Папки-передвижки

Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр

Светлана Никитченко
Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона.» Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Что же такое, мекая моторика и почему так важно развитие мелкой моторики рук для детей?

Публикация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика, Варианты игр» размещена в разделах

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной, актуальна она и для подготовки детей к школьному обучению.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторикой: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д.,

Рука ребёнка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Мои наблюдение за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Работа по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста не просто имеет место быть, а должна проводиться систематически и не только воспитателями и логопедом, так же и родителями.

Я хочу представить вам несколько игр и пособий, которые вы можете изготовить самостоятельно и использовать в своих совместных играх с ребенком.

Замечательным способом развития мелкой моторики являются Пальчиковые игры и упражнения, как уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети проговаривают и показывают. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

«Снежинки»

Стою и снежинки ловлю на лету

Я зиму, и снег,

И снежинки люблю,

Но где же снежинки?

В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная

с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по ладони левой руки.

На вопрос сжать кулаки, на ответ —разжать

На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Мелкие потряхивания

Расслабленными ладонями.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту режем, режем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём,

Мы морковку трём, трём!

Напряжёнными ладонями

имитируем движения топора: вверх-вниз

Движения прямыми ладонями вперёд – назад.

Пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

Поочередно сжимаем пальцы в кулак и разжимаем.

Совершаем ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки.

Также развитию мелкой моторики рук способствует всем известная игра «Сделай бусы»

Составление бус из разных материалов (бусины, макароны, трубочки фломастеры, коктейльные трубочки, нарезанные разного размера). Я думаю, что все из вас знакомы с этим видом деятельности.

Ход игры:

Ребенку дают разноцветные трубочки, бусины, макароны, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать бусинки.

Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать в определенном порядке.

Следующий вариант игр для пальчиков «Веселые резиночки»

Затраты на изготовления этой игры минимальны, а результаты поражают. Дети отнеслись к этой игре с большим интересом. Обучающие же возможности огромны.

Оборудование: коробочка с цветными резиночками; картинки – образцы.

Ход игры:

1. Выставляем перед ребенком карточку-образец. Ребёнок должен её внимательно рассмотреть, затем ребенок самостоятельно надевает резиночки на пальчики соответственно картинке. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом. Ребенок проговаривает, на какой пальчик резиночку какого цвета он надевает.

2. Выполнение работы по речевой инструкции логопеда.

3. Показываем ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Затем убираем образец, и ребенок самостоятельно выполняет работу. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

4. Соревнования. Показываем детям образец 5-10 сек. Дети должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Затем убираем образец, и ребята самостоятельно выполняют работу. По окончанию работы дети сверяют полученный результат с образцом. Учитывается скорость и правильность выполнения.

Эта игра позволяет не только развивать мелкую моторику, но и память, мышление, логику, развивает речь, способствует быстрому запоминанию цветов и оттенков, а также детки в игре быстрее запоминают названия пальцев.

Первый вид сенсорных дорожек – «Дорожки с пуговицами»

Ребенок устанавливает пальцы на первой пуговке. Затем начинает пальцами передвигаться по сенсорной дорожке, от одной пуговки к другой. Для более интересного проведения данной игры используются фигурки девочки и мальчика, которые надеваются на кисть руки.

Мне кажется, что придумать дорожку можно для любого сюжетов и материалов очень много (разные пуговицы, мягкие шарики, поролон, мех, липучка, веревочки, шнурки). Вот только несколько примеров: Тропинка из пуговиц.

Ребенку можно предложить пройти по камушкам, по кочкам через болото. Пройти можно шагами, приставными шагами, переступая через одну кочку, не наступая на определенные цвета.

В дальнейшем можно предложить провести по тропинке слоника (сложив пальцы в положение «Слоник»)

Еще один вид работы с фигурками детей на руке – это хорошо известная игра «классики». В этой пальчиковой игре можно применять те же самые правила, что и в привычной, знакомой нам с детства! Вместо камушка можно использовать пуговицу.

Игра с прищепками «Кто что ест?»

Развивающую игру с прищепками «Кто что ест?», с фигурками животных и едой на прищепках можно активно использовать в сочетании с другими игрушками и карточками.

Из всего многообразия животного мира выбраны эти не случайно. Я учитывала современные программные требования, интересы и симпатии детей, а так же свои логопедические задачи. Например, мишка и мышка для развития фонематических процессов. Это классический и очень наглядный пример для различения согласных по твердости и мягкости. В игре мы можем называть их снова и снова, а ребенок учится обращать внимание на звуки и их значение для понимания смысла слова.

Для закрепления знаний хорошо использовать прием исправления ошибок, когда мы намеренно создаем ошибочную ситуацию и предлагаем ребенку исправить.

С этим набором можно не только изучать вкусовые предпочтения разных животных, но и вспомнить, кто, где живет.

Игрушки удобно крепятся на карточки или другие игрушки из фетра. Можно предложить малышу отвезти каждого зверя в свой дом. Кто поедет в лес? А кто в деревню? Правильно ли сели звери в поезд? Кто тут лишний?

На примере поезда мы можем тренировать память, попросив малыша запомнить, кто в каком вагоне едет. А так же тренироваться в порядковом счете.

Еще раз хочется отметить, что работа должна проводиться комплексно, для достижения максимального эффекта развития мелкой моторики рук наших детей.

Приятного творчества и веселых игр!

.

Публикации по теме:

Мастер-класс на конференции для родителей «Для чего нужна бумага?» Автор: Кушнерова В. Н. 24.04.2014г. г. Бородино Проблема: Из какой бумаги можно получить красивые распустившиеся цветы? Цель: Закрепить знания.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать» Консультация для родителей ранней группы "Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать" "Источники способностей и дарований детей.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение.

Пальчиковая гимнастика для детей Комплекс пальчиковой гимнастики №1. Потешка «Пальчик-мальчик». Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил С этим братцем щи.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников ЧЕРВЯЧКИ 2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять (перебираем.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки,.

Пальчиковая гимнастика для средней группы Пальчиковая гимнастика Средняя группа «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья.

Проект «Для чего нужна вода?» Тема проекта: «Для чего нужна вода?» Вид проекта: исследоавательско – творческий Продолжительность: среднесрочный Проблема: Ограниченность.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать?» Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр
Опубликовано: 23 января 2018 в 11:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД