Глитняк Ирина Николаевна
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДОразвивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Публикация «Дидактическое пособие „Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.
Многофункциональная ширма отвечает всем требованиям, предъявленным к предметно-развивающей среде группы :
Безопасность – ширма исключает травмирование об острые углы, удары, ушибы в результате неустойчивости, складывается в плоское состояние после игры
Насыщенность – наличие карманов обеспечивает достаточную заполняемость ширмы разнообразными атрибутами для игр.
Трансформируемость – ширма помогает изменить предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации, зонировать пространство, разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
Полифункциональность – наличие ширмы позволяет использовать предметы, не обладающие жестко закрепленным способом употребления, а также игрушек-заместителей (например, палочка вместо градусника)
Вариативность – для обеспечения вариативности ширма имеет несколько панно различного содержания, а наличие карманов дает возможность периодически менять атрибуты для игр.
Доступность – все дети имеют свободный доступ к ширме.
Основа ширмы изготовлена из экологически чистого материала – дерева. Состоит из двух рам. К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, так как закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.
Имеются дополнительные элементы к театрализованным и сюжетно-ролевым играм и упражнеиям, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы.
Рассмотрим части ширмы с другой стороны.
Первая секция ширмы :
Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время ООД и СОД, а также в самостоятельной деятельности (СД, для демонстрации дидактических картин, наглядного пособия, различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира, Ф. Э. М. П., развитие речи, обучение детей грамоте.
Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления с/р игры с помощью иллюстраций на разные тематики.
Вторая секция ширмы :
Эта часть имеет шторки и карманы из ткани, которые при необходимости увеличиваются. В них можно положить атрибуты для театрализованных игр или инсценировки.
Данная секция ширмы предназначена для показа театрализованных игр с разными видами кукол.
Кроме этого секцию можно использовать для развития мышления, мелкой моторики рук детей, так как в нижней части ширмы находятся карманы со шнуровками, ленточками, пуговицами, «молниями».
Наличие многофункциональной ширмы в группе способствовало созданию благоприятных условий для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей, а также творческой активности в различных видах деятельности.
Данное пособие стало обучающим пособием с интересными элементами, позволяющими решать обучающие, развивающие воспитательные цели и задачи.
Кроме этого ширма способствовала развитию мелкой моторики рук, Ф. Э. М. П., ориентировке в пространстве.
Немаловажным считаю то, что наличие ширмы способствовало реализации гендерного подхода в воспитании детей.