Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр

Светлана Никитченко
Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона.» Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Что же такое, мекая моторика и почему так важно развитие мелкой моторики рук для детей?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной, актуальна она и для подготовки детей к школьному обучению.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторикой: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д.,

Рука ребёнка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Мои наблюдение за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Работа по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста не просто имеет место быть, а должна проводиться систематически и не только воспитателями и логопедом, так же и родителями.

Я хочу представить вам несколько игр и пособий, которые вы можете изготовить самостоятельно и использовать в своих совместных играх с ребенком.

Замечательным способом развития мелкой моторики являются Пальчиковые игры и упражнения, как уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети проговаривают и показывают. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

«Снежинки»

Стою и снежинки ловлю на лету

Я зиму, и снег,

И снежинки люблю,

Но где же снежинки?

В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная

с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по ладони левой руки.

На вопрос сжать кулаки, на ответ —разжать

На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Мелкие потряхивания

Расслабленными ладонями.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту режем, режем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём,

Мы морковку трём, трём!

Напряжёнными ладонями

имитируем движения топора: вверх-вниз

Движения прямыми ладонями вперёд – назад.

Пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

Поочередно сжимаем пальцы в кулак и разжимаем.

Совершаем ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки.

Также развитию мелкой моторики рук способствует всем известная игра «Сделай бусы»

Составление бус из разных материалов (бусины, макароны, трубочки фломастеры, коктейльные трубочки, нарезанные разного размера). Я думаю, что все из вас знакомы с этим видом деятельности.

Ход игры:

Ребенку дают разноцветные трубочки, бусины, макароны, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать бусинки.

Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать в определенном порядке.

Следующий вариант игр для пальчиков «Веселые резиночки»

Затраты на изготовления этой игры минимальны, а результаты поражают. Дети отнеслись к этой игре с большим интересом. Обучающие же возможности огромны.

Оборудование: коробочка с цветными резиночками; картинки – образцы.

Ход игры:

1. Выставляем перед ребенком карточку-образец. Ребёнок должен её внимательно рассмотреть, затем ребенок самостоятельно надевает резиночки на пальчики соответственно картинке. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом. Ребенок проговаривает, на какой пальчик резиночку какого цвета он надевает.

2. Выполнение работы по речевой инструкции логопеда.

3. Показываем ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Затем убираем образец, и ребенок самостоятельно выполняет работу. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

4. Соревнования. Показываем детям образец 5-10 сек. Дети должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Затем убираем образец, и ребята самостоятельно выполняют работу. По окончанию работы дети сверяют полученный результат с образцом. Учитывается скорость и правильность выполнения.

Эта игра позволяет не только развивать мелкую моторику, но и память, мышление, логику, развивает речь, способствует быстрому запоминанию цветов и оттенков, а также детки в игре быстрее запоминают названия пальцев.

Первый вид сенсорных дорожек – «Дорожки с пуговицами»

Ребенок устанавливает пальцы на первой пуговке. Затем начинает пальцами передвигаться по сенсорной дорожке, от одной пуговки к другой. Для более интересного проведения данной игры используются фигурки девочки и мальчика, которые надеваются на кисть руки.

Мне кажется, что придумать дорожку можно для любого сюжетов и материалов очень много (разные пуговицы, мягкие шарики, поролон, мех, липучка, веревочки, шнурки). Вот только несколько примеров: Тропинка из пуговиц.

Ребенку можно предложить пройти по камушкам, по кочкам через болото. Пройти можно шагами, приставными шагами, переступая через одну кочку, не наступая на определенные цвета.

В дальнейшем можно предложить провести по тропинке слоника (сложив пальцы в положение «Слоник»)

Еще один вид работы с фигурками детей на руке – это хорошо известная игра «классики». В этой пальчиковой игре можно применять те же самые правила, что и в привычной, знакомой нам с детства! Вместо камушка можно использовать пуговицу.

Игра с прищепками «Кто что ест?»

Развивающую игру с прищепками «Кто что ест?», с фигурками животных и едой на прищепках можно активно использовать в сочетании с другими игрушками и карточками.

Из всего многообразия животного мира выбраны эти не случайно. Я учитывала современные программные требования, интересы и симпатии детей, а так же свои логопедические задачи. Например, мишка и мышка для развития фонематических процессов. Это классический и очень наглядный пример для различения согласных по твердости и мягкости. В игре мы можем называть их снова и снова, а ребенок учится обращать внимание на звуки и их значение для понимания смысла слова.

Для закрепления знаний хорошо использовать прием исправления ошибок, когда мы намеренно создаем ошибочную ситуацию и предлагаем ребенку исправить.

С этим набором можно не только изучать вкусовые предпочтения разных животных, но и вспомнить, кто, где живет.

Игрушки удобно крепятся на карточки или другие игрушки из фетра. Можно предложить малышу отвезти каждого зверя в свой дом. Кто поедет в лес? А кто в деревню? Правильно ли сели звери в поезд? Кто тут лишний?

На примере поезда мы можем тренировать память, попросив малыша запомнить, кто в каком вагоне едет. А так же тренироваться в порядковом счете.

Еще раз хочется отметить, что работа должна проводиться комплексно, для достижения максимального эффекта развития мелкой моторики рук наших детей.

Приятного творчества и веселых игр!

.

Публикации по теме:

Мастер-класс на конференции для родителей «Для чего нужна бумага?» Автор: Кушнерова В. Н. 24.04.2014г. г. Бородино Проблема: Из какой бумаги можно получить красивые распустившиеся цветы? Цель: Закрепить знания.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать» Консультация для родителей ранней группы "Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать" "Источники способностей и дарований детей.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение.

Пальчиковая гимнастика для детей Комплекс пальчиковой гимнастики №1. Потешка «Пальчик-мальчик». Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил С этим братцем щи.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников ЧЕРВЯЧКИ 2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять (перебираем.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки,.

Пальчиковая гимнастика для средней группы Пальчиковая гимнастика Средняя группа «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья.

Проект «Для чего нужна вода?» Тема проекта: «Для чего нужна вода?» Вид проекта: исследоавательско – творческий Продолжительность: среднесрочный Проблема: Ограниченность.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать?» Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Овощи
  • Домашние животные
Автор публикации:
Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр
Опубликовано: 23 января 2018 в 11:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» (вторая группа раннего возраста)
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» ( вторая группа раннего возраста) Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим...
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Щенок». Используемые технологии:...
Цель: Формирование умения детей рисовать в технике «сухая кисть» методом тычка, осваивая цветовую палитру: дополнительных цветов ( оранжевый) и оттенков (...
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...