МААМ-картинки

Дидактические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста

Алина Саветина
Дидактические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста

Дидактические игры направленные на формирование

грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Морфология

Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Публикация «Дидактические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры : детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал:

- У меня красный шар.

- А у меня красные шары (ребенок).

Игра «Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры : детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал:

- У кого большой хобот?

- У кого пушистый хвост?

- У кого нос пяточком?

- У кого длинные уши?

- У кого есть копыта?

Словообразование

Игра «Закончи предложение».

Цель: формирование умения подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Наглядный материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную-поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки,под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Игра «Назови ласково».

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Наглядный материал: мяч

Ход игры : воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и изменяет фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

Снег белый – снежок беленький.

Синтаксис

Игра «Составь описание»

Цель: Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Ход игры:

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)

Игра «Подбери признак»

Цель : учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры :воспитатель называет слово и задает вопросы (какой, какая, какие, какое), ребенок отвечает.

Например :

Куртка (какая) – красная, зимняя, теплая ….

Сапоги (какие) –зимние,темные ….

Шарф (какой)

Перчатки (какие)

Туфли (какие)

Шуба (какая)

Рубашка (какая)

Дидактические игры, направленные на формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.

1. Игра «Один – много»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры : Детям демонстрируется картинка с изображением одного предмета и предлагается найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал:

- У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу».

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Учить детей образовывать формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Наглядный материал: Предметные картинки и сюжетная картинка.

Ход игры : На доску вывешивается сюжетная картинка «Лес», дети рассматривают картинку, а воспитатель постепенно вывешивает вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал:

- В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

Дидактические игры, направленные на формирование синтаксического строя речи у детей дошкольного возраста.

1. Составь описание

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Ход игры:

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)

2. Скажи точнее

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Ход игры:

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

Дидактические игры, направленные на формирование словообразовательного строя речи детей дошкольного возраста.

1. Продукты питания

Для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Цель: Расширять предметный словарь и словарь признаков по теме: «Продукты питания».

Ход игры:

Воспитатель: Я произнесу 3 слова, а вы назовете 2, похожих по звучанию, родственных слова:

САХАР - ЛИСИЦА - САХАР-НЫЙ

(воспитатель голосом и паузой выделяет словообразующую частицу «ный»)

Дети: САХАР - САХАР-НЫЙ

Воспитатель: Послушайте еще раз, как звучат эти слова.

САХАР - САХАР-НЫЙ

Что общего в их звучании? Какая часть слова повторяется?

Дети: «САХАР».

Воспитатель: Чем не похожи эти слова по звучанию?

Дети: «НЫЙ».

2.«Кто что делает?»

Для тетей младшего дошкольного возраста.

Цель: Учить детей понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т. п.).

Оборудование:

Картинки с изображением действий.

Ход игры:

Ребенок называет, что делает мальчик (девочка, что сделал мальчик (девочка).

Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т. д.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растений детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растении детей дошкольного возраста. (картотека основана на книге: Дрязгуновой В.

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаДидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2020 в 16:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД