МААМ-картинки

Использование кинетического песка для развития речи у детей дошкольного возраста

Жанна Криворотенко
Использование кинетического песка для развития речи у детей дошкольного возраста

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка

К. Д. Ушинский

В наш технологический век, когда всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, дети уже в младшем возрасте предпочитают общению со сверстниками, прогулкам и спорту часами просиживать за компьютерными играми. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.

Публикация «Использование кинетического песка для развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях ДОУ.

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой, что большое количество детей испытывают определенные трудности в развитии речи.

Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных приемов и средств педагогического воздействия.

Я поставила перед собой задачу поиска наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме. Для успешной коррекции по формированию грамматического строя речи и моторики у детей старшего дошкольного возраста, я решила использовать в своей работе кинетический песок.

Цель моей работы стало:

создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Таким образом выполняются следующие образовательные задачи речевого развития :

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого приема, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов.

Изучение литературы выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики (Фридрих Фребель, Мария Монтессори, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова, А. М. Бородич, Л. А. Венгер, О. И. Соловьева) которые считали, что речевое развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, послужило основой моего педагогического опыта. Познакомившись с книгой Т. А. Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками», я пришла к идее внедрения песочной терапии. Ведь игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.

Я определила ключевое направление своей педагогической деятельности, которое заключалось в систематической последовательной работе и творческом подходе.

В своей деятельности стала использовать новый прием – это речевое развитие через игру с кинетическим песком. Сегодня кинетический песок приобретает всё большую популярность в работе с детьми.

Преимущества кинетического песка :

нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с раннего возраста;

просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;

в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза;

он рыхлый, но растягивается, из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде, не требуется специальной песочницы, условий хранения.

Работу с кинетическим песком я начала в 2018 году, когда мы с детьми перешли в среднюю группу. Мы познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником. Им оказался житель страны песочных игр Песочный человек. Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил некоторые правила поведения.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок, катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать, лепить,

И, конечно, говорить!

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием мяли песок, создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к кинетическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от знакомства с кинетическим песком. Спрашивала, на что он похож, что напоминает? Подбор упражнений на песке :

- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами.

Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка.

Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон, и появилась положительная мотивация к новому предмету для изучения. Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим восторгом рассказывали дома о кинетическом песке, поэтому родители проявили искреннюю заинтересованность.

После знакомства с кинетическим песком я его использовала в конструировании, лепке, т. к. он хорошо держит форму. Детям очень понравился этот песок и они стали использовать его в самостоятельной деятельности: сначала делали различные постройки, потом стали обыгрывать их с различными маленькими игрушками, придумывать сюжеты.

Для возникновения интереса у детей организовывала игры, стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты:

-рисование на песке разными предметами (игровое упражнение «Узоры на песке»);

-работа с помощью рук (игры «Отпечатки», «Необыкновенные следы»);

-поиск предметов, спрятанных в песке (игра «Прятки»);

-создание на песке композиций (игры «Дом», «Морской мир», «Волшебники», «Строим вместе»);

-придумывание историй, сказок (игра «Настроение», «Новая сказка»)

Кинетический песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо сломать или испортить.

В этот момент мне на помощь приходит театрализованная деятельность, которая сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в речевом развитии с использованием кинетического песка объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Одним из главных средств развития связной речи детей является сюжетно-ролевая игра. Атрибуты для игры можно построить из кинетического песка. Вспомогательным материалом могут служить фигурки животных. С помощью кинетического песка можно реализовать множество интересных сенсорных идей - посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит только от детской фантазии.

Занятия с кинетическим песком помогают детям развить речь и улучшить языковые навыки. Детям предлагают построить из песка волшебную страну и рассказать о ее жителях, спрятать или найти клад с сокровищами и рассказать, где он спрятан и многое другое.

Игры с песком помогают освоить процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны, открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумывать множество. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и развивает фантазию детей. Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты.

Я понимала, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были проведены консультации, открытое занятие «Путешествие в песочную страну» на день открытых дверей, беседы.

На родительском собрании рассказала родителям о кинетическом песке.

Совместно с родителями оборудовали уголок «песочная терапия», собрали тематический материал, маленькие игрушки и оборудование для работы с песком.

Так в жизни нашей группы появился кинетический песок.

По истечении 6 месяцев состояние речевого развития улучшилось у значительной части детей.

У родителей вырос уровень знаний по речевому развитию с использованием кинетического песка. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их, много семей сами приобрели кинетический песок и говорят о его благоприятном влиянии.

Я пришла к выводу, что кинетический песок подходит для обучения, игры и незаменим при стрессе у детей. По своей структуре он напоминает обычный песок, но кроме того, что из него можно лепить, строить, на нём можно рисовать и его можно резать, выдавливать специальным шприцом строгие формы.

Такой мега - тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче происходит развитие мелкой моторики, формируется представление о сенсорных эталонах. К тому же кинетический песок применяю в работе с гиперактивными детьми, как средство релаксации.

Таким образом, взаимодействие с кинетическим песком приводит к тому, что процесс познания и игры становится приятным, радостным.

Внедрение нового приема работы, игра с кинетическим песком, дал большой воспитательный и образовательный эффект:

Во-первых, существенно усилилось желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В- третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

В заключении хотелось бы отметить, что буду продолжать

работу по использованию кинетического песка в речевом развитии дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

В перспективе планирую использовать кинетический песок при проведении непосредственно - образовательной деятельности;

На математике рисовать цифры, геометрические фигуры;

В речевом развитии буду использовать режиссерскую игру, где артистами являются игрушки, сюжет придумывают дети, сами обыгрывают его.

Также планирую обобщить свой педагогический опыт на педсовете для воспитателей детского сада, а также на своем личном сайте.

Пополнение предметно-пространственной среды, создание методической папки: «Дидактические игры с использованием кинетического песка»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького.

Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.

Интегрированная ООД «Использование экспериментальной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 комбинированного вида городского округа Власиха Открытая интегрированная.

Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Развитие речи является сложным, длительным процессом, требующим большого количества времени и творческого подхода. В основе данного процесса,.

Конспект ООД с использованием кинетического песка «Путешествие в водный мир» Конспект ООД с использованием кинетического песка «Путешествие в водный мир» Цель: Продолжать формировать познавательно-исследовательскую.

Консультация для педагогов «Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил:.

Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста. Задачи: -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность,.

Использование Монтессори-материалов для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Научная публикация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В настоящее время.

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность.

Эффективное использование методических пособий из фетра для развития детей раннего дошкольного возраста Наши дети вдохновляют нас на творчество, придумывая и изобретая что-то новое. Всегда во все времена ценились вещи, сделанные своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинетического песка для развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 17:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД