничиваясь определением количественных отношений.

Игра повторяется, игроки меняются местами. Теперь в группах будет четыре и пять детей. Их названия сохраняются. На этот раз, после того как дети встанут в пары, воспитатель просит пересчитать дельфинов и стрекоз. Дети пересчитывают и определяют : стрекоз – четыре, дельфинов – пять; пять больше чем четыре – значит, дельфинов больше. В дальнейшем по ходу игры дети устанавливают : четыре и четыре – поровну; пять и пять – поровну, стрекоз и дельфинов – одинаково.

Повторяя игру «Считалка» в последующих занятиях, воспитатель произвольно меняет количество детей в группах, их названия, образы животных. В остальном содержание игры повторяется полностью.

№ 9 игра «Чудесный мешочек-3»

В руках у воспитателя мешочек с шишками и косточками. Числовые карточки лежат на столе воспитателя «рубашкой» кверху. Он просит подойти двух детей и с таинственным видом предлагает им определить, что находится в мешочке. Дети поочередно опускают руку в мешочек и говорят, что там находятся шишки и косточки. Остальным детям предлагает выбрать, какие из этих предметов они будут отсчитывать. Один из вызванных детей берет со стола любую карточку, показывает ее всем. Другой ребенок, глядя на карточку, отсчитывает на ощупь заданное количество шишек и выкладывает их на стол. Воспитатель просит проверить остальных детей, верно ли выполнено задание. Они считают вслух количество кружков на карточке и количество отсчитанных предметов и определяют, поровну ли их. Затем меняются ролями: второй ребенок называет число от 1 до 5, а первый отсчитывает нужное количество косточек из мешочка. Остальные дети проверяют правильность выполненного задания, пересчитывая косточки вслух. Игра повторяется еще один раз, при этом воспитатель меняет в мешочке природный материал, например, на камушки и желуди.

№ 10 Игра «Музыкальный киоск»

Воспитатель показывает детям дудочку, металлофон, барабан, извлекает несколько звуков из каждого из них и уточняет вместе с детьми названия этих музыкальных инструментов. Просит детей закрыть глаза, послушать, какой инструмент прозвучит, и посчитать, зажимая пальчики, количество звуков. Дети закрывают глаза, а воспитатель берет один из инструментов, например дудочку, и дует в нее три раза, делая небольшие интервалы между звуками, чтобы дети успевали зажимать пальчик. Затем прячет дудочку, просит детей открыть глаза, посмотреть на свои зажатые пальчики и сказать, какой инструмент прозвучал и сколько раз. Игра повторяется с остальными инструментами, причем количество извлекаемых звуков варьируется от одного до пяти.

№ 11 Игра «Утро – день – вечер – ночь»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что дети делают утром, днем, вечером и ночью и придумать, как это изобразить. Проводится обсуждение.

Воспитатель: наступило утро.

Дети показывают, как они встают, потягиваются, делают гимнастику, пьют чай, идут в детский сад. Каждое действие воспитатель сопровождает словами: встали, потягиваемся, руки вверх, вниз, сели, встали и т. д.

Утро закончилось, настал день.

Дети рассказывают, что они делают днем, а затем показывают вместе с воспитателем, как будто они на прогулке, взявшись за руки, водят хоровод, обедают, слушают, как воспитатель читает им сказку и т. д. Теперь воспитатель предлагает детям отгадать, в какое время суток происходят те или иные действия, которые сейчас изобразит:

- садится на стул, зевает, делает вид, что снимает одежду (вечер);

- закрывает глаза, подкладывает руки под щеку, наклоняет голову набок (ночь).

Затем воспитатель предлагает трем детям показать какое-нибудь действие, соответствующее определенному времени суток. Они шепотом договариваются с воспитателем и между собой, что они покажут, и затем показывают товарищам.

№ 12 Игра «Бабочки летают»

В руке у воспитателя три бабочки. Он просит трех детей подойти, подражая полету бабочек. Дети, помахивая руками, как крылышками, «вылетают» к доске. Воспитатель вручает каждому из них по бабочке. Предлагает выстроить бабочек по размеру, например, от самой большой к самой маленькой. На фланелеграфе или с помощью магнитиков дети выстраивают ряд. Воспитатель уточняет у других детей, правильно ли выстроен ряд, и затем просит посчитать бабочек. Дети считают хором: «один, два, три».

Теперь у воспитателя в руках пять бабочек разного размера. Он приглашает пятерых детей выйти, раздает им этих бабочек и просит выстроить из них ряд, начиная с самой маленькой. Остальные дети определяют, правильно ли выполнено задание, и считают бабочек вслух.

№ 13 Игра «Узнай по голосу»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как «разговаривают некоторые животные: собака, кошка, лошадь, и повторить эти звуки вместе с ним. Затем просит детей закрыть глаза и послушать, кто подал свой голос и сколько раз. Воспитатель идет вдоль стульчиков позади детей и «гавкает» три раза.

Воспитатель: чей голос вы слышали?

Дети: собачки.

Воспитатель: сколько раз собачка гавкнула? Поднимите руки и покажите сколько пальчиков.

Дети показывают три пальчика.

А теперь встаньте и «гавкните» столько же раз.

Дети встают, держа руки перед собой, как собачки на задних лапках, и «гавкают» три раза. Игра повторяется с другими животными аналогично. Дети, отвечая, подражают движениям кошки или лошадки.

Публикации по теме:

Дидактические и развивающие игры для развития мелкой моторики руки во второй младшей группеДидактические и развивающие игры для развития мелкой моторики руки во второй младшей группе В младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные.

«Дидактические игры в 1 младшей группе»«Дидактические игры в 1 младшей группе» Дидактические игры в 1 младшей группе. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают.

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе Дидактический материал Существительные. Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже,.

Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи. Вторая младшая группа. Существительные. Единственное и множественное.

Дидактические игры по РЭМП по лексическим темам в подготовительной группе (часть первая) Темы: ОВОЩИ, ФРУКТЫ 1."Подбери пару"- учить детей сравнивать предметы по форме,цвету,размеру,вкусу. 2."Найди по описанию"- учить находить.

Дидактические игры в старшей группеДидактические игры в старшей группе Дидактическая игра (греч. didaktikos - поучительный) – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Игры с математическим содержанием»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Игры с математическим содержанием» Цель: закрепление знания цифр, умения соотносить цифру с количеством. Учить логически, мыслить при решении задач. Развивать речь, память,.

Организация обучающей игры с математическим содержанием для детей подготовительной группы «Поездка в кинотеатр» Для полноценного развития личности ребёнка важен процесс приобретения математических знаний. Математика начинается с элементарных арифметических.

Перспективный план «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» для работы с детьми старшего дошкольного возраст .

Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры во второй младшей группеСенсорное развитие ребёнка и дидактические игры во второй младшей группе Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе.
Опубликовано: 31 мая 2016 в 23:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе.» (включая файлы) размещена пользователем елена мнацаканян (УИ 437920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД