Елена Юрьевна Шайхелисламова
Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособиепредназначено для работы с детьми 5-7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, а также во время самостоятельной деятельности детей для закрепления полученных знаний.
Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Пояснительная записка:
Публикация «Дидактическое пособие „Музыкальная пирамида“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2016
Пособие многофункционально. Представляет собой 3 пирамиды с 4 гранями, на каждой из которых имеется свой сюжет. Игры можно объединить и единым сюжетом, имеются правила, игровые действия. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме познакомиться с музыкальными жанрами, профессиями, театральными искусствами, и затем уже выполнить задание. В основу каждого пособия положены определенные задачи. Данным дидактическим пособием могут пользоваться не только музыкальные руководители, но и воспитатели.
I-я пирамида. Музыкальные жанры.
Представляет собой пирамиду, состоящую из четырех граней. На одной грани изображены животные, которые поют, танцуют и маршируют.
На другой грани изображены инструменты, которые соответствуют озвучиванию песни, танца, марша.
На следующей грани – прямоугольники красного, голубого и зеленого цвета.
И последняя грань – ритмические рисунки, которыми можно прохлопать песню, танец или марш.
Цель: формировать у детей понятия о жанрах музыки.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить отвечать на вопросы;
- учить различать понятия «песня», «танец», «марш»;
- каждому жанру подобрать соответствующий музыкальный инструмент, объясняя свой выбор.
2. Развивающие:
- развивать представления о жанре и цвете;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- развивать ритмические навыки.
3. Воспитывающие:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ход игры. После ознакомления на музыкальных занятиях с понятиями «песня», «танец», марш», проводится данная дидактическая игра для закрепления темы. Детям показывается грань пирамиды с изображением животных и педагог задает вопрос: «Что они делают?» Дети должны ответить, кто из них поет, кто марширует, а кто танцует.
Далее педагог показывает грань с музыкальными инструментами и задает вопрос: «На каком инструменте можно было бы озвучить песню? Танец? Марш?» дети отвечают.
Следующая грань – цвет. Вопрос: «Какой цвет соответствует песне? Танцу? Маршу?»
И последняя грань – закрепление еще и ритмических навыков. Вопрос: «Покажите и прохлопайте ритм, соответствующий каждому жанру». Последнее задание дети выполняют индивидуально.
II-я пирамида. Музыкальные профессии.
Эта пирамида также состоит из четырех граней и предназначена для закрепления понятия «музыкальные профессии».
На первой грани представлены профессии: композитор, дирижер, музыкант.
На следующей грани – виды деятельности композитора, музыканта, дирижера. Музыкант – играет на музыкальном инструменте, дирижер – дирижирует оркестром или хором, композитор – пишет музыку.
Следующая грань – что необходимо в работе композитору, музыканту, дирижеру. Дирижеру нужна дирижерская палочка, музыканту нужны ноты и инструмент, на котором он будет исполнять произведения, а композитору необходим музыкальный инструмент, за которым он будет сочинять музыкальные произведения.
И последняя грань покажет что нужно, чтобы эти профессии реализовывались. Композитору нужен исполнитель, который исполнит его произведение, музыканту нужны зрители и сцена, где он сможет выступать, а дирижеру нужен оркестр, которым он сможет руководить.
Цель: познакомить детей с музыкальными профессиями.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить верно формулировать ответы на вопросы;
- учить различать понятия «композитор», «музыкант», «дирижер»;
- учить детей понимать важность каждой профессии в отдельности и тесную взаимосвязь этих профессий между собой.
2. Развивающие:
- развивать представления о направленности каждой профессии;
- развивать представления детей о значимости данных профессий.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру мировоззрения и восприятия окружающего мира.
Ход игры. Эта игра проводится с детьми старшего и подготовительного возраста после ознакомления на музыкальных занятиях с данными профессиями. Принцип игры такой же, как у предыдущей: вопрос, ответ.
III-я пирамида. Театральные искусства.
Пирамида предназначена для ознакомления детей с театральными искусствами.
Первая грань знакомит детей с такими театральными искусствами, как опера, балет, оперетта.
Следующая грань знакомит детей с тем, что делают в опере, балете, оперетте. В опере – поют, в балете – танцуют, в оперетте – поют и говорят.
Следующая грань знакомит детей с костюмами, которые используют артисты оперы, балета и оперетты. Можно познакомить детей с их названиями.
И последняя грань – знакомство детей с существующими детскими операми, балетами и опереттами.
Цель: познакомить детей с видами театральных искусств.
Задачи:
1. Обучающие:
- дать понятия театральных искусств;
- учить различать такие виды искусств, как «опера», «балет», «оперетта»;
- познакомить детей с детскими операми, балетами, опереттами.
2. Развивающие:
- развивать представления о направленности различных видов искусств;
- развивать творческое мышление.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения.
Ход игры. Дидактическая игра предназначена для детей подготовительной группе. Ее можно использовать на музыкальных занятиях при ознакомлении детей с театральными искусствами, а можно и после изучения на занятиях, в качестве закрепления в самостоятельной деятельности в группе. При ознакомлении с последней гранью, можно прослушать с детьми отрывки из этих произведений или посмотреть и послушать.
Данную пирамиду можно использовать на нескольких занятиях, чтобы у детей лучше усваивался новый материал.
Заключение. Все пирамиды выполнены из картона, грани обклеены цветной самоклейкой. Основание пирамиды выполнено из тонкого деревянного полотна на это основание они все насаживаются и в таком виде она хранится в музыкальном уголке группы.
На фото представлены каждая пирамида по отдельности, чтобы было понятно, как они выглядят.
Данное дидактическое пособие очень нравится детям, и воспитатели с удовольствием изучают ее вместе с детьми в свободное время. Преимущество пирамиды в том, что ее можно увеличивать в зависимости от возраста и изучаемых тем. Причем не только музыкальной тематикой, но и любой другой.