Нелля Ткаченко
Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический материал для ознакомления
с составом числа из единиц в старшей группе.
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о составе числа в пределах первого пятка.
ЗАДАЧИ:
- закрепить,-
- представления о числах и цифрах в пределах первого пятка;
- развивать,-
- представления, что все числа составляются из единиц;
Публикация «Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Состав числа. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- представления, что количество единиц в разных числах различно;
- внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;
- мелкую моторику;
- воспитывать,-
- организованность;
- сосредоточенность;
- интерес к математическим играм;
Счетная деятельность у детей пятилетнего возраста в процессе систематического обучения уже объективно совершенна. Изучение состава числа из единиц в старшей группе – это подготовка к освоению вычислительного приема – присчитыванию и отсчитыванию по единице.
Изучение состава чисел из единиц необходимо начинать от анализа состава множества из элементов к составу числа из единиц, при этом надо быть последовательным, не торопиться, именно с пятка – с каждого числа –от 2 до 5 (2,3,4,5). В качестве наглядного материала подбирается группа одного вида предметов, в которой каждый отличается друг от друга качественными признаками (например, цветом, размером). Так же, в последующем, используются предметы, объединенные одним понятием, например, игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели и т. п. Наряду с сюжетными предметами можно использовать модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины и величины и т. д.
Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как эта группа составлена, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число 4 составлено так : 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый кружок, 1 синий кружок – всего 4 кружочка».
Пересчитав 4 кружочка, ребенок должен рассказать, как составлено «это четыре», подчеркивая количественный состав : один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре.
Предлагая детям выполнять задания с различными видами групп предметов, надо просить рассказывать, как составлена группа, сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы и их количество. Постепенно от более конкретных вопросов надо переходить к общим – «Сколько ты взял? Сколько … всего? Как у тебя получилось… (например, 5, карандашей?»
Изучая количественный состав числа из единиц, надо обратить внимание детей, что единица может отражать не только отдельный предмет, а может быть отражением целой группы предметов. Например, предложить детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-
- Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей».
- Назовите цвет и количество частей данного множества. («В данном множестве три части разного цвета: одна часть – треугольники красного цвета, одна – треугольники синего цвета, одна – треугольники зеленого цвета. Всего три части».
- Из скольких единиц состоит число три? («Из трех отдельных единиц»).
В данном задании дети должны осознать, что единица может отражать не только один отдельный предмет, но и одну группу предметов.
В процессе ознакомления детей с составом числа из единиц, можно использовать словесные упражнения,-
- на полянке собрались лесные животные: один заяц, один ежик, одна белочка. Сколько всего собралось животных на полянке в лесу? По сколько разных лесных животных собралось на полянке и т. д.
И другие задания, например,-
- подберите пять треугольников разного цвета;
- нарисуйте три разные геометрические фигуры;
- поставьте на стол четыре разные куклы и тд.
Ознакомление детей с составом числа идет в последовательной системе занятий, что создает условия для образования новых связей, формирующих знания детей о количественном составе, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.