Ирина
Исследовательские методы обучения. Эксперименты с водой
▼ Скачать + Заказать документы
«Исследовательские методы обучения – эксперименты с водой»
Введение:
Ребёнок по природе своей исследователь.
Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка. Именно она порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Исследовательские методы обучения, Эксперименты с водой» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать разные методики.
1. Методика «Учимся видеть проблемы»
Умение видеть проблемы – интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и всё же можно подобрать специальные упражнения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Пример:
Игра «Карусель». Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель» : они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах» (Вода, Воздух, Земля, Огонь). Это помогает детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, «в мире Воды» : вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, дождь за окном.
2. Методика «Учимся анализировать и выделять главное и второстепенное»
Предлагаем детям разобрать любой текст. Находим главную мысль и слова, которые её подтверждают, обозначая в виде схемы (в центре обозначена главная идея-это туловище «паучка», а ножки- факты, её подтверждающие.)
3. Методика «Учимся делать выводы и умозаключения»
Умозаключения по аналогии требуют не только развитого ума, но и богатого воображения. Делается это так - сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого. Туловище рыбы имеет форму, помогающую ей преодолевать сопротивление воды. Подводные лодки должны быть по очертаниям похожи на туловище рыб.
Пример:
На что похожи (кроссовки, узоры на ковре, старые автомобили).
Назовите предметы, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными (стекло, янтарь, лёд, пластик, кристалл).
Назовите предметы, которые одновременно являются блестящими, синими, твёрдыми.
Назовите, как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
4. Методика «Учимся давать определения понятиям»
Есть предметы, явления, события и есть наши понятия о них. В понятии находят отражения основные, существенные признаки определённых предметов. Чтобы узнать, насколько у ребёнка развита способность к обобщению понятий, используют разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий.
Пример:
Ребёнку предлагают дать определение «Что такое вода?» Варианты ответов: «Вода это жидкость необходимая всем живым организмам».
5. Методика «Парадокс»
Это утверждение, резко расходящееся с общепринятым мнением, отрицание того, что представляется «безусловно, правильным».
Пример:
Эксперимент для знакомства детей с парадоксами: запасёмся водой в небольшом тазике и металлическими предметами – гвоздями, шурупами, кнопками и т. д. Если опустить их в воду, то они утонут. Спросим детей: из чего делают корабли? И почему тогда они не тонут?
6. Методика «Эксперимент»
Эксперимент (от лат. experimentum проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления. Предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Пример:
Детям предлагают вопросы типа: «Что можно сделать из куска бумаги?», «Что будет, если все станут выше ростом?», «На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо?», «Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?», «Если бы озеро было столом, чем были бы люди?».
7. Методика «Экспериментирование» (проведение опытов)
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Пример:
«Определяем плавучесть предметов». Предложить детям взять по десять предметов, сделанных из разных материалов и выстроить гипотезу: какие предметы будут плавать, а какие утонут? Все ли одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Что произойдёт, если соединить плавающий и не плавающий предметы?
«Как вода исчезает». Возьмё м разные предметы: губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, кусочек дерева, фарфоровое блюдце, металлическую пластинку и аккуратно ложкой будем поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Какие впитывают? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент. Нальём воду в фарфоровое блюдце, отмечая каждый день уровень воды.
В конце каждого эксперимента необходимо сделать выводы.
Вывод:
Все выше перечисленные методы способствуют развитию любознательности, способности мыслить самостоятельно. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются каждому человеку независимо от характера его профессиональной деятельности. Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.
Литература
Занимательные задачи в стихах. / Сост. Карпенко В. П. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2004.
"Памятка воспитателю"
В детском саду, для проведения исследований необходимо создать развивающую среду - экологическую лабораторию, оснащенную специальным оборудованием, разнообразными материалами и т. д. Где ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Эксперименты проводить не только кратковременные, но и длительные.
Цель экспериментальной деятельности :
Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Прежде чем приступить к эксперименту, воспитатель совместно с детьми должен составить план предстоящей деятельности:
1. Выбрать объект исследования.
2. Подобрать оборудование.
3. Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
4. Определить, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
5. Закрепить последовательность действий.
6. Вспомнить правила безопасности.
7. Провести эксперимент.
8. Фиксировать результаты на карточках или в альбоме.
9. Анализировать результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).
10. Домашнее задание.