Светлана Никитченко
Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр
▼ Скачать + Заказать документы
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона.» Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
Что же такое, мекая моторика и почему так важно развитие мелкой моторики рук для детей?
Публикация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика, Варианты игр» размещена в разделах
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной, актуальна она и для подготовки детей к школьному обучению.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторикой: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д.,
Рука ребёнка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Мои наблюдение за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Работа по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста не просто имеет место быть, а должна проводиться систематически и не только воспитателями и логопедом, так же и родителями.
Я хочу представить вам несколько игр и пособий, которые вы можете изготовить самостоятельно и использовать в своих совместных играх с ребенком.
Замечательным способом развития мелкой моторики являются Пальчиковые игры и упражнения, как уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети проговаривают и показывают. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
«Снежинки»
Стою и снежинки ловлю на лету
Я зиму, и снег,
И снежинки люблю,
Но где же снежинки?
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
Как видно, ладошки мои горячи.
Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная
с указательного, по ладони правой руки.
Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по ладони левой руки.
На вопрос сжать кулаки, на ответ —разжать
На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Мелкие потряхивания
Расслабленными ладонями.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём,
Мы морковку трём, трём!
Напряжёнными ладонями
имитируем движения топора: вверх-вниз
Движения прямыми ладонями вперёд – назад.
Пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».
Поочередно сжимаем пальцы в кулак и разжимаем.
Совершаем ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки.
Также развитию мелкой моторики рук способствует всем известная игра «Сделай бусы»
Составление бус из разных материалов (бусины, макароны, трубочки фломастеры, коктейльные трубочки, нарезанные разного размера). Я думаю, что все из вас знакомы с этим видом деятельности.
Ход игры:
Ребенку дают разноцветные трубочки, бусины, макароны, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать бусинки.
Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать в определенном порядке.
Следующий вариант игр для пальчиков «Веселые резиночки»
Затраты на изготовления этой игры минимальны, а результаты поражают. Дети отнеслись к этой игре с большим интересом. Обучающие же возможности огромны.
Оборудование: коробочка с цветными резиночками; картинки – образцы.
Ход игры:
1. Выставляем перед ребенком карточку-образец. Ребёнок должен её внимательно рассмотреть, затем ребенок самостоятельно надевает резиночки на пальчики соответственно картинке. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом. Ребенок проговаривает, на какой пальчик резиночку какого цвета он надевает.
2. Выполнение работы по речевой инструкции логопеда.
3. Показываем ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Затем убираем образец, и ребенок самостоятельно выполняет работу. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
4. Соревнования. Показываем детям образец 5-10 сек. Дети должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Затем убираем образец, и ребята самостоятельно выполняют работу. По окончанию работы дети сверяют полученный результат с образцом. Учитывается скорость и правильность выполнения.
Эта игра позволяет не только развивать мелкую моторику, но и память, мышление, логику, развивает речь, способствует быстрому запоминанию цветов и оттенков, а также детки в игре быстрее запоминают названия пальцев.
Первый вид сенсорных дорожек – «Дорожки с пуговицами»
Ребенок устанавливает пальцы на первой пуговке. Затем начинает пальцами передвигаться по сенсорной дорожке, от одной пуговки к другой. Для более интересного проведения данной игры используются фигурки девочки и мальчика, которые надеваются на кисть руки.
Мне кажется, что придумать дорожку можно для любого сюжетов и материалов очень много (разные пуговицы, мягкие шарики, поролон, мех, липучка, веревочки, шнурки). Вот только несколько примеров: Тропинка из пуговиц.
Ребенку можно предложить пройти по камушкам, по кочкам через болото. Пройти можно шагами, приставными шагами, переступая через одну кочку, не наступая на определенные цвета.
В дальнейшем можно предложить провести по тропинке слоника (сложив пальцы в положение «Слоник»)
Еще один вид работы с фигурками детей на руке – это хорошо известная игра «классики». В этой пальчиковой игре можно применять те же самые правила, что и в привычной, знакомой нам с детства! Вместо камушка можно использовать пуговицу.
Игра с прищепками «Кто что ест?»
Развивающую игру с прищепками «Кто что ест?», с фигурками животных и едой на прищепках можно активно использовать в сочетании с другими игрушками и карточками.
Из всего многообразия животного мира выбраны эти не случайно. Я учитывала современные программные требования, интересы и симпатии детей, а так же свои логопедические задачи. Например, мишка и мышка для развития фонематических процессов. Это классический и очень наглядный пример для различения согласных по твердости и мягкости. В игре мы можем называть их снова и снова, а ребенок учится обращать внимание на звуки и их значение для понимания смысла слова.
Для закрепления знаний хорошо использовать прием исправления ошибок, когда мы намеренно создаем ошибочную ситуацию и предлагаем ребенку исправить.
С этим набором можно не только изучать вкусовые предпочтения разных животных, но и вспомнить, кто, где живет.
Игрушки удобно крепятся на карточки или другие игрушки из фетра. Можно предложить малышу отвезти каждого зверя в свой дом. Кто поедет в лес? А кто в деревню? Правильно ли сели звери в поезд? Кто тут лишний?
На примере поезда мы можем тренировать память, попросив малыша запомнить, кто в каком вагоне едет. А так же тренироваться в порядковом счете.
Еще раз хочется отметить, что работа должна проводиться комплексно, для достижения максимального эффекта развития мелкой моторики рук наших детей.
Приятного творчества и веселых игр!
.