Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры во второй младшей группе

Надежда Снежко
Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры во второй младшей группе

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.

Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Задачи сенсорного развития:

- Создание эмоционально положительного настроения.

- Развитие интереса и побуждение к действиям.

- Формирование представлений о предметах: формирование способности к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий).

- Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера): формирование простейших приёмов установления тождества и различия свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой», «не такой», «разные», «одинаковые».

- Знакомство с сенсорными эталонами: знакомство с разнообразными свойствами предмета (величина – большой, маленький; форма – круг, квадрат, треугольник; цвет); формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме.

- Развитие мелкой моторики руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

- Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.

- Формирование и активизация словаря ребёнка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия; развитие умения отчетливо произносить звуки; формирование умения составлять по картинке маленький рассказ.

- Развитие восприятия: зрительного, осязательного.

- Развитие наглядно- действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

- Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные.

Вашему вниманию я хочу представить дидактические игры для сенсорного развития ребят.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры во второй младшей группе

Ребята учатся расстёгивать и застёгивать жилетки (молния, пуговицы, крючки, кнопки, определять на ощупь, что лежит в мешочке (орех, фасоль, манка, горох, качество материала (гладкий, шершавый, соотносить предметы по форме

Дидактическая игра «Определи на ощупь». Игра формирует способность к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый).

Дети знакомятся с морскими жителями, определяют качество предмета, цвет.

Определяют форму, цвет, размер предмета.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, пазлы) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок, и описание по картинке.

В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Настольная игра «Часть и целое» В игровой форме дети учатся воспринимать предметы, как совокупность отдельных функциональных деталей, а свойство объекта в целом как совокупность свойств компонентов.

Пазлы. Ребята составляют картинку и описывают её.

Настольная игра «Большой - маленький». Ребята учатся употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением.

Дидактическая игра «Помоги найти бусинку матрёшке». В этой игре ребята знакомятся с сенсорным эталоном цвет.

Дидактическая игра «Найди пару варежке». Дети знакомятся с сенсорным эталоном форма.

Игра «Составь картинку». Дети составляют картинку на магнитной доске из отдельных предметов и описывают её.

Дидактическая игра «Противоположности». Игра направлена на активизацию и формирование словаря ребёнка.

Игра «Магазин». В этой игре формируются нравственные, культурные качества, а также она направлена на формирование речи у детей.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.

Публикации по теме:

Дидактические и развивающие игры для развития мелкой моторики руки во второй младшей группеДидактические и развивающие игры для развития мелкой моторики руки во второй младшей группе В младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры (из опыта работы) Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Дидактические игры для второй младшей группы для развития внимания и логического мышленияДидактические игры для второй младшей группы для развития внимания и логического мышления Рaзвитие логичеcкого мышления является одной из нaиболее важных тем во всеcтороннем рaзвитии детей 3-4 лет. Именно этoт вoзрaст наиболее.

Сенсорное развитие ребенка. Дидактические игры для закрепления основных цветов в младшей группеСенсорное развитие ребенка. Дидактические игры для закрепления основных цветов в младшей группе Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи. Вторая младшая группа. Существительные. Единственное и множественное.

Конспект НОД по познавательному развитию (сенсорное развитие) с детьми второй младшей группы «В гости к мышке» Цель: Развитие у детей познавательных способностей. Задачи: Закрепить представление детей о форме предмета, величине (большие и маленькие,.

НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе на тему «Игры на развитие мелкой моторики.

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Троллейбус» во второй младшей группе Задачи: 1. Способствоввать возникновению игры на тему «Троллейбус». 2. Придумывать несложный сюжет, выбирать роль. 3. Воспитывать доброжелательное.

Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр в первой младшей группеСенсорное развитие детей посредством дидактических игр в первой младшей группе Сенсорное развитие детей через дидактические игры в первой младшей группе. На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи.

Сенсорное развитие детей. Игры с крахмаломСенсорное развитие детей. Игры с крахмалом Общеизвестная фраза :язык- это средство человеческого общения. Но только ли с помощью языка ребенок общается с миром? Ведь коммуникации,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры во второй младшей группе
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 19:16
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная работа «Дерево дружбы»
Здравствуйте! Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию коллективную работу "Дерево дружбы". Со старшей группой сделали плакат посвященный дню...
Фотоотчет о театрализованном представлении «Ленивая Марфа»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с театрализованного представления "Ленивая Марфа"....
Сценарий мероприятия «30 сентября — День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических...
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника по ПДД в форме совместной НОД с детьми и родителями...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...