Светлана Соколова
Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Знакомство со звуком «Л»
Цель:
познакомить детей со звуком «Л» и его характеристикой.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить со звуком Л;
- закреплять знания детей о звуках и звуке "Л";
- закреплять умение детей давать характеристику звуков;
- формировать зрительный образ звука.
Развивающие:
-развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать фонематическое и зрительное восприятие;
Публикация «Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему „Знакомство со звуком [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- развивать анализ и синтез;
- развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;
- воспитывать у детей умение внимательно слушать речь педагога.
Методы и приемы:
Игровой
– использование игровых персонажей, пальчиковая гимнастика; использование дидактических игр: «Найди звук», «Бабушкино варенье», «Звездочет», физминутка.
Практический
- дидактические игры: «Найди звук», «Бабушкино варенье», «Звездочет».
Наглядный
- рассматривание артикуляционного профиля звука «л», рассматривание наглядного материала.
Словестный
– использование массажных мячиков с проговариванием текста, вопрос – ответ, активизация детей, артикуляционная гимнастика, физминутка, указания учителя – логопеда.
Предварительная работа:
разучивание артикуляционной гимнастики, заучивание физкультминутки, беседа на тему «Фрукты и ягоды», работа с массажными кольцами су-джоку, разучивание пальчиковой гимнастики, знакомство с опорными схемами характеристики звуков.
Словарная работа:
совершенствовать умение образовывать прилагательные от существительных - яблочное, смородиновое, персиковое, клубничное, грушевое.
Материал и оборудование:
зеркала, картинка самолета, картинка волка, кукла- бибабо «бабушка», артикуляционная гимнастика, магнитофон, артикуляционный профиль звука «л», звуковик, памятки - характеристики звуков, дидактическая игра «Найди звук», дидактическая игра «Бабушкино варенье», дидактическая игра «Звездочет».
Ход занятия
1. Вводная часть
Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к бабушке Луше, но для этого нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнемся гостям и друг другу.
Учитель-логопед:
- Как вы думаете, на каком виде транспорта можно путешествовать?
Дети: на машине, поезде, корабле, самолете и т. д.
Учитель-логопед: Я согласна с вами, давайте отправимся в путешествие к бабушке Луше на самолете. Управлять нашим самолет будет пилот Волк, который приготовил для вас интересные задания. Выполнив их, мы прилетим к бабушке. Однако к путешествию нужно как следует подготовиться.
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: Давайте "ЗАМЕСИМ ТЕСТО" и напечем "БЛИНОВ", чтобы было чем подкрепиться.
К блинам возьмем с собой "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ".
Подкрепились? Теперь «почистит зубки». Времени до отправления осталось совсем мало. (Упражнение "ЧАСИКИ").
Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.
Самомассаж (су-джоку)
Учитель-логопед: А теперь подготовим наши пальчики к полету.
Для начала разогреем руки. Возьмем мячики и покатаем на правой руке, а затем на левой.
Дети надевают массажные кольца на пальцы и проговаривают текст:
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа (мизинец).
Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой палец 3 раза
Вот ладошки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щеки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть.
Учитель-логопед: Чтобы Волк не сбился с нужного маршрута, нам нужно правильно выполнить все его задания.
Итак, наше путешествие начинается.
Первое задание: Поможем волку завести мотор самолета.
Как гудит мотор?
Дети: - Л-Л-Л.
(Язычок сжимаем между зубками и длительно произносим л-л-л.)
Включается фонограмма звука мотора самолета. Дети руками изображают полет.
Формирование зрительного образа звука
Учитель-логопед: - Посмотрите внимательно на картинку (артикуляционный профиль) на доске, а затем в зеркало, произнося этот звук.
- Когда мы произносим звук [Л]:
• Губы - раскрыты "оскал";
• Зубы - раскрыты;
• Спинка языка - опущена - звук твердый.
• Голосовые связки - Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.
Там живет голос, работают голосовые связки.
«Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит»
Поем песенку "мотора самолета" Л-Л-Л-Л.
Спинка языка опущена - звук «Л» твердый;
Характеристика звука
(На столах у детей лежат опорные схемы характеристики звука «Л»)
Учитель-логопед: ребята, посмотрите внимательно на памятки и вспомните, каким может быть звук. (Ответы детей)
Учитель-логопед: Когда мы произносим звук и воздух встречает преграду, то это согласный звук (активизация детей).
Итак, звук Л - согласный, твердый, звонкий (обозначим звуковиком синего цвета с колокольчиком). (Учитель – логопед помещает на доску изображение звуковика)
Развитие фонематического слух
Дидактическая игра «Найди звук».
Учитель-логопед: Следующее задание от волка:
Перед вами полянка с цветами, расположенными в ряд. Вы должны посадить пчелку на 1-й, 2-й или 3-й цветок в зависимости от того, где находится звук «Л»: в начале, в середине или в конце слова.
Слова: лук, малина, лиса, дятел, футбол, лес, колобок, вокзал.
Физкультминутка
«Видишь, бабочка летает.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать - не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!» (Считаем пальчиком.)
Развитие грамматического строя речи.
Дидактическая игра «Бабушкино варенье»
Учитель-логопед: - ребята, все задания волка мы с вами выполнили и вот мы и прилетели к бабушке Луше. Она зовет нас к себе на чай. Для каждого из вас она приготовила разное варенье.
Детям раздаются карточки с изображением разных фруктов. Они подходят к доске и крепят карточки, называя варенье, которое получается из данных фруктов (например, изображена малина – варенье малиновое)
Учитель-логопед: - ребята, назовите, каким вареньем вас угостила бабушка (активизация детей).
Дети: - меня бабушка угостила яблочным вареньем;
- мне бабушка Луша приготовила смородиновое варенье;
- у меня персиковое варенье;
- мне бабушка Луша сварила клубничное варенье;
- у меня банановое варенье;
- у меня на картинке изображено черничное варенье;
- меня бабушка Луша угостила абрикосовым вареньем.
Учитель-логопед: - Ребята, у кого из вас в названии варенья встретился звук «Л»? Назовите это варенье.
Дети: - в названии «яблочное варенье» встретился звук «Л» и в названии «клубничное варенье» встретился звук «Л».
Учитель-логопед: - Молоды, ребята, скажем бабушке Луше спасибо за гостеприимство.
Дети: - Спасибо.
Учитель-логопед: - Настало время лететь обратно. Заводим мотор самолета (л-л-л). (Включается фонограмма звука мотора самолета. Дети руками изображают полет самолета).
Учитель-логопед: - Вот мы и прилетели обратно. Скажем спасибо волку за полет.
Дети: - Спасибо.
Дидактическая игра «Звездочет»
Учитель-логопед: - Пока мы были в гостях у бабушки Луши, уже наступил вечер. Посмотрите на небо (картинка на мольберте). Ваша задача зажечь на небе картинки-звезды, в которых живет звук «Л».
(Педагог выкладывает на фон звездочку с рабочим звуком и предлагает ребенку выбрать только звездочки с картинками в звучании которых есть данный звук и "зажечь" их на небе)
(Глобус, клубника, ландыш, платье, голубь, флаг, лампа, ласточка, лось, яблоко, клоун, молоток).
3. Заключительная часть
Учитель-логопед: - ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: - Мы познакомились со звуком «Л».
Учитель-логопед: - Какой это звук?
Дети: - Звук «Л» согласный, твердый, звонкий.
Учитель-логопед: - Что вам больше всего понравилось на занятии?
- для чего вам нужно делать артикуляционную гимнастику?
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
Пояснительная записка
Характеристика детей группы компенсирующей направленности с речевыми нарушениями
У детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи страдает речевая деятельность. Нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов в согласовании различных частей речи, построении предложений.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
У детей данной группы плохо развиты мыслительные операции, связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение, что приводит к снижению познавательной активности.
У детей наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются.
Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.
Подгрупповое занятие. Время проведения - 25 минут.