Получи документы

Проект «Для чего нужна вода?»

Ольга Подузова
Проект «Для чего нужна вода?»

Тема проекта : «Для чего нужна вода

Вид проекта : исследоавательско – творческий

Продолжительность: среднесрочный

Проблема: Ограниченность детской экспериментальной деятельности, как средства познавательного развития, недостаточный запас знаний дошкольников, о значимости воды в жизни людей и в природе.

Степень разработанности проблемы: : Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афаасьева,» Н. А. Рыжова

Объект: Процесс исследования детьми воды.

Публикация «Проект „Для чего нужна вода?“» размещена в разделах

Предмет: Условия, созданные для проведения проекта. Формирование познавательного интереса путем экспериментирования с водой.

Актуальность: Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Формирование у детей знаний о различных явлениях должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека.

Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Вода подобна солнцу и воздуху необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.

Реализация проекта «Для чего нужна вода осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию один раз в неделю. Во время занятия проводится 1-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры- экпериментирования. Организация опытно- экспериментальной деятельности проходит в форме партнёрства взрослого и ребёнка.

Цель проекта : Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. как источника жизни человека и всего живого на Земле. Развитие у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Задачи:

1. Создать условия для детской экспериментальной деятельности.

2. Расширить и углубить знания и представления у детей об окружающем мире, в частности о воде.

3. Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Гипотеза: в ходе проекта «Для чего нужна вода у детей расширится представление о значении воды для природы и человека, разовьётся познавательно- исследовательская деятельность, пополнится словарный запас.

Ресурсы:

Материально- технические: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вода, вода, кругом вода»,технологические карты по экспериментированию, беседы о воде в природе, детская лаборатория для поведения опытов, материалы для ОД, (гуашь, кисти, пластилин, вода, акварельные краски, салфетки, трафареты, раскраски, наборы картинок) иллюстрации, картинки (методическая литература). Дидактические игры: «Чистые ручки», «Помощники», «Поймай рыбку для лисички, картотека игр- экспериментов.

Кадровые: Воспитатель, дети средней группы 4-5 лет (35 человек, родители.

Информационные: Специальная методическая и художественная литература (по теме проекта, интернет –ресурсы.

Диагностика

Методы диагностики:

• собеседование с детьми;

• наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;

• анализ результатов продуктивно исследовательской деятельности

Цель диагностики: выявления уровня развития деятельности экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

Все три (3) задания диагностики направлены на выявление деятельности экспериментирования у старших дошкольников.

Задание №1. «Выбор деятельности» (авт. Прохорова Л. Н.)

Цель: выявить особенности предпочтений старшими дошкольниками различных видов деятельности.

Инструкция: ребёнку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игровая; чтение книг; изобразительная; экспериментирование; труд в Уголке природы; конструирование; игра на компьютере; просмотр TV.

Ребёнку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делаются 3 выбора. Анализ результатов производится по трем выборам: за 1-й выбор – 3 балла; за 2-й – 2 балла; за 3-й – 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Задание №2. «Опыты»

Цель: выявить уровень сформированности компонентов экспериментирования у дошкольников.

В процессе деятельности фиксировать сформированность компонентов экс-

периментирования: постановка цели; выдвижение гипотезы; умение делать выводы.

Задание №3. «Беседа»

Цель: выявить наличие опыта экспериментирования у дошкольников.

Вопросы к беседе:

1. Любишь участвовать в опытах?

2. Как ты думаешь, зачем люди экспериментируют, ставят опыты?

3. Что нужно, чтобы поставить опыт?

4. Если бы тебе предложили, какие бы ты опыты выбрал?

5. Какой опыт тебе понравился?

6. Чем он тебе понравился?

7. Ты сразу догадался, почему?

8. Что ты почувствовал, когда твоя догадка подтвердилась?

9. Хотел бы ты ещё что-нибудь узнать?

10. Делаешь ли ты опыты дома?

11. Как себя надо вести, когда делаешь опыт?

12. Почему так?

.

ФИО РЕБЁНКА Критерии оценки

Выбор

деятельности

Опыты

Беседа

Общий

Уровень

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. к к. г. н. г. к. г

1 Карпов К 2 6 3 7 2 7 2 ,3 6,2 с с

2 Конорев З 1 4 1 3 2 5 1,3 4 н с

3 Гнедько К 2 5 2 4 2 4 2 4,3 с с

4 Гурская Ю 2 6 2 7 3 7 2,3 6,2 с с

5 Петрикевич К 2 7 2 4 2 5 2 5,3 с с

6 Миронова А 1 4 2 4 1 4 1,3 3 н с

7 Кузнецова П 2 8 3 8 2 7 2.3 7,6 с в

8 Дудникова Д 1 3 2 33 1 4 1.3 3.3 н с

9 Лещев М 2 7 3 6 2 8 2.3 7 с в

10 Прудников Е 2 5 2 8 2 8 2 7 с в

11 Сусолин К 1 3 1 3 1 4 1 3,3 н с

12 Барнышева В 2 6 3 8 3 8 2.6 7,3 с в

13 БулычеваЛ 1 4 2 4 2 8 1,8 5.3 н с

14 Накидкин Д 1 3 1 3 1 5 1 3,6 н с

15 Чернова С 2 6 3 8 3 7 2.6 7 с в

16 Павлова С 1 3 2 4 1 3 1,3 3,3 н с

17 Москалёв Д 2 5 3 6 2 7 2,3 3 с с

18 Вишнякова К 3 7 3 8 3 8 3 7,6 с в

19 Таюкин М 1 5 2 6 3 6 2 5,6 с с

20 Грачёв А 2 7 2 7 3 8 2,3 7 с в

21 АлександровИ 1 6 2 5 3 6 2 5.6 с с

22 Шикарев А 2 4 2 5 2 7 2 5,3 с с

23 Мезенцева А 1 4 1 5 1 5 1 3 н с

24 Шадманова А 1 3 1 3 1 7 1 4 н с

25 Шадманова Н 1 3 1 3 1 7 1 4 н с

26 Фигуров М 2 6 3 7 3 8 2,8 7 с в

27 Нижникова С 1 5 1 4 2 5 1,3 3.6 н с

28 Шкаруто С 1 4 1 2 1 3 1 3 н с

Начало года Конец года

1-3 баллов –низкий уровень высокий-0 (чел)-0% 8 (чел)-28,57%

2-6 баллов -средний уровень средний-16 (чел.)-57,14% 20 (чел.)-71,43%

6-9 баллов- высокий низкий-12 (чел.)-42,86% 0 (чел.)-0%

Критерии диагностики: интерес, отношение к экспериментированию;

- сформированность компонентов экспериментирования;

- стратегии решения задачи (вербальное, практическое; аналитическое, методом «проб и

ошибок»); самостоятельность в ходе деятельности;

-комментарии.

На основании критериев были выделены следующие уровни развития экспериментирования:

низкий уровень – у ребёнка проявляется равнодушное отношение к экспериментированию; нет представлений об экспериментировании; он затрудняется в принятии цели, не может выдвинуть гипотезу, не стремиться обследовать материал; не самостоятелен, часто отвлекается; затрудняется в пояснениях.

средний уровень – проявляет неустойчивый интерес, принимает цель, но может её потерять в случае затруднения, переключается на другую деятельность; действует методом «проб и ошибок»; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; с большим трудом формулирует выводы.

высокий – проявляет интерес к экспериментированию, принимает и ставит самостоятельно цель, может выдвинуть гипотезу аналогичного характера; обследует объекты; устанавливает простые связи, может формулировать выводы, поясняет решение.

План реализации проекта :

1 этап: Поисковый

Задачи:

• Сформировать проблему, определить цель.

• Выбрать план деятельности по достижению цели.

• Развивать стремление у детей и родителей к самостоятельному получению знаний.

• Проанализировать знания детей, родителей по теме проекта.

Мероприятие Сроки Цель

Изучение уровня знаний по теме. Ноябрь 1- 2 неделя Определить актуальные знания детей о воде.

Подбор методической литературы, художественной литературы, для чтения, стихов, загадок по теме.

Методическое обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными пособиями

Изготовление дидактических пособий по теме, подбор дидактических, подвижных, словесных игр по теме.

Планирование предстоящей работы.

Написание конспектов ОД элементами экспери ментирования

Консультация для родителей по теме проекта. Познакомить родителей с проектом по теме «Почёму нужна вода

2 этап: Практический:

Задачи:

• Поддержать стремление всех участников проекта, активно участвовать в работе проекта.

Познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, рисование, лепка по теме проекта.

• Почему нужно беречь воду?

Мероприятия Сроки Цель

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа «Вода вокруг нас» (продолжение) Ноябрь -3неделя

Сформировать знания детей,где находится вода в живой природе, о круговороте воды в природе.

Презентация «Вода, вода, кругом вода Развивать знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов.

Проведение опытов с водой.

Опыт «Вода прозрачная»

Опыт «Уводы нет вкуса»

Опыт «У воды нет запаха» Ноябрь-4 неделя

Способствовать установлению свойств и качеств воды. Вода прозрачная. У воды нет запаха, вкуса.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль». Познакомить со звучанием воды, поднять настроение.

Рисование «Природные водоё мы: родник, ручей, озеро».

Декабрь-1неделя

Развивать творческие способности, художественного вкуса детей, способствовать развитию воображения, учить рисовать водоёмы.

Беседа «Вода, какой она бывает?» (Т. А. Шорыгина)

Сформировать знания детей о состояниях воды.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Развивать речь, память, знакомить детей с загадками о роднике, ручье, озере.

Подвижные игры «Пройди

через речку по мостику», «Ручеёк», пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт»

Совершенствовать равновесие и ловкость, умение строиться парами, действовать по сигналу воспитателя. Развивать моторику рук.

Физминутка «Дождик»

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы» : «Звонкий ручей».

Познакомить со звуками природы: «Как звучит ручей?»

Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» А. Тараскин, «Ручеёк» (Т. Жиброва).

Заклички, пословицы, поговорки.

Декабрь-2 неделя

Развитие звуковой культуры речи, памяти, выразительного чтения.

Сказка «Почему заплакал ручей?» (Л. В. Рыжова)

Рассказать о правилах поведения вблизи водоёмов, что нельзя загрязнять водоёмы.

Беседа: «Вода нужна всем»

Закрепить представление о значении воды в природе и жизни человека.

Беседа: «Волшебница вода»

Закрепить знания детей о воде,и её превращениями в разные состояния.

Опыты со снегом

Опыт «Вода не имеет формы»

Декабрь- 3 неделя

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных материалов.

Опыт «Пар- это тоже вода» Показать детям, что пар- это тоже вода.

Совместная деятельность: «Рисование природные водоё мы: река, болото, море.»

Закрепить умения детей рисовать красками, гуашью, развивать способность к замыслу.

О. Д. Рисование «Озеро с камышами» Выполнять творческие работы по теме «Озеро с камышами»

Беседа «Где рождается снег?» (Л. В. Рыжова) стр. 113 Сказка «Почему снежинки такие разные» (Л. В. Рыжова) Формировать представление о рождении снежинок, снега в природе.

Опыт «Лёд – твёрдая вода» Декабрь – 4 неделя

Выявить, что лёд –это замёрзшая вода.

Опыт: «Замёршая вода двигает камни» Выявить, что при замерзании вода расширяется.

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Физкультминутка «Снежок» Загадки, стихи о снеге.

Рисование «Деревья зимой» нетрадиционными методами. Выполнять рисование картины нетрадиционными методами (соль+ клей пва)

П/И «Снежиночки -пушиночки»

Беседа: «Мировой океан» Рассматривание глобуса, картинок.

Январь- 2 неделя Сформировать знания детей,о том, что моря и океаны- самые большие хранилища воды на земле.

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы», «Шум океана», «Шум моря», «Прибой». Познакомить со звуками природы, связанными с водой «Шум моря, прибой».

П/И «Море волнуется раз.» Развивать физические качества: пластичность, быстроту, гибкость.

О. Д. Рисование «Рыбка в море» Выполнять аппликацию по теме «Рыбки в аквариуме

Опыт «Друзья - враги» Выявить : соль заставляет воду таять.

Опыт «Спичка- пленница»

Опыт «Вода бывает тёплой и холодной» Выявить состояние воды.

Беседа «Воды суши» (реки, озёра, болота, горные ледники, подземные воды). Рассматривание картин, иллюстраций по теме. Январь-3 неделя

Февраль-1 неделя Рассказать детям о горных водах и ледниках, реках.

Загадки, стихи о реках, озёрах, подземных водах и т. д. Познакомить детей с художественными произведениями о явлениях неживой природы. Формировать интерес к поэзии

О. Д. «Что мы знаем о воде? С элементами опытов.

Закрепить знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть,развивать любознательность, речь детей.

Опыт «Превращение в воду» Выявить : при таянии снега, образуется вода.

Опыт «Иней» Выявить : как образуется иней.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки» Прослушать весёлую песню поднять настроение детям, представить на что похожи облака.

Искусственные водоёмы Рисование «Искусственные водоё мы: фонтан, бассейн, аквариум». Февраль- 2неделя

Продолжать учить детей работать в нетрадиционных техниках (восковые мелки + акварель); развивать чувство цвета и композиции;

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане. Учить детей выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения

Подвижная игра «Дождик», пальчиковая игра «Капитан», Развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции, координацию движений, двигательную активность детей

Беседа «Вода в жидком состоянии в природе», рассматривание картин, иллюстраций по теме. Сформировать знания детей о жидком состоянии воды в природе (дождь, роса, туман).

Наблюдения за сосульками.

Словесная игра «Назови лишнее слово».Ш. стр. 43. Февраль-3 неделя

Беседа «Круговорот воды в природе» Рассматривание таблицы круговорот воды. Сформировать знания детей о том, что растениям очень необходима вода и как они получают воду

Опыт «Растения пьют воду» Выявить : если нет воды, цветок завянет.

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»

Беседа «Вода в жизни людей» Март-1 неделя Закрепить знания детей, о том, что жизнь человека невозможна без воды.

Опыт «Животворное свойство воды» Выявить, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская

песенка «Синяя вода».

Народные приметы о воде. (Л. В. Рыжова стр. 198.)

Развивать интерес детей к народным приметам и учить пользоваться ими.

Беседа «Вода в жизни животных» Закрепить знания о том

, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Пластилинография «Лебеди в пруду» (коллективная работа) Приобщение к красоте природного мира, развитие воображения,моторики рук.

Сказка «Жила- была капелька» (познавательная) Л. В. Рыжова стр. 114) Развивать речь, усложняя формы речевого общения (монологи, диалоги)

О. Д. «Дождь и гроза»

Март- 2 неделя

Сформировать знания об изменениях в природе после дождя, представления о молнии и громе.

Игра «Найди себе укрытие» Действовать по сигналу воспитателя. Правильно определять изображение на картинке.

Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие в царство воды» Март-3 неделя Закрепить полученные знания о свойствах воды, ее агрегатных состояниях; о значении воды в жизни человека, ее роли в природе; развивать мышление, умение анализировать, делать элементарные выводы

3 этап. Итоговый

Задачи:

• Провести итоговое занятие.

• Оформить фото альбом детской экспериментаторской деятельности и детских работ.

Развлечение «Путешествие в царство воды».

Задачи: Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т. п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море, стихи и пословицы.

Конечный продукт проекта :

• У детей сформирован устойчивый интерес к неживой природе- воде.

• Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в ОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

• Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.

• Оформление презентации проекта.

• Выставка детских работ.

Критерии оценки эффективности реализации проекта :

• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

• Результаты исследовательской деятельности детей.

• Анализ результатов продуктивно исследовательской деятельности

• Использовать накопленный опыт с детьми в будущем году

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут, во вторую половину дня.

Возможные негативные последствия: потеря интереса и мотивации детей и родителей некачественная работа над проектом, отсутствие интереса родителей в участии проекта.

Способы коррекции негативных последствий: создание игровой предметно- развивающей среды, доброжелательных отношений среди участников проекта, создание различных видов деятельности, предложить родителям нетрадиционные формы работы.

Список литературы:

1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014,-208 с.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб, :ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2014.- 128С., ИЛ. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)

3. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации,-М. : ТЦ Сфера, 20ё4.-96с. -(В месте с детьми).

4. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации,-М. : ТЦ Сфера, 20ё4.-96с. -(В месте с детьми).

5. Интернет – ресурсы: dohcolonoc.ru/conspect/6818-konspekt-volshebnitsa-voda.html

Публикации по теме:

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику? Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков.

Консультация для родителей «Для чего же нужна музыка в детском саду» Консультация для родителей Музыкальный руководитель Беляева Е. Е. Для чего же нужна музыка в детском саду. Все начинается с детства, в том.

Книжка-малышка «Ой, вода, вода, для чего ты нам нужна?». Мастер-класКнижка-малышка «Ой, вода, вода, для чего ты нам нужна?». Мастер-клас Приветствую коллег у себя в блоге! Хочу поделиться с вами своей идеей, как мною вместе с детьми была изготовлена книжка – малышка экологической.

Конспект занятия во второй группе раннего возраста посвященное Всемирному Дню воды — 22 марта «Для чего нужна вода?»Конспект занятия во второй группе раннего возраста посвященное Всемирному Дню воды — 22 марта «Для чего нужна вода?» Задачи Побуждать детей к целенаправленным исследовательским действиям; развивать у детей элементы экспериментирования. Продолжать воспитывать.

Консультация для родителей для чего нужна артикуляционная гимнастика? Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Консультация для родителей Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности.

Познавательно-исследовательский проект «Зачем нужна вода?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида №50» «Ильменочка» 456320, г. Миасс, ул.

Проект «Кому нужна вода?» (старший дошкольный возраст) Проект: «Кому нужна вода?» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий Цель: создание социальной ситуации развития в процессе.

Проект «Зачем нужна вода?»Проект «Зачем нужна вода?» Название проекта: «Зачем нужна вода?» Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Длительность: кратковременный (полтора.

Занятие «Для чего нужна вода?» Занятие «Для чего нужна вода?» Программное содержание. Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Для чего нужна вода?»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 16:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД