Получи документы

Дидактический материал для 4 класса по русскому языку

Давыдова Ольга
Дидактический материал для 4 класса по русскому языку

КАРТОЧКИ

1. Переносное значение слова 1

2. Синонимы 3

3. Антонимы 4

4. Главные члены предложения 6,8

5. Алфавит 7

6. Однокоренные слова, корень 9,10

7. Ударение, приставка 10

8. Части речи 11

9. Непроизносимая согласная 15

10. Род имен существительных 16,17,18

11. Связь существительного с прилагательным 20

12. Имя прилагательное 21

13. Род имен прилагательных 22

14. Число имен прилагательных 23

15. Время глаголов 24

16. Предлоги 25

17. Вставь пропущенные буквы 2,5,9,14,19,26

КАРТОЧКИ

1. Однородные члены предложения 27,28,30

Публикация «Дидактический материал для 4 класса по русскому языку» размещена в разделах

2. Грамматическая основа 28

3. Знаки препинания 29,31,32,34

4. Сложное предложение 33

5. Члены предложения 35

КАРТОЧКИ

1. Род имен существительных 36

2. Падеж, падежные окончания 37,38,39,40,41,50,51,52

3. Склонение 42,43,44,45,46,47

4. Ь в существительных 3-го скл. 48,49

5. Число и падеж 53

6. Падежные предлоги 54,55

7. Склонение и падеж 56

КАРТОЧКИ

1. Связь имен прилагательных и существительных 57,59

2. Род имен прилагательных 58,64,66,67,69

3. Падеж, падежные окончания 60,61,62,63,65

4. Число 68

5. Изменить прилагательное 70,71

КАРТОЧКИ

1. Лицо 72,75

2. Падеж 73

3. Лицо, число, падеж 74

4. Местоимение и предлог 76

КАРТОЧКИ

1. Найти глаголы 79,82

2. Время 77,78,80

3. Неопределенная форма 81

4. Спряжение 83,84,85,87,88,89,92,93

5. Время, лицо, число, спряжение 86,95,96,97

6. Изменить глаголы 90

7. Лицо 90,91,94

Карточка №1

4 класс. Повторение.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни двумя чертами слова, которые употреблены поэтом в переносном значении.

Опять заря см. яться стала,

Про ноч. забыли н. беса,

И переливно задр. жала

На свежей зел. ни р. са.

Карточка №2

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

В. лна б. жит за в. лной. По морю л. тит на всех парусах к. рабль.

Со. нце л. скает море теплыми луч. ми. По берегу идет босоно-гий мальчик. Море п. ет ему свою в. селую песню. Быстрокрылые чайки з. вут его в д. лекое путешествие.

Карточка №3

4 класс. Повторение.

Прочитай слова, спиши из каждого ряда те из них, которые являются синонимами.

Думать, мыслить, размышлять, решать.

Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.

Большой, крупный, гигантский, замечательный.

Молчаливый, неразговорчивый, немногословный, болтливый, безмолвный.

Карточка №4

4 класс. Повторение.

Подбери антонимы к данным словам.

Верность –, грубость –, доброта –, жадность –, не-справедливость – … .

Слова для справок: справедливость, вежливость, неверность, жестокость, щедрость.

Карточка №5*

4 класс. Повторение.

Прочитай. Соедини части пословиц. Вставь пропущенные буквы.

Нет друга – ищи, а имей сто друзей.

Дружба верна не лест. ю, а т. варища выручай.

Старый дру. а тот, кто пом. гает.

Друз. я п. знаются а нашел – бер. ги.

Не тот друг, кто потакает, а правдой и честью.

Сам пр. падай, лучше новых двух.

Не имей сто рублей, в беде.

Карточка №6

4 класс. Повторение.

Прочитай предложения. Спиши. Подчеркни в них главные чле-ны. Над выделенными буквами укажи звуки, которые они обознача-ют.

В моём саду растёт старая яблоня. Её посадили ребята. Осенью ребята снимут богатый урожай яблок.

Карточка №7

4 класс. Повторение.

Прочитай. Среди данных слов выбери названия явлений приро-ды. Запиши их в алфавитном порядке.

Дом, гроза, работа, метель, дорога, дождь, снегопад, гололеди-ца, забор, мороз, путешествие, гром, иней, приключение, роса.

Карточка №8

4 класс. Повторение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св. тились осенние лист. я. за ноч. сад сбросил сухую л. ству. Она л. жала на з. мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач. лась ос. нь.

Карточка №9

4 класс. Повторение.

Прочитай текст. Подбери к тексту заглавие. Вставь пропу-щенные буквы. Найди однокоренные слова и выдели в них буквы.

Кора м. лодой б. резы темная. Прож. вет береза несколько лет, и к. ра поб. леет.

Пл. ды б. рез часто называют с. менами. Но это мал. нькие орешки. У каждого орешка два мал. еньких крылышка. Ветер может ун. сить л. тучие пл. ды очень д. леко. Уп. дут крылатые орешки в землю. И начинают расти новые б. резки.

Карточка №10

4 класс. Повторение.

Прочитай. Поставь ударение в словах, вставь пропущенные буквы. В выделенных словах обозначь приставки.

Два м. лодых п. тушка п. дрались, и один поб. дил. Поб. ежденный забился под сарай, а поб. дитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил он крикуна и унёс к себе на ужин.

Карточка №10

4 класс. Повторение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова и выдели в них корень.

Лисья семья

Недалеко от д. ревни л. сок. В овраге между к. рнями с. сны глубокая н. ра. В ней ж. вёт л. са и четверо л. сят. Поймала л. са зай-чонка. Б. жит осторожно, хвост по з. мле распустила, сл. ды заметает. Бросила зайчонка в н. ру л. сятам и л. гла у входа. О. дыхает, а сама прислушивается. Ст. рожит л. сят.

Карточка №9

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

В. да, л. сник, з. мляника, сн. жки, т. жело, з. лёный, м. ря, л. сичка, в. ренье, с. довник, цв. ты, к. рмушка, б. льница, р. ка.

Карточка №11

4 класс. Повторение.

Прочитай текст.

Синички

Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка.

Я заметил, что ветер несёт на меня опилки. Скоро я увидел, что маленькие синички стучали носами по сухому дереву. Они добывали себе насекомых в гнилой древесине.

Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.

Выпиши из текста существительные, прилагательные и гла-голы по образцу:

Существительные: Прилагательные: Глаголы:

соринка маленькие попала

Карточка №14

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

Пов. р, п. левой, сн. жок, с. лёный, в. сёлый, п. лянка, стр. лы, р. чушка, з. мелька, з. мушка, ст. ловая, ст. руха, скв. рец, цв. тущий, л. сёнок, л. сточек, ст. ричок.

Карточка №15

4 класс. Повторение.

Вставь в словах, где нужно, букву Т, объясни.

Бессовес. ный, горес. ный, доблес. ный, завис. ливый, дре-вес. ный, лес. ной, крепос. ной, мес. ный, телес. ный, ус. ный, со-глас. но.

Карточка №16

4 класс. Повторение.

Определи род имен существительных.

Пёс, щенок, овчарка, собака, река, озеро, море, пруд, ель, то-поль, дерево, берёза, гусь, гусыня, гусёнок, мальчик, юноша, дядя, дедушка, отец, папа, мама, мать, ребёнок, дитя, весна, лето, осень, день, ночь, утро, варенье, повидло, джем.

Карточка №17*

4 класс. Повторение.

Прочитай пословицы. Найди имена существительные, опре-дели из род. Выпиши только существительные среднего рода.

Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью. Маленькое дело лучше большого безделья. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Карточка №18

4 класс. Повторение.

Запиши, вставляя пропущенные буквы, слова в три столбика. В первый столбик напиши имена существительные женского рода, во второй – мужского, в третий – среднего рода.

М. локо, м. рковь, м. рковка, ябл. ко, ябл. ня, яг. да, яг. дник, сах. р, п. м. дор,. гурец, кр. пива, пш. ница, р. бина, к. ртофель, к. ртошка, щ. вель.

Карточка №19

4 класс. Повторение.

Прочитай пословицы и поговорки. Вставь, где нужно, пропу-щенные буквы.

Скупой богач. б. днее нищего. Лучше горькая правда, чем кр. сивая лож.. День да ноч. – сутки прочь. Своего д. тёныша грач. называет беленьким, а ёж. – мягоньким.

Карточка №20

4 класс. Повторение.

К существительным подбери подходящие по смыслу прилага-тельные.

Прибыл (скорый, быстрый, торопливый) поезд. Папа надел на рыбалку (старую, древнюю, старинную) шляпу. Стояла (горячая, жаркая, знойная) погода. Пирог получился (мокрый, сырой, влаж-ный). Мама надела (долгое, длинное) платье. От фонтана летели (во-дяные, водные, водянистые) брызги.

Карточка №21*

4 класс. Повторение.

Прочитай. Какие прилагательные употреблены неправильно? Исправь ошибки.

Дети пошли в игральную комнату. Я играл в футбол с соседним мальчиком. Ах, как надоел этот рыбий суп! Сытый кот свернулся клубочком и задремал.

Карточка №22

4 класс. Повторение.

Измени прилагательные по родам, допиши окончания. Укажи род, выдели окончания прилагательных.

Дружн. класс, дружн. семья, дружн. семейство; спел. рожь, спел. яблоко, спел. арбуз; зл. собака, зл. ветер, зл. животное; остр. ум, остр. слово, остр. боль; горяч. пора, горяч. блюдо, горяч. че-ловек.

Карточка №23

4 класс. Повторение.

Составь словосочетания с прилагательными и существи-тельными из скобок, изменяя прилагательные по числам. Вставь пропущенные буквы.

В. сёлый (каникулы, ст. ринный (часы, м. сной (консервы, лё. кий (санки, праз. ничный (торты, грус. ный (напевы, поз. ний (заморозки, ненас. ный (вечера).

Карточка №24

4 класс. Повторение.

Прочитай. Поставь глаголы в прошедшем времени. Вставь пропущенные буквы.

Прощание журавлей

В з. лотые осенние дни готовятся к. тлёту журавли. П. кружат они над р. кой и потянутся в дальние тёплые страны.

Через л. са, через п. ля, через шумные г. рода л. тят журавли. С высоты слышатся их прощ. льные г. лоса.

Карточка №25

4 класс. Повторение.

Спиши, вставляя нужные предлоги. Выдели окончания имён существительных.

Пойти … школу – прийти … школы

поехать … Минск – приехать … Минска

войти … автобус – выйти … автобуса

пойти … стадион – прийти … стадиона

Карточка №26

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

Хорошо, что снова лето,

снова со. нце высоко,

что в. да в пруду нагрета,

как п. рное мол. ко.

Х. р. шо, что рож. густая

голубую п. ёт р. су,

что встр. чают птич. и стаи

нас и в поле, и в л. су.

Карточка №27

4 класс. Предложение.

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте предложения с однородными членами. Какими членами предложения они являются?

Петух

Я с. дел во дворе на лавочке и см. трел на п. туха. П. тух разгу-ливал по мол. дой травке и кл. вал букашек. И алый гребень, и пуши-стый хвост, и точёные шпоры горели, сверкали, перел. вались на со. нце.

Карточка №28

4 класс. Предложение.

Прочитай текст. Выпиши из него предложения с однородны-ми членами, подчеркни в них грамматическую основу.

Лиса

Лиса не всегда строит себе нору. Она часто занимает чужую. Живут лисы в степях, в лесах и в горах. Лисы передвигаются быстро и ловко. Не каждая собака догонит лису.

Лисы – хорошие охотники. Мышиный писк они слышат за сотни метров.

Карточка №29

4 класс. Предложение.

Прочитай стихотворение. Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Какими членами предложения являются одно-родные члены? Подчеркни их.

Ост. рожно ветер

из калитки выш. л

постуч. л в. кошко

проб. жал по крыше.

Карточка №30*

4 класс. Предложение.

Прочитай, дополни предложения однородными членами.

Картофель,, … и … продаётся в овощном магазине.

В продовольственном магазине можно купить, … и …. Одежда,, … и … продаются в универмаге. Марки,, … и … можно купить на почте. А в хозяйственном магазине продаются ка-стрюли,, … и … .

Карточка №31

4 класс. Предложение.

Прочитай. Вставь пропущенные знаки препинания.

Он скучает по деревьям

по звенящему ручью

по скворечне по деревне

по соседу-воробью.

Карточка №32

4 класс. Предложение.

Прочитай. Вставь пропущенные знаки препинания.

Рано утром на рассвете

умываются мышата

и котята и утята

и жучки и паучки.

Карточка №33

4 класс. Предложение.

Прочитай. Найди два сложных предложения. Подчеркни в них главные члены.

Что такое айсберг?

Айсберги состоят из огромных глыб льда. Они плавают в морях и океанах. Льдины возвышаются над водой на несколько десятков или даже сотен метров. Подводная часть айсберга намного больше видимой. Айсберг занимает такую площадь, что на нём мог бы разместиться целый город.

Карточка №34

4 класс. Предложение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки пре-пинания.

Кошка

Кошка кралась в осенней тр. ве. Она затаивалась прыгала и опять садилась п. дстерегать добычу.

Потом она п. вернула в д. ревню и вся её дикость пропала. Даже шаги сделались д. машними. А потом я увидела её в сумерках около дв. ра. В т. мноте св. тились два з. лёных фонарика.

Карточка №35

4 класс. Предложение.

Прочитай. Разбери по членам предложения.

Стаи птиц улетают

прочь за синее море,

все деревья блистают

в разноцветном уборе.

Карточка №36

4 класс. Имя существительное.

Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы. Укажи род имён существительных.

Слово – сер. бро, м. лчанье – зол. то. Видна птица по п. лёту. Учен. е – путь к умен. ю. Правда в огне не горит, в в. де не тонет. Т. рпенье и тру. всё перетрут. Без труда не вынешь и ры. ку из пруда.

Карточка №37

4 класс. Имя существительное

Измени существительные по падежам. Запиши, поставь в словах ударение, выдели окончания.

И. (Кто? Что) сосна, слон

Р. (Кого? Чего) ___

Д. (Кому? Чему) ___

В. (Кого? Что) ___

Т. (Кем? Чем) ___

П. (О ком? О чём) ___

Карточка №38

4 класс. Имя существительное

Измени существительные по падежам. Запиши, поставь в словах ударение, выдели окончания.

И. (Кто? Что) берёза, кот

Р. (Кого? Чего) ___

Д. (Кому? Чему) ___

В. (Кого? Что) ___

Т. (Кем? Чем) ___

П. (О ком? О чём) ___

Карточка №39

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь падеж су-ществительных, выдели их окончания.

За деревней т. нулась роща. У рощи собирались дети. Через рощу прох. дила тр. пинка. Дети х. дили в рощу за цв. тами.

Карточка №40

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь, где это нужно пропущенные буквы. К вы-деленным формам слова поставь вопросы. Обозначь падеж.

Врач. вош. л в комнату и увидел кроватку. Кроватка ст. яла в углу комнаты. В кроватке лежал б. льной ребёнок. У кроватки с. дела мать. Врач. подошёл к кроватке. Он накл. нился над кро-ваткой и сказал, что у малыша ангина.

Карточка №41

4 класс. Имя существительное

Прочитай предложения. Укажи падеж выделенных суще-ствительных. Подчеркни главные члены предложений.

1. Портфель лежал на столе. Наташа сложила учебники в портфель.

2. Мама повесила пальто сушить. Пальто немного промокло под дождём.

3. Саша повесил полотенце на верёвку. Полотенце быстро высохло.

Карточка №42

4 класс. Имя существительное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение.

С. лдат, д. рога, путь, сч. стье, рад. ость, юн. ша, нитка, нить, зеркало, с. бака, м. рковка, м. рко. ь, к. ртошка, к. ртофель, реч., плащ, шалаш, шинель, медаль, рояль.

Карточка №43

4 класс. Имя существительное

Вспомни и запиши в столбик по четыре существительных каждого склонения.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

… … …

… … …

… … …

… … …

Карточка №44

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Найди в тексте имена существительные 1-го склонения, выдели окончания. Укажи их род, число, падеж.

Дедушка Дуров всю жизнь работал в цирке. Дети любили вы-ступления животных. Дуров научил собаку Рыжку решать задачу. Она показывала лапой на большой карте Чёрное и Белое моря.

Карточка №45

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена су-ществительные 2-го склонения.

Воскр. сенье, ф. враль, в. гон, дождь, здоров. е, врач, сах. р, гор. зонт, в. кзал, зол. то, ал. ея, морковь, пятница, огород, женщ. на, муж. ина, ч. ловек, инж. нер, п. льто, ябл. ко, с. нтябрь.

Карточка №46

4 класс. Имя существительное

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Щавель, богатырь, печ., пальто, л. донь, воскресен. е, медаль, ф. враль, мыш., рож., жизнь, помощ., б. рёза.

Карточка №47

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж суще-ствительных 3-го склонения.

К волку вдруг пришла б. да:

он кост. ю ч. ть не подавился.

Журавль свой нос по шею

засунул к волку в пасть,

и с трудност. ю б. льшою кость выт. щил,

и стал за тру. пр. сить.

Карточка №48

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь, где это нужно, букву Ь. Подчеркни суще-ствительные 3-го склонения.

Гараж., ключ., молодёж., печ., мыш., ландыш., сторож., ёж., калач., врач., вещ., тиш., доч., скрипач., грач. .

Карточка №49

4 класс. Имя существительное

Прочитай слова. Найди существительные 3-го склонения, со-ставь с ними словосочетания.

Образец: серая мышь.

Морковь, морковка, площадь, площадка, помощник, помощь, мышь, мышка, тетрадь, тетрадка.

Карточка №50

4 класс. Имя существительное

Составь и запиши словосочетания. Выдели окончания суще-ствительных и укажи падеж.

Подарить (дедушка, рассказать (подруга, показать (учитель-ница, помогать (мама, дать (собака).

Карточка №51

4 класс. Имя существительное

Прочитай слова из песенки. Вставь пропущенные буквы и укажи в скобках падеж существительных.

От улыбк. () станет всем св. тлей:

И сл. ну и даже маленькой улитк. ().

Так пускай повсюду на з. мле (,

Словно лампочки, включ. ются улы. ки!

Карточка №52

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж су-ществительных, выдели окончания.

Ты г. рдись своим отцом,

Знатным гражданин. м,

Но и сам будь м. лодцом,

А не только сын. м.

Карточка №53

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Составь из данных групп слов предложения, чтобы выделенные слова были в них первыми. Укажи число и падеж имён существительных.

В, пришли, мальчики, лес.

В, они, дупло, дереве, увидели.

Мальчик, старший, в, запустил, дупло, руку.

Орехи, в, были, дупле.

Это, домик, белки, был.

Карточка №54

4 класс. Имя существительное

Прочитай предложения. Вставь подходящие по смыслу пред-логи. Укажи падеж имён существительных.

Будь внимателен … словам. Обращайся почаще … словарям. Значение неизвестных слов ищи … толковом словаре. Если не знаешь, как пишется слово, не обойтись … орфографического словаря.

Карточка №55

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Поставь имена существительных в скобках в форму творительного падежа. Запишите текст.

Давай будем

Дружить друг с (друг)

Как птица – с (небо,

Как травы – с (луг)

Как ветер – с (море,

Поля – с (дожди,

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Карточка №56

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи склонение и падеж существительных.

Каждый где-нибудь ж. вё т:

Рыба – в речк., в норк. – крот,

За. ц – в пол., мыш. – в солом. ,

Я – в б. льшом кирпичном дом. .

Карточка №57

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай текст. Найди в нём прилагательные и существи-тельные, к которым они относятся. Подчеркни прилагательные волнистой линией, существительные – одной чертой. Выдели окон-чания прилагательных.

Светлячок

Была тёмная ночь. В глубокой траве светится зелёный огонёк. Мы разглядели в высокой траве маленького червячка. Он казался крошечным фонариком. В тёплые летние дни вдоль тропинки много маленьких светлячков. Тёмная трава украшена зелёными огоньками.

Карточка №58

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай слова. Подбери к данным прилагательным имена существительные и запиши их в виде словосочетаний. Обозначь род прилагательных, выдели окончания.

Образец: серебристый иней.

Прозрачная, глубокое, красный, тихий, звёздная, солнечное, дождливая, разноцветная.

Карточка №59

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Дополни текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Вставь пропущенные буквы.

Зима

Пришла … зима. Стоят … морозы. Земля п. крылась … снегом. Спит … лес. В … снег спрятались …ёлочки. … мороз сковал воду в озер.. … жители давно готовы к зиме.

Для справок: морозная, крепкие, зимний, пушистым, сильный, лесные.

Карточка №60

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имён прилагательных. Укажи падеж имён прилагательных.

По опушкам среди б. рёз прячутся в тр. ве крепк. б. ровики, розовеют млкр. сыроежки. Словно мал. ребята, толпятся красного-лов. подосиновики. Важно стоят нарядн. мухоморы.

Карточка №61

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных и укажи их падеж.

В зеркало залива

Сонный лес гл. дит;

В чащ. молчаливой

Т. мнота л. жит.

Карточка №62

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных и укажи их падеж.

Улыбнулись сонные берё. ки,

Растр. пали шёлковые косы.

Ш. лестят з. лёные серё. ки,

И горят серебряные росы.

Карточка №63

4 класс. Имя прилагательное.

Просчитай. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Выдели окончания прилагательных и укажи падеж.

Утро в лесу

Было … утро. В … овраге журчал … ручей. В кустах заливался … соловей. В поле колыхалась … рожь. В воздухе слышалась … песня жаворонка. … солнышко всё выше поднималось по … небу.

Для справок: тёплое, лазурному, весёлая, голосистый, летнее, глубоком, золотистая, звонкая, прозрачный, яркое.

Карточка №64

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Допиши окончания имён прилагательных. Укажи их род, выдели окончания.

Древн. столица, дальн. дорога, прекрасн. пение, мелодичн. песня, местн. радио, интересн. экскурсия, зимн. пальто, ранн. капуста.

Карточка №65

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имён прилагательных.

Стояла ранн. весна. Вечерело. Я забрёл на топк. лесн. болото. В светл. сосняке леж. т снег. А в тёпл. ельнике сухо. Во-круг уд. вительная тиш. на. только дрозд на елов. верхушке высви-стывает л. ниво и звонко.

Карточка №66

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь имена существительные – названия дере-вьев. Выдели окончания прилагательных и укажи их род.

Коренастый, крепкий и могучий многолетний … .

Наклонилась над рекой грустная развесистая …. .

Всех прекрасней кудрявая, белоствольная … .

Карточка №67

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме. Укажи их род и падеж.

На небе появилась …. туча. Поднялся …. ветер. Хлынул …. дождь. Давно не было такого … дождя! Но вот туча пронеслась, и золотом стала переливаться …., …. Трава.

Для справок: сильный, молодая, сочная, огромный, обильный, проливной.

Карточка №68

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Запиши данные словосочетания во множественном числе. Выдели окончания имён прилагательных.

Жаркий день, короткая ночь, красивый цветок, быстрая река, ароматное яблоко, зелёный лист, быстрый ручей.

Карточка №69

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Допиши окончания прилагательных. Укажи их род, выдели окончания.

Берёза

Берёза – самое любим. русск. дерево. С глубок. древности у всех словянск. народов весной чествовали берёзу. Её украшали раз-ноцветными лентами, вокруг неё водили хороводы.

Сколько песен сложено о белоствольн., кудряв., стройн. бе-рёзе, сколько посвящено ей нежных стихов, сколько написано зна-менитых картин.

Карточка №70

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Поставь данные прилагательные в форме роди-тельного падежа. Выдели окончания. Составь предложение с одним из прилагательных в форме родительного падежа.

Яркий, красивое, лунный, вечерний, морской, песчаный, зим-ний, любимое, светлый, счастливое.

Карточка №71

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Раздели текст на предложения. Допиши окончания прилагательных и вставь пропущенные буквы.

Кончилась летн. ноч. над берёзов. рощей занимается утренн. заря тр. ва покрыта прохладн. росой уже проснулись певч. птицы скоро взойдёт тёпл. солнце.

Карточка №72

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Подчеркни местоимения, укажи их лицо. Найди предложение с тремя однородными сказуемыми.

Умная белочка

Однажды я собирал в лесу грибы и увидел белочку. Белочка долго бежала за мной. Я понял: она решила, что я срезал гриб, кото-рый принадлежит ей. Она страшно обиделась. Белка разрешила про-следить за мной и вернуть гриб. Я вынул из корзины боровик и по-ложил его на пенёк. Белочка подскочила к нему, схватила и понеслась прочь. Так мы помирились.

Карточка №73*

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Укажи падеж местоимений.

Увидел меня, приготовил для тебя, горжусь им, встретился со мной, беспокоюсь о нём, гуляю с ней, вспоминаю о тебе.

Карточка №74

4 класс. Местоимение.

Прочитай и отгадай загадку. В скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.

Ты () упала мне под ноги,

Растянулась вдоль дороги.

На меня () ты так похожа,

Будто я () шагаю тоже.

Т_ _ ь

Карточка №75*

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу местоимения. Ука-жи их лицо.

Карлсон прилетел.

Малыш услышал слабое жужжание. ___ становилось всё громче. Скоро мимо окна пролетел толстыйчеловечек. ___ за-медлил ход и сказал:

– Привет! Можно ___ здесь на минуточку приземлиться?

– Да, пожалуйста, - ответил Малыш и добавил: - А что, трудно ___ так летать?

– Ни капельки, потому что ___ самый лучший в мире ле-тун. Но ___ не советую, увольню, похожему на мешок с сеном, подражать ___ - важно произнёс Карлсон.

– Как ___ зовут? – спросил Карлсон.

– Малыш. А ___ ?

– А ___ зовут Карлсон!

– Привет, Карлсон! А сколько ___ лет? – спросил Ма-лыш.

– Сколько ___ лет? – переспросил Карлсон. - ___ мужчина в самом расцвете сил. Больше ___ ничего не могу сказать.

Карточка №76

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Подбери к местоимениям подходящие по смыслу предлоги. Подчеркни гласные в слабой позиции.

с тобой ___ меня ___ вам

___ тебя ___ мне ___ нас

___ тебе ___ мной ___ нами

Карточка №77

4 класс. Глагол.

Прочитай. Найди сложное предложение. Подчеркни главные члены сложного предложения, укажи время глаголов.

Ночь. Уснули улицы.

Тише, туча, тише!

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям,

Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер!

В окна не стучись.

Карточка №78

4 класс. Глагол.

Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Обо-значь время глаголов.

Жарко веет ветер душный,

Со. нце руки обожгло,

Надо мною свод в. здушный,

Словно син. е ст. кло.

Пру. л. ниво сер. брится,

Жизнь по-новому л. гла…

Кто сегодня мне приснится

В ле. кой сетке гамака?

Публикации по теме:

Дидактический материал по математике для учащихся 5 класса по теме «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000» Определите, можно ли к данному объекту применить правило умножение и деления десятичных дробей на 10,100,1000 и т. д. Объект признаки Вывод.

Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» Руководитель проекта: Пурклова Наталья Сергеевна МБОУ «Золотонивская СШ».

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов "Морфология" и "Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал для 4 класса по русскому языку
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 21:22
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД