Татьяна Коробицына
Дидактическое пособие «Дидактический речевой коврик» Пособие предназначено для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития развитие связной, лексико-грамматической и звуковой культуры речи.
Используемые материалы: ковролин, фетр.
Описание пособия
Пособие «Дидактический речевой коврик» состоит из ковролиновой основы, большого количества съемных деталей из фетра на контактной ленте и магнитовиниле, печатного материала в виде карточек.
Публикация «Дидактическое пособие „Дидактический речевой коврик“ Пособие предназначено для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Развивающий коврик своими руками
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Пособие предназначено для детей 4-7 лет. Пособие можно использовать в индивидуальной и фронтальной работе.
В зависимости от возраста детей подбираются варианты игр и упражнений.
Коврик можно использовать на столе или закреплять на доске или ковролине.
Материал пособия
1. Алфавит из фетра
2. Линейка «Определение место звука», фишки обозначения звуков, полоски «Составление схемы предложения» .
3. Звуковые домики.
4. Веселый паровозик и вагончики «Определение места звука в слове», «Количество слогов в слове».
5. Веселая Улитка «Определение количества слогов в слове».
6. Фигурки и геометрические фигурки разного размера из фетра.
7. Рыбки «Читаем слоги и слова»
Содержание дидактического пособия
Игра «Звуковые домики. Определи звук»
Цель: развитие фонематического слуха, формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки.
Вариант 1.
Ход. Воспитатель произносит звук, предлагает определить какой это звук -гласный или согласный, взять фишку нужного цвета и поместить ее в нужный домик.
Вариант 2.
Ход. На ковролине выставляются фигурки на изучаемый звук. Дети называют этот звук, определяют его место в слове (линейка «место звука в слове», называют какой это звук, гласный или согласный. Помещают фишку нужного цвета в нужный домик.
Игра «Веселый паровозик «Определение места звука в слове»
Цель: развивать фонематического слуха, определять позицию звука в слове.
Ход. Во время игры детям раздаются карточки на печатной основе с названием на определенный звук или на ковролине выставляются фигурки из фетра на определенный звук. Дети называют картинку или фигурку из фетра. Определяют место заданного звука в слове и помещают картинку или фигурку в нужный вагончик: в первый, средний или последний вагончик.
Игра «Улитка. Сколько слогов».
Цель: развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза.
Вариант 1.
Ход. Детям раздаются карточки с картинки или на ковролине выставляются фигурки из фетра. На Улитке выставляется слоговая схема слова. Дети по очереди подбирают слова из своих карточек подходящие под слоговую схему на Улитке, называют слова, прохлопывают количество слогов.
Вариант 2.
Ход. Воспитатель показывает картинки. Дети произносят слова, прохлопывая количество слогов в слове. По очереди крутят «Ракушку» Улитки, подбирают слоговую схему.
Игра «Веселый паровозик и вагончики «Количество слогов в слове».
Цель: развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза.
Ход. Игра проводится аналогично игре «Улитка». Только картинки вставляются в кармашек на вагончике с соответствующим количеством окошек соответствующих количеству слогов в слове.
Упражнение «Читаем слоги, слова с рыбками»
Цель: знакомство с буквами, формирование первоначального навыка чтения слогов, коротких слов.
Ход.
Воспитатель предлагает поиграть с рыбками. К рыбкам крепятся буквы, слоги простых слов и произносятся слова: «Рыбки плавали, играли. Рыбки слоги собирали (слова рыбки собирали)».
Дети по желанию читают слоги, слова.
Упражнение на ориентировку в пространстве.
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, правильному употреблению предлогов;
учить составлять предложения с предлогами.
Вариант 1.
Ход. Воспитатель выставляет на ковролине ситуацию с помощью геометрических фигур. Дети говорят, что видят на ковролине. Например: «Большой зеленый квадрат находится на шаре».
Вариант 2.
Воспитатель выставляет на ковролине ситуацию с помощью геометрических фигур. Дети выставляют эту ситуацию с помощью фигурок. Составляют предложения с правильным употреблением предлогов.
Упражнение на звукобуквенный анализ и синтез.
Цель: совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза.
Ход. Детям раздаются картинки или выставляется фигурка на ковролине. Воспитатель предлагает выложить звукобуквенную схему слова на ковролине с помощью цветных фишек.
Упражнение «Составь предложение»
Цель: учить детей составлять предложение по заданной схеме;
учить детей составлять схему предложения с заданным словом.
Ход. 1. Воспитатель задает слово и выставляет схему предложения на ковролине, дети составляют предложение.
2. Воспитатель произносит предложение с заданным словом. Ребенок на ковролине выкладывает схему с помощью полосок.