Приложение МААМ

Исследовательские методы обучения. Эксперименты с водой

Ирина
Исследовательские методы обучения. Эксперименты с водой
▼ Скачать + Заказать документы

«Исследовательские методы обучения – эксперименты с водой»

Введение:

Ребёнок по природе своей исследователь.

Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка. Именно она порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.

Публикация «Исследовательские методы обучения, Эксперименты с водой» размещена в разделах

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать разные методики.

1. Методика «Учимся видеть проблемы»

Умение видеть проблемы – интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и всё же можно подобрать специальные упражнения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Пример:

Игра «Карусель». Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель» : они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах» (Вода, Воздух, Земля, Огонь). Это помогает детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, «в мире Воды» : вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, дождь за окном.

2. Методика «Учимся анализировать и выделять главное и второстепенное»

Предлагаем детям разобрать любой текст. Находим главную мысль и слова, которые её подтверждают, обозначая в виде схемы (в центре обозначена главная идея-это туловище «паучка», а ножки- факты, её подтверждающие.)

3. Методика «Учимся делать выводы и умозаключения»

Умозаключения по аналогии требуют не только развитого ума, но и богатого воображения. Делается это так - сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого. Туловище рыбы имеет форму, помогающую ей преодолевать сопротивление воды. Подводные лодки должны быть по очертаниям похожи на туловище рыб.

Пример:

На что похожи (кроссовки, узоры на ковре, старые автомобили).

Назовите предметы, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными (стекло, янтарь, лёд, пластик, кристалл).

Назовите предметы, которые одновременно являются блестящими, синими, твёрдыми.

Назовите, как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

4. Методика «Учимся давать определения понятиям»

Есть предметы, явления, события и есть наши понятия о них. В понятии находят отражения основные, существенные признаки определённых предметов. Чтобы узнать, насколько у ребёнка развита способность к обобщению понятий, используют разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий.

Пример:

Ребёнку предлагают дать определение «Что такое вода?» Варианты ответов: «Вода это жидкость необходимая всем живым организмам».

5. Методика «Парадокс»

Это утверждение, резко расходящееся с общепринятым мнением, отрицание того, что представляется «безусловно, правильным».

Пример:

Эксперимент для знакомства детей с парадоксами: запасёмся водой в небольшом тазике и металлическими предметами – гвоздями, шурупами, кнопками и т. д. Если опустить их в воду, то они утонут. Спросим детей: из чего делают корабли? И почему тогда они не тонут?

6. Методика «Эксперимент»

Эксперимент (от лат. experimentum проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления. Предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Пример:

Детям предлагают вопросы типа: «Что можно сделать из куска бумаги?», «Что будет, если все станут выше ростом?», «На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо?», «Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?», «Если бы озеро было столом, чем были бы люди?».

7. Методика «Экспериментирование» (проведение опытов)

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Пример:

«Определяем плавучесть предметов». Предложить детям взять по десять предметов, сделанных из разных материалов и выстроить гипотезу: какие предметы будут плавать, а какие утонут? Все ли одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Что произойдёт, если соединить плавающий и не плавающий предметы?

«Как вода исчезает». Возьмё м разные предметы: губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, кусочек дерева, фарфоровое блюдце, металлическую пластинку и аккуратно ложкой будем поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Какие впитывают? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент. Нальём воду в фарфоровое блюдце, отмечая каждый день уровень воды.

В конце каждого эксперимента необходимо сделать выводы.

Вывод:

Все выше перечисленные методы способствуют развитию любознательности, способности мыслить самостоятельно. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются каждому человеку независимо от характера его профессиональной деятельности. Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.

Литература

Занимательные задачи в стихах. / Сост. Карпенко В. П. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2004.

"Памятка воспитателю"

В детском саду, для проведения исследований необходимо создать развивающую среду - экологическую лабораторию, оснащенную специальным оборудованием, разнообразными материалами и т. д. Где ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Эксперименты проводить не только кратковременные, но и длительные.

Цель экспериментальной деятельности :

Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Прежде чем приступить к эксперименту, воспитатель совместно с детьми должен составить план предстоящей деятельности:

1. Выбрать объект исследования.

2. Подобрать оборудование.

3. Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

4. Определить, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

5. Закрепить последовательность действий.

6. Вспомнить правила безопасности.

7. Провести эксперимент.

8. Фиксировать результаты на карточках или в альбоме.

9. Анализировать результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).

10. Домашнее задание.

Публикации по теме:

Эксперименты с водой на летней прогулкеЭксперименты с водой на летней прогулке Ребёнок с самого раннего детства познаёт окружающую действительность. набирается опыта и этом ведущую роль играет детское экспериментирование.

Фотоотчет о занятии «Эксперименты с водой»Фотоотчет о занятии «Эксперименты с водой» Прежде чем приступить к опытам, проведена беседа «Зачем нужна вода». Дети узнали, что такое вода, поговорили о ее свойствах, о том, почему.

Фотоотчет «Эксперименты с водой»Фотоотчет «Эксперименты с водой» Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно - образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания.

Эксперименты и игры с водойЭксперименты и игры с водой Сегодня, 14 июня - "День игр с водой на МААМ" Мы с ребятами нашей группы "Рыбки" решили поэкспериментировать и поиграть с водичкой.

Фотоотчёт «Эксперименты и опыты с водой» для детей 4–5 летФотоотчёт «Эксперименты и опыты с водой» для детей 4–5 лет ребята посмотрите, что же у нас на столе находится. Два стаканчика, один пустой, а второй с водой. Стаканчик с водой какого цвета? Молодцы,.

Эксперименты с водой «Радужное настроение»Эксперименты с водой «Радужное настроение» Сегодня у нас было интересное занятие! Мы экспериментировали. Провели несколько опытов с водой и красками, чтобы получить разноцветную.

Опыты и эксперименты с водойОпыты и эксперименты с водой Хочу поделиться опытом экспериментальной деятельности. Вот уже третий год я вместе с детьми провожу занимательные опыты и эксперименты.

Фотоотчет «Эксперименты с водой»Фотоотчет «Эксперименты с водой» С самого раннего возраста ребенок познает окружающий мир через тактильные и визуальные наблюдения. Все, что его окружает, становится объектом.

Эксперименты с водой в средней группеЭксперименты с водой в средней группе Опыты и игры с водой в средней группе. Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень.

Элементарные эксперименты с водойЭлементарные эксперименты с водой Опыты с водой всегда привлекательны для ребят и вызывают у них необычайно большой интерес. Элементарные опыты с водой, простые в исполнении,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательские методы обучения. Эксперименты с водой
Опубликовано: 19 января 2023 в 11:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательские методы обучения. Эксперименты с водой» (включая файлы) размещена пользователем Ирина (УИ 1397669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД