Лучший педагог года

Доклад для выступления на педагогическом совете «Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению»

Лариса Николаевна Луценко
Доклад для выступления на педагогическом совете «Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Все дети шести-семи летнего возраста приходят в школу с огромным желанием учиться. Они уверены, что всё сумеют сделать, что всё у них получится. Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордиться, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением,так называемой, «внутренней позиции школьника». В поддержании у старших дошкольников этой позиции большая роль наряду с родителями, на мой взгляд, принадлежит дошкольному образовательному учреждению, т. е. воспитателю. Потому что, уважаемые коллеги, именно наше с вами серьёзное отношение к будущей школьной жизни воспитанников, внимание к их успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка – помогают будущим первоклассникам почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

Публикация «Доклад для выступления на педагогическом совете „Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению“» размещена в разделах

Ребёнок, поступаюший в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Поэтому первоочередной задачей,на мой взгляд, должно быть всестороннее развитие ребёнка в ходе непосредственно- образовательной деятельности и в процессе игры.

Поэтому в начале 2016-2017 учебного года мною был составлен проект работы с детьми подготовительной к школе группы «Золотая рыбка» - «Первый раз в первый класс!». Цель данного проекта – формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе. Основная образовательная область – социализация, интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество и, конечно же, совместная работа по планам музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в таких образовательных, как музыка и физическая культура.

Основные задачи данного проекта:

• создание условий для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;

• формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней готовности школьника»;

педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

Ожидаемый результат – наличие у детей правильных и чётких представлений и знаний о школьной жизни, эмоционально-положительное отношение к школе.

В своём выступлении для примера, я назову некоторые мероприятия данного проекта, которые были проведены в группе в течение года. Так, например, в начале учебного года была проведена диагностическая беседа, направленная на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы. На родительском собрании была проведена беседа «Ваш ребёнок – будущий первоклассник». На протяжении текущего года непосредственно с детьми проводилась следующая работа:

* составление рассказа «Что тебе понравилось в школе (после прохождения детьми подготовительных занятий, проходивших на базе общеобразовательных школ)

* рисование на тему «Зарисовки о школе»

* сюжетно-ролевые игры «Школа», «Магазин «Школьные товары»

* дидактическая игра «Кто быстрее соберёт портфель?»

* решение ребусов, кроссвордов на тему «Школа»

* цикл бесед на школьную тематику

* рассказ педагога с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах

* беседы о школьном режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и т. д.

Но, конечно же, основная работа по подготовке детей к школе проводилась в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Ребёнку, поступающему в школу, необходимы знания об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о нормах поведения в обществе и т. д.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать грамоте и математике с самого начала. Но на практике мы видим, что все дети к концу дошкольного детства знают буквы, а большая часть группы вполне уверенно умеют читать, а счётом в пределах установленной программы владеют все без исключения дети.

Следует помнить, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребёнка, особенности развития его интересов. Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, вот поэтому в дошкольном возрасте их воспитанию необходимо уделять достаточно внимания. Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объём знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребёнка игровой или житейской ситуацией. Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия СИСТЕМАТИЧЕСКОГО дошкольного обучения.

Уровень развития познавательной деятельности включает в себя определённые качества восприятия и мышления ребёнка. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребёнка во времени и пространстве. Старший дошкольник должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходство и отличие. Ещё одной стороной психического развития, определяющей готовность ребёнка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно и понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление природы.

Подготовка ребёнка к школе включает также формирование элементарных математических навыков и, развитие логического мышления. Все дети группы умеют считать и складывать числа в пределах установленной программы. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью демонстрируют умение считать до ста и более, умеют считать десятками. Данные знания они получают от родителей. Но дело в том, что дети нередко заучивают счёт неосознанно, механически, т. е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа. Такой счёт не развивает мышление ребёнка, а наоборот притупляет его математические способности. Так, например, проводя на занятии по математике математическую разминку, я задала детям вопрос: «Курица стоит на одной ноге и весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на обе ноги?». Вначале дети затруднились с ответом, но когда я продемонстрировала им данную задачу наглядно (вызвала ребёнка, уточнила его вес, затем предложила встать ему на одной ноге, спросила детей, изменился ли вес, а затем предложила вновь встать на обе ноги и вновь уточнила вес). Таким образом, дети пришли к выводу, что вес человека или животного не меняется от количества точек опоры. А я лишний раз убедилась, что дети данной возрастной группы не сразу нашлись с ответом, потому что привыкли пересчитывать конкретные предметы: кубики, мячики, игрушки и т. д.

В беседе с учителями начальных классов, я выяснила, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Одна из причин данного явления – это недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук. Чтобы данная проблема коснулась моих воспитанников в наименьшей степени, на протяжении всего учебного года большое внимание уделяла укреплению мелкой моторики,

выполняя определё нные упражнения: пальчиковую гимнастику, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание верёвочек, вырезывание ножницами и т. д.)

Насколько хорошо не был бы подготовлен дошкольник к школе, тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение, поэтому наряду с образовательным процессом необходимо уделять большое внимание и социальной готовности ребёнка к школе, его коммуникативности.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинить своё поведение законам детских групп. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности, умение преодолевать трудности, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе группы.

Важной предпосылкой готовности ребёнка к школе является коммуникативная инициатива – способность ребёнка осознанно организовывать своё взаимодействие с воспитателем, а в дальнейшем и с учителем, например, задать вопрос по существу, спокойно выразить своё несогласие, попросить о помощи или самому предложить помощь.

Потребность и умение общаться со сверстниками является необходимым условием успешного обучения в школе. Осознавая важность умения общаться со сверстниками, воспитатель может помочь ребёнку в двух отношениях. Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребёнком. Во-вторых, нужно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, - удобное игровое пространство и игрушки.

Ответственность за подготовку ребёнка к школе в равной степени с педагогами ложиться и на родителей, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития детей. И поэтому в начале учебного года мною был составлен перспективный план работы с родителями на текущий учебный год. Я назову некоторые мероприятия, например, в начале учебного года с целью распространения педагогических знаний среди родителей, активизации родительского внимания к вопросам жизни ребёнка в детском саду, был оформлен информационный стенд; проведено родительское собрание – с целью знакомства родителей с задачами воспитания детей на учебный год и знакомства с возрастными особенностями детей. В течение года в индивидуальных беседах проводила консультации на темы: «Учимся, играя», цель которых заключалась в активизации педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребёнка в семье, повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребёнка в школе. Совместно с инструктором по физическому воспитанию был проведён физкультурный досуг, посвящённый Дню защитника Отечества, целью которого было привлечение внимания родителей к вопросам физического воспитания, пропаганда здорового образа жизни. С целью демонстрации творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков, развития эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, работников ДОУ, на протяжении учебного года в группе был проведён целый ряд утренников и развлечений, посвящённых различным праздникам и памятным датам. На протяжении учебного года для родителей был проведё н ряд консультаций на различную тематику: «Драчуны. Как исправить ситуацию?», «Роль отца в воспитании ребёнка», «О воспитании правдивости в детях», «Ребёнок и компьютер» и т. д. – целью которых было вовлечение родителей в педагогическую деятельность, решение проблем воспитания, изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания. Привлечение родителей к украшению группы к празднику Нового года, проведение субботников по благоустройству участка для прогулок – с целью формирования командного духа среди родителей, формировании положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. И, как итог работы с родителями, проведение родительского собрания с целью подведения итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.

Таким образом, можно сделать вывод, систематическая работа в ходе непосредственно-образовательной деятельности, правильная организация досуга, повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей даёт вполне положительный результат. Работу по подготовке детей подготовительной к школе группы «Золотая рыбка» можно признать положительной.

Публикации по теме:

Информационный материал для родителей будущих первоклассников «Готовность к школьному обучению» Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Доклад на педагогическом совете «Пескотерапия игра с песком как способ развития ребенка» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Доклад на пед. совете «Пескотерапия.

Доклад на педагогическом совете Реализация художественно- эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно- эстетическое развитие предлагает.

Доклад на педагогическом совете «Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников» Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так.

Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению» Требования, которые предъявляет ребёнку школа, или готовность к школьному обучению Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости.

Готовность ребенка к школьному обучению .

Консультация для родителей «Мотивационная готовность к школьному обучению» Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и,.

Отчет по самообразованию «Психологическая готовность детей к школьному обучению» Отчет по самообразованию педагога-психолога Бусаргиной Е. В. «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

Программа профессионального саморазвития «Мотивационная готовность детей подготовительной группы к школьному обучению» Актуальность темы: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог.

Консультация «Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению» Это интересно знать! (К вопросу Сейчас, наши дети стоят на пороге еще одной ступеньки детства, и этой ступенькой является школа. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для выступления на педагогическом совете «Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 18:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД