МААМ-картинки

Конспект занятия по ФЭМП «До свидания, осень»

Светлана Жукова
Конспект занятия по ФЭМП «До свидания, осень»

Жукова Светлана Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ №4, дер. Нововолково, Рузского района.

Конспект итогового занятия по формированию целостной картины мира

по теме «Осень» в подготовительной к школе группе.

ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ.

Задачи:

1. Обобщать и систематизировать у детей представления об осени, как времени года: осенние периоды, изменения в природе, приметы осени.

Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „До свидания, осень“» размещена в разделах

2. Закреплять умения: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в природе, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

3. Закреплять навык образования прилагательного от существительного и наречия.

4. Продолжать развивать память, внимание, воображение, мышление, познавательный интерес через игровые упражнения и игры.

5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Материал. Макет системного оператора по технологии ТРИЗ. Картинка, изображающая Осень; картинки, репродукции с изображением ранней, золотой и поздней осени; мяч, корзинка с дарами осени : желуди, рябина, орехи лещины, осенние листья, муляжи (гриб, пирожок, игрушки (цыпленок, гусь, синица, картинки (снег, зима, дождь, осень). Магнитофон, аудиозапись П. И. Чайковского «Осень».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, как здесь красиво, ярко, красочно. Гостья, которая помогла мне украсить нашу группу, к нам пришла не с пустыми руками. А пришла к нам в гости…, вы сейчас узнаете кто, если отгадаете загадку.

Прошла по лугам,

По лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Дети: Осень.

Воспитатель: -Поговорим сегодня об осени. А поможет нам наш знакомый системный оператор. Итак, наша гостья – осень. Поместим мы ее в центр нашего волшебного экрана.

Воспитатель пишет слово «осень» (или размещает картинку с осенним видом) в центральный квадрат системного оператора.

Воспитатель: - Ребята, а что такое осень? У нас все время в природе осень или нет?

Дети отвечают.

Воспитатель : - Все верно, осень – это одно из времен года. А сколько в году сезонов, сколько времен года?

Дети отвечают.

Воспитатель - А что длится дольше год или осень? (ответы детей) Конечно, год длиннее осени. Скажите, сколько месяцев длится один год, а сколько месяцев длится осень? (ответы детей)

Воспитатель - Осень является частью года, как и другие времена года. Давайте вспомним, что было до осени и что будет после нее, в будущем.

Дети рассказывают, а воспитатель с помощью ребят заполняет квадраты системного оператора: надсистема: "Времена года", прошлое системы: "Лето", будущее системы:Зима".

Воспитатель: - Давайте мы с вами подойдем и посмотрим, что принесла нам гостья. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но они перепутались. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Найдем сначала картинку, где видим начало осени. Скажите, как называют осень в ее начале? (Ранняя осень) А теперь посмотрим на картинку яркую, полную желтых, оранжевых оттенков, которую выбрал … (имя ребенка). Какая это осень, как ее называют? (Золотая осень) А теперь возьмем картинку, где изображена осень как у нас за окном. Скажите, сейчас на дворе какая осень? (Поздняя осень) Ребята, посмотрите, правильно ли мы расположили картинки? (дети проверяют выполнение задания)

Воспитатель: - Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени, а я их запишу.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель записывает названия осенних месяцев в квадрате системного оператора «подсистема».

Воспитатель: - В течение осени погода сильно меняется. А какие осенью бывают осадки?

Дети: Дождь, снег, туман.

Воспитатель: - Ребята, а как мы можем узнать какая будет погода?

Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру, который показывает температуру на улице, по компьютеру.

Воспитатель: - Давайте с вами поиграем. У меня есть мяч,

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Игра «Погода осенью»

• Если идет дождь, погода какая? (дождливая)

• Если дует ветер? (ветреная)

• А когда холодно? (холодная)

• А если на улице пасмурно? (пасмурная)

• А если сыро? (сырая)

• Если хмуро? (хмурая)

• Ну, а если ясно? (ясная)

• Если светит солнце? (солнечная)

После игры дети рассаживаются на стулья.

Воспитатель:- Ребята, давайте вспомним, что происходит с растениями, травами, цветами, деревьями, в начале осени, в середине и в ноябре, последнем осеннем месяце?

Дети поочередно рассказывают. (В сентябре на деревьях начинают желтеть листочки, цветы вянут, желтеет трава, идет моросящий дождь, созревают желуди, орехи, в лесу растут грибы, поспевает клюква.

В середине, в октябре дни все короче, а ночи длинее, солнце светит мало, пасмурно, небо серое, часто идет мелкий холодный дождь, трава высыхает, листьев на деревьях уже мало, облетели, ночью бывают заморозки.

В ноябре деревья стоят почти все голые, только сосны и ели стоят зеленые, небо часто затянуто серыми тучах, идут долгие холодные дожди, дождь со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзает, покрывается снегом.)

Физминутка "Мы – листики осенние" (под аудиозапись)

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

( Дети имитируют действия в соответствии с текстом стихотворения:

садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся,

поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Воспитатель:- Как мы знаем, осенью происходят перемены не только в жизни растений, но и в жизни животных. Растения заканчивают свой активный цикл и погружаются в покой, который длится до весны. А что же происходит осенью в жизни животных?

Воспитатель предоставляет слово нескольким детям. (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, мышка. Осенью звери линяют, у них шерсть становится теплее. Лягушки, ящерицы, насекомые прячутся и засыпают.)

Воспитатель:- Ребята, а как меняется поведение птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

Воспитатель:- А почему же они улетают?

Дети отвечают. (Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомые спрятались, и птицам становится нечего есть)

Воспитатель:- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? Остаются же с нами зимовать синицы, вороны, галки, воробьи. (Эти птицы могут питаться не только насекомыми, но и семенами, ягодами, зимой держатся рядом с человеком. А люди их подкармливают, делают для птиц кормушки)

Воспитатель:- Верно. Птицы ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки. Пернатые будут радовать вас своим присутствием и песнями.

Воспитатель: Ребята, осень нам принесла корзиночку-копилочку со своими дарами. Они помогут нам вспомнить приметы и пословицы осеннего времени года.

Мы корзиночку возьмем,

И приметы соберем.

Мы сейчас поиграем. Вы по очереди будете брать осенние дары и вспомните приметы и пословицы, в которых говорится об этих дарах. У вас должны собраться пары. Одна пара – одна пословица, например: вот цыпленок (берет из корзинки игрушку цыпленка, вспоминаем пословицу … (цыплят по осени считают). Значит второй дар – картинка с видом осени.

Проводится дидактическая игра.

Дети по одному берут что-нибудь из корзинки и вспоминают примету или пословицу, связанную с этим даром. После этого ищут себе пару. Если кто-то затрудняется вспомнить пословицу, дети и педагоги помогают.

Пословицы

• Упал с дерева один лист — жди осени.

Осень идет и дождь за собой ведет.

• Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

• В сентябре синица просит осень в гости.

• Заяц сед, навидался бед.

Осенью и воробей богат.

• Цыплят по осени считают.

Приметы

• Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

• Много рябины – к холодной и долгой зиме.

• Когда гусь улетает, снег выпадает.

• Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.

Воспитатель : - Хорошо мы осень сегодня привечали, с осенними дарами занятно поиграли. Скажем Осени «спасибо» и попрощаемся с ней до следующего года.

Дети прощаются с Осенью.

Публикации по теме:

«До свидания, зимушка-зима!» Конспект занятия по лепке «Снеговики»«До свидания, зимушка-зима!» Конспект занятия по лепке «Снеговики» "До свидания, зимушка-зима!"---конспект занятия по лепке на тему-"Снеговики". Цель: учить детей создавать образ снеговика из пластилина,.

До свидания, Осень (фотоочет праздника)До свидания, Осень (фотоочет праздника) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоочет осеннего праздника для малышей. Обычно на осенние праздники приходят очень мало родителей,.

Фотоотчет в младшей группе «До свидания, Осень!»Фотоотчет в младшей группе «До свидания, Осень!» Заканчивается осень, унылая пора, на улице грязь, слякоть,первые морозы. Но мы с ребятами осень встречали радостно! Читали, пели, танцевали,.

Конспект занятия по ФЭМП «В поисках сокровищ» Тема по ФЭМП : «В поисках сокровищ» Цели: 1) Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5, закреплять.

Конспект занятия по ФЭМП «Машенька гуляет» (ясли) «Машенька гуляет» Цель: развитие логического компонента мышления. Задачи: 1. Учить детей совершать действия соответствующие словесной.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку»Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку» Средняя группа Тема занятия: «Путешествие в сказку» Цель непосредственно образовательной деятельности: Обеспечение целостности образовательного.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение»Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» .

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Осень, осень в гости тебя просим» Цель: • Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе. • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих.

Тематическая выставка «До свидания, осень». ФотоотчетТематическая выставка «До свидания, осень». Фотоотчет Давно уже закончилось прекрасное время года осень,на смену ей пришла белоснежная красавица зима. Наверное я немного опоздала с выставкой,но.

Фотоотчет о выставке поделок из природного материала «До свидания, осень!»Фотоотчет о выставке поделок из природного материала «До свидания, осень!» Приобщать детей к прекрасному нужно как можно раньше. Важно обращать их внимание на красоту цветов, деревьев, листьев, веток, на то, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЭМП «До свидания, осень»
Опубликовано: 28 декабря 2019 в 17:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД