Надежда Лебедева
«Формирование экологических представлений дошкольников с использованием игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологических представлений дошкольников с использованием игровых технологий
В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю экологическое воспитание дошкольников.
Углублённо работаю по теме: «Формирование экологических представлений дошкольников с использованием игровых технологий».
Публикация «„Формирование экологических представлений дошкольников с использованием игровых технологий“» размещена в разделах
Выбор темы для меня неслучаен, так как природа окружает ребенка с ранних лет, она является источником новых знаний о природных явлениях и вообще окружающем мире. Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу использованию игровых технологий, считая их наиболее эффективным средством в экологическом образовании дошкольников.
Роль игровых технологий состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических представлений с использованием игровых технологий, я приступила к изучению научно-методической и психолого-педагогической литературы. Изучив данное направление, я пришла к выводу, что в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Для диагностики экологического воспитания детей использую «Комплексную диагностику уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой (средняя, старшая группы, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная к школе группа).
Для определения уровня экологической воспитанности провела диагностику по методике О. Соломенниковой.
Работу начала со средней группы.
Целью диагностики являлось определение уровня экологической воспитанности дошкольников на разных отрезках времени.
Задачи:
1) определить критерии уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
На начало обследования были получены следующие результаты: 0% детей - высокий уровень, 70,6% детей - средний уровень и низкий уровень – 29,4% детей. Это говорило о том, что есть необходимость повышать уровень экологических знаний у детей. Особое внимание нужно было уделить разделу: «Неживая природа», «Растения», и отношение к миру природы.
Исходя из результатов диагностики, были поставлены следующие задачи по воспитанию экологической культуры детей:
Разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологических знаний дошкольников:
Провести работу с родителями по экологическому воспитанию детей (индивидуальные беседы, консультации);
Дать рекомендации родителям по профилактике заболеваний детей (папка-раскладушка, консультация с медсестрой детского сада);
Апробировать разработанный комплекс.
Для решения этих задач был составлен перспективный план по разделу «Экологическое воспитание», организован кружок «Ручеек», составлен проект «Мы и природа», который реализовали в подготовительной группе.
Большое внимание уделили самостоятельной и экспериментальной деятельности детей, применению игровых технологий.
После проведенной работы анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показал что:
1. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших вначале низкие результаты.
2. Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой, в сознание детей сформировалось точное представление о предметах и явлениях природы. Что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
3. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
4. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны.
По результатам конечной диагностики видно, что дети усвоили программу по экологическому воспитанию на 100, из них 47,1% со средним уровнем усвоения, 52,9 с высоким уровнем усвоения.
Рекомендации: предложить родителям больше бывать с детьми на природе, обращать внимание на все природные явления, показывать своим примером положительное отношение к ней.