Оксана Шабалина
Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно без взаимодействия? Конечно же нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия с семьей воспитанника.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности». Формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в наших руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Планируя ту или иную форму работы, я исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.
Большое внимание уделяю работе с родителями воспитанников и стараюсь вовлекать их в единое образовательное пространство. Выбираю перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни группы. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями :
Информационно – аналитические
Анкетирование.
Опрос.
«Почта доверия».
Наглядно-информационные
Библиотека игр.
Фотовыставки и фотомонтаж.
Семейные газеты и плакаты.
Брошюры, листовки, буклеты.
Информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»
Познавательные
Родительские гостиные.
Мастер-классы.
Круглый стол.
Игровые тренинги и деловая игра.
Совместные прогулки и экскурсии.
Досуговые
Праздники.
Социальные акции.
Совместные досуги.
Совместные прогулки и экскурсии.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почта доверия.
Это тетрадь, в которую родители могут сделать запись или класть записки со своими идеями и предложениями, задавать вопросы. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда родители стесняются спросить или предложить что-либо.
Очень эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.
О жизни группы расскажет информационный стенд «ОКНО –очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события - праздники и развлечения, дни рождений детей, экскурсии, интересные занятия, конкурсы,
При необходимости эти стенды превращаются в тематические
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок с использованием видеозаписей деятельности детей, фрагменты занятий, сюжетно-ролевых игр, конкурсных выступлений проводимых в ДОУ. Процент посещения собраний родителями достаточно высок
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая.
Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Традицией в нашем ДОУ стало проведение Недели зимних игр и забав, цель которого в сотрудничестве с семьей, формированию потребности к здоровому образу жизни. Так же совместно с детьми родители принимают участие в проводимых в ДОУ традиционных социальных акциях «Синичкин день», «Неделя добра» (ПЕРЕЧИСЛИТЬ) Такая форма работы удачна, родители охотно стали принимать в них участие.
Совместные мероприятия
Практикую экскурсии в поселковую библиотеку и места проведения выставок декоративно-прикладного творчества (поселковые выставки в клубе «Восход», библиотеке, школе). Это часть обучающего процесса, тем более что наш поселок не дает больших возможностей для экскурсионной деятельности. Такие мероприятия ранее посещали только с детьми. Затем пришла мысль проводить совместные экскурсии по схеме педагог - ребенок - родитель, и это стало традицией. Родители с удовольствием принимают участие, дети рады, что рядом с ними мама или папа, а это уже общность интересов и основа взаимопонимания.
Совместные занятия при подготовке к выставкам проводимым в ДОУ
В течение учебного года практикую такую форму работы как совместные занятия детей и родителей по ИЗО деятельности. Смысл её в приобщении родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети, да и просто приобщить к творчеству. Для этого подбираются темы повышенной сложности. Такую работу сами дети выполнить не могут, а ту, что могут - для родителей неинтересна. А вот когда более простое делает ребенок, более сложное мама, сидящая рядом, а в результате получается нечто красивое, да еще про которое, придя домой, можно сказать «это мы с мамой сделали». Вот и опять чувство близости и взаимопонимания.
Презентации
Большую роль в работе с родителями играет показ презентаций на мультимедиа основу которых составляют мастер – классы для детей и родителей, презентации физкультминуток для глаз, их я предлагаю использовать в процессе обучения дома. На мой взгляд, они интересны для родителей, что и подтверждается практикой, ведь создание своими руками творческих работ увлекает родителей. Интересно родителям посмотреть и то, что же дети смотрят на занятиях. Родители, создавая своими руками творческую работу, получают при этом новые знания и впечатления, перерастающие в процессе работы над поделкой в дискуссии - а это уже нечто новое: общение родителей между собой на уровне высказывания мнений, обсуждения, споров. Таким образом, решается проблема педагог – родители.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют мне говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.