Ирина Орагвелидзе
Дифференциация букв Ш и Ж
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
группа компенсирующей направленности для детей с ОНР (подготовительная)
учитель-логопед Орагвелидзе И. В.
Дифференциация букв Ш и Ж.
Программные задачи:
- развивать у детей: общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, диафрагмальное дыхание, звонкость и силу голоса, фонематический слух, восприятие, графомоторные навыки;
- учить подбирать слова к схемам более сложной слоговой структуры;
Публикация «Дифференциация букв Ш и Ж» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- закрепить графические и оптико-пространственные признаки букв Ж, Ш;
- обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом; формировать навыки написания слогов и слов с буквами Ж,Ш;
- познакомить с правилами написания жи, ши;
- продолжать формировать умение составлять предложения с опорой на графическую схему и делить их на слова;
Оборудование: зеркала, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, разрезные азбуки, тетради, карандаши, карточки (слоги и слова для чтения)
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Игра «Собери слово» : Венера, марс, Нептун, земля.
2. Упражнения на развитие общих речевых навыков
Развитие мимических мышц.
Любуемся собой: возмутились, нахмурились, удивились, обрадовались.
Развитие артикуляционной моторики:
— округлить губы при сближенных зубах; удержать под счет 1, 2, 3, 4, 5; повторить движения 1—5 раз;
— расслабление языка;
— обнять широким расслабленным языком верхнюю губу, верхние зубы, поднять к верхним альвеолам;
— удерживать напряженную «чашечку» языка снаружи рта, во рту (под счет);
— удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи.
Работа по развитию дыхания и голоса.
— Упражнение на автоматизацию нижнее диафрагмального дыхания
Выдох – вдох пауза шумный выдох
3. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят. Сжимают, разжимают кулачки.
Космонавт летит в ракете. Ладони соединены под острым углом.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит. Указательным и большим пальцем делают
«очки» возле глаз.
Видит сверху он поля, Загибают по одному пальцу.
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной. Ладонями изображают шар.
4. Объявление темы
Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы Ш и Ж
Игра «Четвертый лишний» На доску вывешивается наглядный материал:
• кувшин, кошка, лошадь, жук;
• желудь, чашка, жук, жираф.
Детям предлагается найти лишнюю картинку.
5. Работа со словами-паронимами.
- Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы должны запомнить слова со звуками ш и ж.
На десятом этаже
Жили буквы "ша" и "же".
То грустили, то смеялись,
То квартирами менялись.
Каждый час,
И вот что,кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили, А журавль рыбу жарил.
Десять сено ворошили. Шмель в кустах душистых шарил.
И сороки не тужили, И беседовал с ужами
У реки пожар тушили. Заяц, хлопая ушами.
- Какие слова со звуками [ш] и [ж] вы услышали, запомнили?
- Посмотрите на первую картинку и вспомните, что говорилось о воронах?
Что обозначает слово "ворожили"? (Гадали, колдовали).
А что обозначает слово "ворошили"? (Переворачивали, разбрасывали).
Как вы понимаете слова "не тужили"? (Не скучали).
- Какое другое слово, похожее вы услышали? (Мы услышали слово тушили).
Чем отличаются слова "тужили - тушили"? (Звуками ш-ж, значением слов).
Что обозначает слово "тушили"? (Заливали огонь водой).
Что нарисовано на этой картинке?
Вам понятно слово "жарил"?
А что обозначает слово "шарил"? (Искал. Шмель искал себе душистый цветок).
Какими звуками отличаются эти слова? (Звуками [ш-ж]).
- Прослушайте последние две строчки и назовите слова, которые отличаются одним звуком?
Кто такие ужи? (Змеи).
Чем хлопал заяц? (Ушами).
Что такое уши? (Часть тела).
Что мы можем сказать пронаблюдав за этими словами? (Эти слова отличаются звуками [ш, ж])
Обведите буквы "ша" и "же".
6. Знакомство с правилом ши и жи пиши с буквой И.
Логопед читает сказку дети рассматривают иллюстрации к сказке.
Однажды буквы Ш и Ж купались в реке. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны и буквы стали тонуть. Они закричали: «Помогите! Помогите!» На берегу лежали буква Ы и буква И. Толстая, важная буква Ы только подняла голову, посмотрела и продолжала лежать. А Буква И вскочила, бросилась на помощь. Протянула одну руку букве Ш, а другую — букве Ж и вытащила их на берег. С тех пор буквы Ш и Ж дружат с буквой И. Почему плачет буква Ы?
- Дети составляют из букв разрезной азбуки слова уши, ужи, машина, ножи, читают слоги, слова аналитико-синтетическим способом; предложения Это ужи. У зайца уши.
7. Итог: Над какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику этим звукам. С какой буквой познакомились?
Источники:
4. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных логопедических занятий в подготовительной к школе логогруппе.
5. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.
6. Цуканова СП., Бетц Л. Л. УЧИМ РЕБЕНКА ЕОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста